Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ ведется работа по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад имеет следующее условия:
- обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада;
- консультирование по всем интересующим вопросам лично, посредством электронной почты.
Для детей, детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ созданы все необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должно быть направлено на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательных программ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
- освоение детьми с ОВЗ образовательных программ, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В МАДОУ
созданы специальные условия для воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья, обучающихся по «Адаптированной образовательной программе
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» и включают в
себя:материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, особенности
организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а
также психолого-педагогически, кадровые и финансовые условия реализации
программы.
В групповых
помещениях МАДОУ обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение
укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими
коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед (имеет дополнительное образование по тифло и сурдо переводчика), педагог-психолог,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский
работник.
При
организации образовательной и игровой деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного
размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры,
мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, центры песка и воды,
релаксационное оборудование.
В
МАДОУ функционирует Психолого-педагогический консилиум.
Официальный
сайт МАДОУ имеет версию для слабовидящих.
Дети с ОВЗ
небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном
процессе на общих основаниях.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МАДОУ оборудовано 11 групповых помещений, оборудованных
средствами и материалами для проведения практических занятий, объектов спорта,
средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами, лицами с ОВЗ (небольшой и средней тяжести) на общих основаниях.
В состав групповых ячеек входят:
раздевальная (приёмная), групповая (для проведения игр, занятий, приема пищи),
спальня, туалетная комната. Все группы оснащены необходимой мебелью,
оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников, требованиями основной общеобразовательной программы МАДОУ и ФГОС
ДО.
В групповой ячейке каждому ребенку
обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды и др.
Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная
верандой (в случае плохой погоды), песочницей, малыми формами в соответствии с
возрастом.
Оборудование основных помещений
соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические
требования. В помещениях и на прогулочном участке в соответствии с возрастом
детей организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная
играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями. Пространство группы
организовывается в виде хорошо разграниченных центров (центр природы, центр
книги, центр изобразительной деятельности, центр безопасности, центр
театрализованных игр, центр двигательных игр, центр сюжетно – ролевых игр,
центр конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих
материалов. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать
интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает
возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей.
В каждой возрастной группе созданы условия
для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех
видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной,
познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой.
Организованная таким образом развивающая
предметно-пространственная среда позволяет детям в соответствии со своими
интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг
другу.
Для
организации эффективной образовательной деятельности с воспитанниками с
тяжелыми нарушениями речи в МАДОУ оборудованы специальные учебные кабинеты:
логопедический кабинет, в котором с детьми занимается учитель-логопед в соответствии
с расписанием и кабинет педагога-психолога, в котором также организована
необходимая коррекционно-развивающая работа специалиста в соответствии с
имеющимся расписанием.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения занятий с детьми, детьми - инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ имеются:учебные кабинеты: музыкальный зал – 1;
физкультурный зал -1, методический кабинет -1, кабинет учителя-логопеда – 3,
кабинет педагога-психолога – 1, Монтессори-класс – 1.
Все объекты частично приспособлены для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Все
практические занятия, предусмотренные«Адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» организуются педагогами в
процессе групповых, индивидуальных или подгрупповых занятий во всех учебных
кабинетах. В каждой возрастной группе имеются центры по развитию речи
воспитанников.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья создан библиотечный фонднеобходимой детской художественной и учебно-методической литературы, периодической печати.
В каждой группе детского сада созданы речевые уголки,
включающие в себя:
- уголок развития речи - развивающие игры, наборы
сюжетных и предметных картинок;
- книжный уголок;
- сюжетно-ролевая игра «Библиотека» (старший
дошкольный возраст);
- театральные уголки с различными видами театров.
В кабинетах учителя-логопеда
и педагога-психолога имеется полный комплект программно-методического
обеспечения, наглядных пособий для осуществления образовательной деятельности
по«Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи», в том числе предназначенных для использования лицами с
ОВЗ (небольшой и средней тяжести) на общих основаниях.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дети, дети - инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность заниматься спортом,полноценной двигательной деятельностью, в МАДОУ созданы условия для формирования основных двигательных
умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма,
развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный
зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, образовательная деятельность,
физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное
оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной
работы: гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь,
мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и
перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений
опорно-двигательного аппарата.
Оборудование и инвентарь соответствуют
правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики. Размеры
и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим
особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении имеются все необходимые пособия, технические средстваобучения и воспитания,
используемые в соответствии с ФГОС ДО как условия реализации Основной образовательной
программы дошкольного образования и совокупность учебно-методических
материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение
воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на
следующие виды:
печатные- учебники, пособияи др.;
электронные- мультимедийные обучающие комплекты;
аудиовизуальные- слайды, обучающие видеофильмы и т.д.;
наглядные плоскостные- плакаты, карты, настенные магнитные
доски и др.;
демонстрационные- муляжи, макеты, стенды и др.;
спортивные- спортивное оборудование.
Дошкольное учреждение оснащено
необходимыми средствами обучения и воспитания по "Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи":игровым оборудованием, дидактическими и развивающими
играми, учебно-методическими и наглядными пособиями, в том числе электронными
пособиями различной направленности, в том числе приспособленных для использования лицами с
ОВЗ (небольшой и средней тяжести) на общих основаниях.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения беспрепятственного доступа иперемещения по зданию (пути движения внутри здания, включая пути эвакуации) в МАДОУ имеется: специально оборудованная на территории детского сада автомобильная стоянка, домофон и телефон охранника на калитке, скаты с тротуаров,переносные двухсекционные телескопические рампы,специально оборудованная кнопка вызова персонала, тактильная информационная вывеска Брайля, графические тактильные знаки и таблички, дублирующие зрительную информацию для инвалидов, размещена маркировка (специальная контрастная лента) для обозначения потенциально опасных мест здания.
Здание оснащено системой видеонаблюдения и
противопожарной сигнализации.
Доступ к кабинетам администрации,
методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством
предоставления сопровождающего лица.
Специальные условия питания
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ организовано 4-х разовое питание. Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей железом, селеном, йодом, цинком, кальцием и др. может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т.п. Поэтому определяющим принципом организации детского питания должно стать сбалансированное питание. Питание воспитанников в МАДОУ организовано в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Учреждение работает по 20-дневному меню, утвержденному заведующим МАДОУ. В рационе питания используются пищевые продукты, обогащенные незаменимыми микронутриентами такими как: йодированная соль, витаминизированные соки, кисели и напитки, витаминизированный хлеб. Проводится круглогодичная с- витаминизация.
При поступлении ребенка с пищевой аллергией, другими отклонениями в
здоровье, детей – инвалидов, требующим коррекции питания в МАДОУ:
ü родители (законные представители) ребенка должны предоставить справку
от врача специалиста (аллерголога, гастроэнтеролога и др.) либо данная
информация должна быть отражена в форме №026/у-2000), где медицинскими
работниками прописываются рекомендации по ограничению (исключению) в питании
ребенка продуктов аллергенов на основании заключения врача специалиста
ü на основании данных документов
заведующий издает приказ и информирует медицинского работника, воспитателей,
сотрудников пищеблока
ü медицинские работники согласовывают с сотрудниками пищеблока,
родителем (законным представителем) воспитанника конкретные ограничения в
питании конкретного ребенка
ü пища для данных детей работниками пищеблока готовится отдельно по безмолочному (либо по безглютеновому и др.) меню
ü ежедневное нахождение данных детей контролируется делопроизводителем и
им информация о количестве передается на пищеблок шеф-повару.
Специальные условия охраны здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья организацию оказания первой медико-санитарной помощи в МАДОУ осуществляет МАУ "Детская городская поликлиника №8", руководствуясь совместным Приказом Министерства здравоохранения СО № 1178-П и Министерства общего и профессионального образования СО № 210-д от 16.09.2014г. "О совершенствовании медицинского обеспечения в образовательных организациях Свердловской области.
В соответствии с лицензией и соглашением с МАУ «Детская городская поликлиника № 8» об осуществлении медицинской деятельности в МАДОУ организовано медицинское обслуживание старшей медицинской сестрой и врачом.
Медицинские работники осуществляют комплекс профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий:
- организуют и проводят профилактические медицинские осмотры воспитанников, дают комплексное заключение о состоянии их здоровья;
- организуют и проводят иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря по эпидемическим показаниям;
- осуществляют медицинский контроль за организацией образовательного процесса, физическим воспитанием, санитарно-гигиеническим состоянием МАДОУ;
- следят за организацией питания;
организуют и проводят противоэпидемические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательном учреждении;
- предоставляют родителям (законным представителям) информацию о результатах профилактических осмотров;
- проводят анализ состояния здоровья воспитанников, эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий, анализ состояния иммунизации, доводит данную информацию до заведующего образовательным учреждением;
- оказывают воспитанникам медицинскую помощь при неотложных состояниях;
- ведут утвержденные формы учетной и отчетной документации.
Медицинский блок оснащен необходимым современным оборудованием и медикаментами, что позволяет качественно осуществлять медицинское обслуживание воспитанников.
МАДОУ на протяжении многих лет работает над внедрением здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс, созданы специальные условия для охраны и укрепления здоровья детей, реализуется программа «Будь здоров! Всегда здоров!», разработан план оздоровительных и профилактических мероприятий с детьми. Для эффективной организации проводится мониторинг здоровья воспитанников. Общая здоровьесберегающая направленность оздоровительного процесса в МАДОУ включает: систему закаливания, двигательный режим и двигательную активность, профилактические мероприятия, создание эмоционально – психологически комфортной среды, организацию правильного питания.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МАДОУ формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о его деятельности, и обеспечивает доступ к этим ресурсам посредством размещения их в информационно-коммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте МАДОУ в сети "Интернет", который имеет специальную версию для слабовидящих.
Для работы с детьми, детьми - инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья дошкольное учреждение имеет подключение к сети Интернет. В настоящее время использование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Инновационные технологии позволяют поддерживать мотивацию ребенка, заинтересованность его в получении и закреплении новых знаний, помочь ему найти свою нишу в окружающем его пространстве.
Основные направления использования ИКТ:
- оптимизация процесса электронного документооборота;
- создание электронных баз данных;
- повышение квалификации педагогов МАДОУ;
- развитие материально-технической базы МАДОУ;
- ведение сайта;
- проведение методических мероприятий с использованием ИКТ;
- организация конкурса методических разработок с использованием ИКТ;
- включение ИКТ в образовательный процесс;
- использование новых форм работы с детьми с применением ИКТ (участие в сетевых конкурсах, проектах, мероприятиях, публикации в сети Интернет);
- использование готовых цифровых образовательных ресурсов.
Доступ педагогов к информационно - телекоммуникационным системам осуществляется через сеть Wi-Fi во всех помещениях МАДОУ со всех устройств, поддерживающих данную сеть, а также винформационно - методическом кабинете, оборудованном персональными компьютерами, имеющими проводной доступ в сеть Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для повышения качества педагогического процесса используются электронные образовательные ресурсы: собственные электронные образовательные и информационные ресурсы, сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы.Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования.
Для повышения качества педагогического процесса используются следующие электронные образовательные ресурсы:
Собственные электронные ресурсы:
- мультимедийные презентации;
- видеозаписи;
- мультипликационные фильмы, созданные детьми;
- интерактивные игры;
- мобильное электронное образование.
Сторонние электронные образовательные и
информационные ресурсы:
- обучающие фильмы;
- звуковые файлы;
- программное обеспечение интерактивных
досок;
- программное обеспечение к программе «Предшкола нового поколения»
(электронные книги);
- программное обеспечение (развивающие и
обучающие компьютерные игры) «Окружающий мир», «Математическое представление»,
«Речевое развитие», "Познавательное развитие";
- программное обеспечение программы
дополнительного образования "Робототехника".
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МАДОУ имеются технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования для
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья (нарушение речи):
Кабинет учителя-
логопеда содержит:
- ноутбук
- дивайс (электронный учебник)
- материалы и игры по
темам
- зеркало с лампой
дополнительного освещения
- дыхательные
тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки
материалов для автоматизации и дифференциации звуков
- логопедические
альбомы для обследования
- предметные и
сюжетные картинки по лексическим темам
- настольно-печатные
дидактические игры
- алгоритмы, схемы,
мнемотаблицы
- методическая, дидактическая, справочная и художественная
литература.
В группах установлены интерактивные доски,
имеются ноутбуки, магнитофоны в каждой возрастной группе. Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном
процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МАДОУ оборудованием.