27.05.2020
27.05.2020
Критерии и уровни развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста, участвующих в реализации проекта «Детская академия изобретательства»
1. Критерии для определения уровня развития творческих способностей (основа: исследования Л.Н. Дроздиковой, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьякова).
1.1. Интеллектуальные (познавательные) качества (диагностические методики: Л. А. Венгер «Лабиринт», Прогрессивные матрицы Равена).
1.2. Дивергентное мышление и воображение (диагностические методики: Т. С. Комарова «Шесть кругов», О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»).
1.3. Социально-психологические (коммуникативные) качества (диагностическая методика Г. А. Цукерман «Рукавички»).
2. Уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
название уровня |
характеристика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста |
низкий уровень |
интеллектуальные (познавательные) качества: дети находятся на начальном этапе формирования начально-образной ориентировки в пространстве, могут ориентироваться на один признак, но часто допускают ошибки, при выполнении заданий на выявление уровня аналитико-синтетических способностей дети допускают ошибки в нахождении закономерностей при выполнении простых заданий дивергентное мышление: дети создают менее 3 образов, образы учащихся абстрактны, выделяются 1-2 характерных признака предмета при создании образа, но несущественные, работу выполняют не в полном объеме, так как быстро теряют интерес; социально-психологические (коммуникативные) качества: При выполнении совместной работы дети отказываются договариваться, не проявляют инициативу, при планировании работы или не включаются или конфликтуют; |
средний уровень |
интеллектуальные (познавательные) качества: при выполнении заданий на наглядно-образное мышление ориентируются только в простой структуре, дети видят закономерности при выполнении простых заданий, но при усложнении заданий не могут справиться с работой дивергентное мышление: дети создают от 3-5 образов, образы учащихся схематичны, полученные образы повторяются, дети выделяют 2-3 характерных признака; социально-психологические (коммуникативные) качества: в совместной работе не всегда согласовывают действия с партнером, не проявляют инициативу, в процессе работы иногда |
осуществляют контроль партнера и самоконтроль; |
|
высокий уровень |
интеллектуальные (познавательные) качества: наличие достаточной развитости наглядно-образного мышления, дети видят закономерности при выполнении определенных заданий, но в сложных ситуациях могут сомневаться в обнаружении закономерности дивергентное мышление: дети создают оригинальные образы, полученные образы не повторяются, дети выделяют характерные признаки предметов; социально-психологические (коммуникативные) качества: дети открыты к сотрудничеству, в совместной работе планируют деятельность, проявляют инициативу, предлагая возможные варианты действий, в процессе работы осуществляют контроль партнера и самоконтроль. |
Результаты
уровней развития творческих способностей детей дошкольного возраста
(форма таблицы)
№ п/п |
Имя, первая буква фамилии ребёнка |
Уровень развития критерия (по диагностическим методикам) |
Общий уровень |
||||
1 («Лабиринт») |
2 (Матрицы Равена) |
3 («Шесть кругов») |
4 («Дорисовывание фигур») |
5 («Рукавички») |
|||
Образец:
№ п/п |
Уровень развития критерия (по диагностическим методикам) |
Общий уровень |
|||||
1 («Лабиринт») |
2 (Матрицы Равена) |
3 («Шесть кругов») |
4 («Дорисовывание фигур») |
5 («Рукавички») |
|||
1 |
Петя К. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
2 |
Иван С. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
средний |
3 |
Слава К. |
высокий |
средний |
высокий |
средний |
средний |
средний |
4 |
Маша И. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |