23.10.2020
Как говорить с детьми о безопасности |
ü Ребенок не должен думать, что мир — это страшное место |
То, как ребенок воспримет
разговор о безопасности, зависит от его возраста, от отношений с родителями и,
конечно, от того, как рассказывать.
Часто взрослые из самых
благих побуждений показывают детям страшные, отталкивающие кадры, чтобы они уж
точно запомнили что-то важное. Однако такая подача информации и взрослым
тяжела, а детям откровенно вредит.
ü
Если ребенок увидел по телевизору
что-то, что его испугало, надо объяснить, что произошло, и спокойно
рассказать, как этого избежать. |
Надо следить, чтобы у
ребенка не возникло впечатление, что мир – это страшное место, и лучше вовсе не
выходить из комнаты. С другой – пояснять, что опасности существуют, и дать
инструкцию, как поступить в той или иной ситуации.
ПРИМЕР: вы из города приехали в деревню и говорите ребенку: «Не ходи в
уличный туалет, там огромная дыра, ты туда провалишься». Вроде предупредили,
но это не особо поможет. Будет лучше, если вы скажете: «Каждый раз, когда ты
идешь туда, позови папу или маму, предупреди взрослых. Давай мы отведем тебя
туда за руку, постоим рядом, положим доску поперек дыры, чтобы ты не упал». |
Учить
безопасности нужно постоянно |
Время от времени происходят события, которые не могут не
волновать родителей.
Тревожные или просто напуганные новостями родители часто
хотят в профилактических целях провести беседу с ребенком по этому поводу.
Поскольку такие беседы и предупреждения с точки зрения ребенка происходят
вдруг, они выглядят как нарушение его границ, а не забота.
ü Беседы о безопасности
должны быть частью повседневного бытового общения, проходить по случаю и
между делом. |
Когда же они
возникают как некое событие, специальный разговор, – это отталкивает. Особенно,
подростков. Единственное, что работает, – это доверительный разговор: «Я
слышала, бывает, что кто-то пишет как будто от имени друга, а потом
оказывается, что этот человек – не тот, за кого себя выдает. Вот я и
встревожилась. А ты всех своих друзей, с которыми общаешься в интернете, знаешь? Ты не замечал ничего странного?»
ü Рассказывайте о своем детстве, про знакомых и
друзей, но учитывайте, что чем младше ребенок, тем важнее, чтобы в рассказе
был хороший конец. |
Правила
безопасности можно обсуждать, когда вы смотрите мультфильмы, читаете сказки. Например, читая «Снежную королеву», можно
обратить внимание ребенка на то, как Герда попала в сад старушки, которая умела
колдовать: заговорила с ней, вошла в ее дом, и старушка сделала так, что
девочка все забыла и осталась у нее. То есть добрая старушка оказалась не такой
уж и доброй!
Важно,
сохраняя доверие ребенка к миру, давать ему через эти истории четкие алгоритмы
поведения в разных обстоятельствах.
Контролируйте свои эмоции |
Во время
беседы важно эмоциональное состояние самого взрослого.
Это не значит,
что нельзя показывать своих чувств – во многих ситуациях это просто невозможно.
Но, в любом случае, демонстрируйте, что вы знаете, что делать, и способны
контролировать свои эмоции.
Не учите ребенка всех слушаться
Какие дети чаще спасаются? Непокорные. Те, у
кого в семье есть право голоса. Это дети, не всегда удобные для учителей и
воспитателей, но они скорее смогут сказать «нет», «не хочу» и не постесняются
закричать.
Инструкторы по безопасности в том числе учат детей в
экстренных ситуациях проявлять нестандартное, социально не одобряемое
поведение: если тебя на улице кто-то схватил и повел за руку – падай и кричи,
не бойся, что земля грязная, что кричать и валяться нельзя. |
Для тренировки можно с ребенком покричать и
попадать. Это может выглядеть как игра, но в нужный момент вспомнится.
Объясните ребенку, что трогать его могут только
близкие люди, и только – с его разрешения и, если ситуация кажется ему
странной, то не имеет значения, кто этот человек: родственник, друг или сосед.
ПОМНИТЕ, что безопасность
превыше всего!