11.09.2023
Методика оценки профессиональной
компетентности педагога дошкольного образования.
Методика включает в себя оценку профессиональных компетентностей
педагогов дошкольного образования в соответствии с их должностями. Критерии
оценки разработаны на основе требований к трудовым функциям педагогов в
соответствии с Профессиональными стандартами, утвержденными Министерством труда
Российской Федерации.
Инструментом оценки являются оценочные
листы профессиональных компетентностей педагогов в соответствии с
педагогической должностью. Метод оценки – прием «Вертикаль». Лист оценки содержит в себе перечень
критериев оценки профессиональной компетентности педагога (внесены слева в
оценочный лист). Справа от показателей располагается общепринятая шкала оценок
от 1 до 10. Шкала оценок включает в себя оценку выполнения трудовой функции от
1, когда трудовая функция выполняется неудовлетворительно и до 10, когда
функция выполняется превосходно.
Значение показателей:
1 –
неудовлетворительно
2 –
почти удовлетворительно
3 –
удовлетворительно
4 –
весьма удовлетворительно
5 –
почти хорошо
6 – хорошо
7 –
очень хорошо
8 –
почти отлично
9 –
отлично
10 – превосходно
В листе оценки,
анализируя каждый критерий, напротив в шкале оценок выбирается показатель
(уровень развития данной компетентности), имеющийся у педагога в настоящее
время и ставится любой символ (точка, звездочка и т.д.). Далее, после того, как
все критерии будут оценены, эти значки соединяются вертикально по порядку от
верхнего символа до самого нижнего, образуя определенную кривую. Затем
посредине листа (разделяя шкалу оценки пополам) проводится медиана
(вертикальная прямая). Таким образом, образуются две зоны сформированности
компетенций педагога: слева – «зона роста» (над чем необходимо работать,
данные компетенции необходимо развивать), а справа – «актуальная зона» - сильные стороны, на которые педагог в своем
профессиональном развитии может опираться.
На основе полученных оценочных результатов формируется индивидуальный
маршрут развития педагога.
Данная оценка может проводиться как методистом, так и самим педагогом.
Лист оценки можно использовать неоднократно, сформированные графики покажут
динамику профессионального развития педагога.
Для определения уровня развития профессиональной компетентности педагога
складываются все показатели по критериям листа оценки и выводится средний
арифметический балл. Далее полученные данные сравниваются с таблицей и педагогу
присваивается профессиональный «статус» на текущий момент времени, который
соответствует определенному уровню развития профессиональной компетентности педагога
в настоящее время.
Средний
балл по
итогам мониторинга |
Профессиональный
статус педагога |
Уровень развития
профессиональной компетентности педагога в соответствии со шкалой оценки: |
1 |
Дилетант |
профессионализма |
2 |
Новичок |
|
3 |
Дебютант |
|
4 |
Знаток |
II уровень
развития профессионализма |
5 |
Специалист |
|
6 |
Мастер |
III уровень
развития профессионализма |
7 |
Эксперт |
|
8 |
Профессионал |
IV уровень
развития профессионализма |
9 |
Суперпрофессионал |
|
10 |
Авторитет |