Аннотация к Рабочей программе учителя-логопеда МАДОУ детского сада № 131

Аннотация к Рабочей программе учителя-логопеда МАДОУ детского сада № 131
Рабочая программа учителя-логопеда (далее по тексту – Программа) Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 131 (далее по
тексту – МАДОУ) разработана в соответствии с современными нормативными
требованиями с учетом образовательных программ, технологий, методических и научнопрактических материалов, соответствующих Стандарту.
Программа - это нормативный документ, характеризующий специфику содержания
образования и особенности организации образовательного процесса (содержание, формы,
применяемые педагогические технологии, методы и приемы), его ресурсное обеспечение
(материально-технические, программно-методические, медико-социальные условия
пребывания детей в детском саду), разработанный с учетом особенностей воспитанников
детского сада и потребностей их родителей.
В детском саду Программа реализуется в группах общеразвивающей
направленности для воспитанников в возрасте от 5-ти до 7-ми лет.
Срок реализации Программы – 2 года. С учетом жизненной ситуации ребенка и
индивидуальным достижением результатов освоения программы сроки освоения
образовательной Программы могут быть сокращены.
Обучение ведется на русском языке.
Данная
Программа
представляет
коррекционно-развивающую
систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка,
интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий
языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных
способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с
речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем
при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Теоретической и методологической основой программы являются:
 положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом
развитии ребенка;
 учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психологопедагогическом подходе в системе специального обучения;
 исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения,
проведенные Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
 Основная общеобразовательная программа МАДОУ;
 «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим нкдоразвитием речи) с 3 до 7 лет» / В.Н. Нищева
– Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
 Психологические и возрастные особенности и возможности детей данных категорий.
Коррекционная работа для детей с различными нарушениями речи учитывает
особенности развития и специфические образовательные потребности данной категории
детей. МАДОУ осуществляет коррекционную работу по оказанию помощи детям,
имеющим различные речевые нарушения, в условиях логопедического пункта.
Логопедический пункт является структурным подразделением МАДОУ.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых
отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Цель Программы: ранее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи
детей дошкольного возраста.
Задачи Программы:
 осуществление диагностики речевого развития детей;














определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации
речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также
индивидуально-личностных особенностей детей;
взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями;
организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса
в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого
развития;
распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью
профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса
логопедического воздействия.
Основные направления работы по развитию речи детей в МАДОУ:
Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии
с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)
Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и
произношения)
Воспитание любви и интереса к художественному слову посредством приобщения
детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России; создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
Развитие связной речи (диалогическая, разговорная), монологическая ( рассказывание)
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова,
нахождение места звука в слове)
Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)

Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение
детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности
своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Планируемые результаты (Целевые ориентиры) освоения программы.
Планируемый результат речевого развития детей 6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня

Фонематические процессы
Звуковой анализ и синтез
 выделять гласные звуки
из ряда других звуков
 выделять ударный
гласный из начала слова
 выделять первый и
последний согласный в
слове
 дифференцировать звуки
на слух, выделять их в
ряде
 других звуков, слогов и
слов
 определять место звука в
слове. Выполнять анализ
и синтез звукоряда (А У








Лексико-грамматические
категории
употреблять множественное
число существительных
(утка- утки)
употреблять формы
родительного падежа с
предлогом У (У Тани сапоги)
согласовывать
притяжательные
местоимения мой, моя, моё с
существительными по родам
употреблять глаголы
прошедшего времени во
множественном числе.

Связная речь
 составлять предложения по
демонстрации действий,
опорным словам, вопросам,
по картине
 объединять эти предложения
в короткий текст
 распространять предложения
путём введения однородных
слов
 составлять рассказы по
картине, по серии картин,
устанавливать причинно –
следственные связи








И, УИ А), обратных и
прямых слогов
выполнять анализ и
синтез односложных слов
(лак, стул…)
преобразовывать слоги и
слова путём изменения
одного звука (от-ут, лакбак)
уметь выделять фишками
разного цвета гласные и
согласные звуки
уметь составлять звукослоговую схему слова

 согласовывать
прилагательные с
существительными в роде,
числе, падеже (синий пояс,
синяя ваза, синее пальто,
синие цветы)
 образовывать относительные
прилагательные
 согласовывать числительные
с существительными
 подбирать однокоренные
слова
 образовывать сложные слова
 образовывать
уменьшительную форму
существительных
 подбирать приставочные
глаголы
 употреблять предложные
конструкции
 подбирать слова с
противоположным
значением
 образовывать
существительные от
глаголов и наоборот

 пересказывать небольшие
литературные произведения,
сказки
 заучивать стихотворения
 употреблять
сложносочинённые
предложения с разными
придаточными
 -составлять разные виды
рассказов с использованием
моделей, схем, картиннографических планов

Планируемый результат речевого развития детей 7 лет с общим недоразвитием речи
III уровня
Фонематические процессы.
Лексико-грамматические
Связная речь
Звуковой анализ и синтез
категории
 выделять
начальный  употреблять в речи глаголы в  самостоятельно высказываться
гласный звук из состава
разных временных формах,
о людях разных профессий;
слов: у – утка – в этом слове
отвечающих на вопросы: что  употреблять в самостоятельной
первый звук у;
делать? что делает? что сделал?
речи названия профессий и
что будет делать?
 анализировать
ряд,
действий, связанных с ними;
состоящий из двух-трех  с изменяющейся основой (иду –
 употреблять в самостоятельной
гласных (аиу – здесь три
пошел).
речи простые и сложные
звука);
 в форме будущего простого и
 анализировать
и
сложного времени с частицей –
предложения со значением
синтезировать
слоги
ся и без нее;
противопоставления (а, но),
обратного типа ГС.
 с
оттенками
значений
разделения (или);
 овладеть умением выделять
(переливать,
выливать,
 употреблять в самостоятельной
последний и первый (из слов
подшивать,
кроить,
речи
целевые,
временные,
типа СГС) согласный из
перекраивать, выкраивать);
причинные
конструкции
в
слов;
 глаголы и существительные в
соответствии с вопросами,
 выполнять анализ и синтез
единственном и множественном
прямых слогов типа СГ;
числе;
когда? почему? зачем?
 составлять и читать прямые  согласовывать прилагательные,  распространять
предложения
и обратные слоги,
обозначающие цвет (оттенки),
однородными членами;
форму, размер, вкус;
 анализировать
и
 составлять предложения:
синтезировать
прямые  прилагательные и числительные
 по вопросам, по демонстрации
слоги;
с существительными;
действий, по картине;
 употреблять
термины  числительные
с
«звук», «слог», «слово»,
существительными;
«предложение», «гласный

звук», «согласный звук»,
«твердый звук», «мягкий
звук».
 делить слова на слоги.
 выделять ударный звук

 подбирать
однородные
прилагательные
к
существительному,
 употреблять притяжательные
прилагательные.
 прилагательные со значениями
соотнесенности с продуктами
питания,
материалом,
растениями;
 слова
с
эмоциональнооттеночным значением;
 образовывать сравнительную
степень прилагательных;
 прилагательные типа: одно-,
двухэтажный, многоэтажный.
 сложные слова, родственные;
 существительные от глаголов;
 слова с ласкательными и
увеличительными оттенками;
 предложения с однородными
членами;
 подбирать
однородные
определения,
сказуемые;
определения, дополнения,
 усвоить
простые
случаи:
переносного значения слов,
 многозначности слов;
 слова
с противоположным
значением.
 использовать в речи слова,
 обозначающие
моральные
качества людей, оценку их
поступков, оттенки значений;
 владеть
умением
самостоятельной
постановки
вопросов;
 самостоятельно использовать
предлоги
для
обозначения
совместности
действия,
пространственного
расположения
предметов;
сложные предлоги из-за, изпод,над, между, из-за, из-под.

 последовательно
передавать
содержание
литературного
текста.
 составлять рассказы по картине
(в объеме 5 – 7 предложений);
 самостоятельно придумывать
события,
дополнительные
эпизоды
при
составлении
рассказа по картинке;
 составлять описания животных,
птиц, описание их повадок,
 рассказы-описания
овощей,
фруктов по заданному плану:
рассказ о любой игрушке с
использованием описательных
приемов в самостоятельной
речи;
 пересказывать с изменением
времени действий;
 рассказывать от имени другого
лица, сказки – драматизации;
 использовать
диалог,
выразительную передачу в
лицах интонации разных героев;
 понимать логику развития
сюжета,
эмоциональную
передачу
переживаний
действующих лиц.
 придумывать и
составлять
загадки путем использования
приема сравнения.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации
образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы,
планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности
организации образовательной деятельности, а именно описание:
 психолого-педагогических, кадровых, материально-технических,
 особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
 особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
 способов и направлений поддержки детской инициативы,
 особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
Организационный раздел Программы содержит перечень нормативных, нормативнометодических и литературных источников Программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».