Аннотация к Рабочей программе учителя-логопеда МАДОУ детского сада № 131 Рабочая программа учителя-логопеда (далее по тексту – Программа) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 131 (далее по тексту – МАДОУ) разработана в соответствии с современными нормативными требованиями с учетом образовательных программ, технологий, методических и научнопрактических материалов, соответствующих Стандарту. Программа - это нормативный документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса (содержание, формы, применяемые педагогические технологии, методы и приемы), его ресурсное обеспечение (материально-технические, программно-методические, медико-социальные условия пребывания детей в детском саду), разработанный с учетом особенностей воспитанников детского сада и потребностей их родителей. В детском саду Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от 5-ти до 7-ми лет. Срок реализации Программы – 2 года. С учетом жизненной ситуации ребенка и индивидуальным достижением результатов освоения программы сроки освоения образовательной Программы могут быть сокращены. Обучение ведется на русском языке. Данная Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психологопедагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Основной базой рабочей программы являются: Основная общеобразовательная программа МАДОУ; «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим нкдоразвитием речи) с 3 до 7 лет» / В.Н. Нищева – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. Психологические и возрастные особенности и возможности детей данных категорий. Коррекционная работа для детей с различными нарушениями речи учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности данной категории детей. МАДОУ осуществляет коррекционную работу по оказанию помощи детям, имеющим различные речевые нарушения, в условиях логопедического пункта. Логопедический пункт является структурным подразделением МАДОУ. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Цель Программы: ранее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. Задачи Программы: осуществление диагностики речевого развития детей; определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей; взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями; организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития; распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия. Основные направления работы по развитию речи детей в МАДОУ: Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение) Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения) Воспитание любви и интереса к художественному слову посредством приобщения детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; Развитие связной речи (диалогическая, разговорная), монологическая ( рассказывание) Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове) Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование) Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Планируемые результаты (Целевые ориентиры) освоения программы. Планируемый результат речевого развития детей 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня Фонематические процессы Звуковой анализ и синтез выделять гласные звуки из ряда других звуков выделять ударный гласный из начала слова выделять первый и последний согласный в слове дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков, слогов и слов определять место звука в слове. Выполнять анализ и синтез звукоряда (А У Лексико-грамматические категории употреблять множественное число существительных (утка- утки) употреблять формы родительного падежа с предлогом У (У Тани сапоги) согласовывать притяжательные местоимения мой, моя, моё с существительными по родам употреблять глаголы прошедшего времени во множественном числе. Связная речь составлять предложения по демонстрации действий, опорным словам, вопросам, по картине объединять эти предложения в короткий текст распространять предложения путём введения однородных слов составлять рассказы по картине, по серии картин, устанавливать причинно – следственные связи И, УИ А), обратных и прямых слогов выполнять анализ и синтез односложных слов (лак, стул…) преобразовывать слоги и слова путём изменения одного звука (от-ут, лакбак) уметь выделять фишками разного цвета гласные и согласные звуки уметь составлять звукослоговую схему слова согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, синяя ваза, синее пальто, синие цветы) образовывать относительные прилагательные согласовывать числительные с существительными подбирать однокоренные слова образовывать сложные слова образовывать уменьшительную форму существительных подбирать приставочные глаголы употреблять предложные конструкции подбирать слова с противоположным значением образовывать существительные от глаголов и наоборот пересказывать небольшие литературные произведения, сказки заучивать стихотворения употреблять сложносочинённые предложения с разными придаточными -составлять разные виды рассказов с использованием моделей, схем, картиннографических планов Планируемый результат речевого развития детей 7 лет с общим недоразвитием речи III уровня Фонематические процессы. Лексико-грамматические Связная речь Звуковой анализ и синтез категории выделять начальный употреблять в речи глаголы в самостоятельно высказываться гласный звук из состава разных временных формах, о людях разных профессий; слов: у – утка – в этом слове отвечающих на вопросы: что употреблять в самостоятельной первый звук у; делать? что делает? что сделал? речи названия профессий и что будет делать? анализировать ряд, действий, связанных с ними; состоящий из двух-трех с изменяющейся основой (иду – употреблять в самостоятельной гласных (аиу – здесь три пошел). речи простые и сложные звука); в форме будущего простого и анализировать и сложного времени с частицей – предложения со значением синтезировать слоги ся и без нее; противопоставления (а, но), обратного типа ГС. с оттенками значений разделения (или); овладеть умением выделять (переливать, выливать, употреблять в самостоятельной последний и первый (из слов подшивать, кроить, речи целевые, временные, типа СГС) согласный из перекраивать, выкраивать); причинные конструкции в слов; глаголы и существительные в соответствии с вопросами, выполнять анализ и синтез единственном и множественном прямых слогов типа СГ; числе; когда? почему? зачем? составлять и читать прямые согласовывать прилагательные, распространять предложения и обратные слоги, обозначающие цвет (оттенки), однородными членами; форму, размер, вкус; анализировать и составлять предложения: синтезировать прямые прилагательные и числительные по вопросам, по демонстрации слоги; с существительными; действий, по картине; употреблять термины числительные с «звук», «слог», «слово», существительными; «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук». делить слова на слоги. выделять ударный звук подбирать однородные прилагательные к существительному, употреблять притяжательные прилагательные. прилагательные со значениями соотнесенности с продуктами питания, материалом, растениями; слова с эмоциональнооттеночным значением; образовывать сравнительную степень прилагательных; прилагательные типа: одно-, двухэтажный, многоэтажный. сложные слова, родственные; существительные от глаголов; слова с ласкательными и увеличительными оттенками; предложения с однородными членами; подбирать однородные определения, сказуемые; определения, дополнения, усвоить простые случаи: переносного значения слов, многозначности слов; слова с противоположным значением. использовать в речи слова, обозначающие моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений; владеть умением самостоятельной постановки вопросов; самостоятельно использовать предлоги для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов; сложные предлоги из-за, изпод,над, между, из-за, из-под. последовательно передавать содержание литературного текста. составлять рассказы по картине (в объеме 5 – 7 предложений); самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке; составлять описания животных, птиц, описание их повадок, рассказы-описания овощей, фруктов по заданному плану: рассказ о любой игрушке с использованием описательных приемов в самостоятельной речи; пересказывать с изменением времени действий; рассказывать от имени другого лица, сказки – драматизации; использовать диалог, выразительную передачу в лицах интонации разных героев; понимать логику развития сюжета, эмоциональную передачу переживаний действующих лиц. придумывать и составлять загадки путем использования приема сравнения. Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников, Организационный раздел Программы содержит перечень нормативных, нормативнометодических и литературных источников Программы.