Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детского сада № 131
Описание образовательной программы
Аннотация к основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования
МАДОУ детского сада № 131
Основная общеобразовательная программа - образовательная программа МАДОУ детского сада - это нормативный документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.
В детском саду Программа реализуется в
группах общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от 2-х до 7
лет.
Срок
реализации Программы – 5 лет. С
учетом жизненной ситуации ребенка сроки освоения образовательной Программы
могут быть сокращены.
Обучение и воспитание в группах ведется на
русском языке.
Содержание Программы в соответствии с
требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный
и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
Программа Разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и
федеральной образовательной программой дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
Часть Программы,
формируемая участниками образовательных отношений, представлена с
учетом приоритетного направления деятельности МАДОУ (познавательно-речевое
развитие воспитанников), особенностей и сложившихся традиций МАДОУ,
муниципального образования «город Екатеринбург», региональных особенностей
Свердловской области, а также с учетом потребностей и интересов воспитанников,
образовательных запросов их родителей и возможностей педагогического
коллектива.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений разработана на основе выбранных и разработанных
самостоятельно участниками образовательных отношений образовательных программ,
педагогических технологий и методических пособий:
-
Парциальной
модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе
познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного
возраста»/ Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин – М. БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2019;
-
Образовательной
программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех
лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец,
И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной
мир», 2019
Цель программы: Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации», направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через решение
следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО):
1)
обеспечение единых для Российской
Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной
программы ДО;
2)
охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3)
приобщение детей (в соответствии с
возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
4)
обеспечение равных возможностей для
полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо
от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
5)
создание благоприятных условий развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6)
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
7)
формирование общей культуры личности
детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития
физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок
учебной деятельности;
8)
формирование социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
9)
обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального
общего образования;
11) достижение
детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. За основу
коррекции речевых нарушений воспитанников взята коррекционная программа:
«Программа логопедической помощи по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей» / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – Москва
«Просвещение», 2008. Профилактика эмоционально-личностного благополучия и
развития воспитанников осуществляется посредством программы интеллектуального,
эмоционального и волевого развития дошкольников «Цветик-семицветик» / Куржаева
Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
В соответствии со Стандартом Программа
построена на следующих принципах:
1)
полноценное проживание ребенком всех
этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
2)
построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего
образования, становится
субъектом образования;
3)
содействие и сотрудничество детей и
родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих
участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а
также педагогических работников[1] (далее вместе - взрослые);
4)
признание ребёнка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
5)
поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности;
6)
сотрудничество ДОО с семьей;
7)
приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
8)
формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9)
возрастная адекватность дошкольного
образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
10) учет
этнокультурной ситуации развития детей.
Основные подходы к формированию Программы:
Программа:
‒
сформирована на основе требований ФГОС ДО
и ФОП ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного
образования;
‒
определяет содержание и организацию
образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;
‒
обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;
‒
сформирована как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,
развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (базовые объем, содержание и планируемые
результаты освоения Программы).
Планируемые результаты (Целевые ориентиры) на этапе завершения освоения
Программы.
Раннее детство (к трем годам):
•
у ребенка развита крупная моторика, он активно
использует освоенные ранее движения, начинает осваивать
бег, прыжки, повторяет
за взрослым простые
имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения
по зрительному и звуковому ориентирам;
•
ребёнок
демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими
навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому
подобное);
•
ребёнок
стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет
интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
•
ребёнок
понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
•
ребёнок
способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно
поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности
продвигаться к цели;
•
ребёнок
владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые
предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами;
•
ребёнок
проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
•
ребёнок
рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
•
ребёнок
различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных
пространственных и временных отношениях; ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские
действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его
деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные
представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
•
ребёнок
имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и
их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с
природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым
объектам;
•
ребёнок
с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные
движения;
•
ребёнок
эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
•
ребёнок
осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу
к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки,
колечки, лепешки;
•
ребёнок
активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и
назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
•
ребёнок
в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным»
и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и
социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания),
заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»).
Дошкольное
детство (к семи годам):
К концу дошкольного возраста:
•
у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества;
•
ребёнок
владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать
свои движение и управлять ими;
•
ребёнок
соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
•
ребёнок
результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные
движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает
простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
•
ребёнок
проявляет элементы творчества в двигательной деятельности; ребёнок проявляет
нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей
двигательной деятельности;
•
ребёнок
проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий
физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
•
ребёнок
имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной
деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и
сохранить его;
•
ребёнок
владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и
здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
•
ребёнок
соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах
деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
•
ребёнок
владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и
дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты
конструктивными способами;
•
ребёнок
способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать
свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных
ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребёнок стремится сохранять
позитивную самооценку;
•
ребёнок
проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и
самому себе;
•
у
ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
•
ребёнок
способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие,
сопереживание, содействие);
•
ребёнок
способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и
соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
•
ребёнок
способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные
задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской
деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
•
ребёнок
владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и
сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией
общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
•
ребёнок
знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров,
имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам
познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их
поведения, оценивает поступки литературных героев;
•
ребёнок
обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет:
элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории,
искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об
обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к
нему;
•
ребёнок
проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей
реальности, использует основные культурные способы деятельности;
•
ребёнок
имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о
важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии
стран и народов мира;
•
ребёнок
способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме,
величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять,
сравнивать, вычислять и тому подобное;
•
ребёнок
имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует
задачу исследования, использует разные способы и средства проверки
предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые
цифровые средства и другое;
•
ребёнок
имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы
России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях
живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы,
сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет
сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила
поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое
отношение к ней;
•
ребёнок
способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет
предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной
деятельности;
•
ребёнок
выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с
различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об
искусстве;
•
ребёнок
владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в
различных видах деятельности и искусства; использует различные технические
приемы в свободной художественной деятельности;
•
ребёнок
участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ,
тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных
проектах;
•
ребёнок
самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной
передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и
композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;
•
ребёнок
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации,
предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных,
вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные
средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами
партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
•
ребёнок
проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и
познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить
содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным
выполнением правил всеми участниками;
•
ребёнок
способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы
готовности к школьному обучению.
Содержательный раздел Программы включает
описание:
‒
задач и содержания образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной
программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания.
‒
вариативных форм, способов, методов и
средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов;
‒
особенностей образовательной деятельности
разных видов и культурных практик;
‒
способов поддержки детской инициативы;
‒
особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒
образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую
программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание:
‒
психолого-педагогических и кадровых
условий реализации Программы;
‒
организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒
материально-техническое обеспечение
Программы;
‒
обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания.
В
разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах,
календарный план воспитательной работы.
[1] Пункт 21 статьи 2
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (Собрание законодательств Российской Федерации, 2012, № 53, ст.
7598).