АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЖИВАЯ КИСТЬ» Программа по художественно-эстетическому развитию «Живая кисть» имеет художественную направленность и рассчитана на обучение детей дошкольного возраста от 3 до 7-8 лет. Программа состоит из четырех образовательных модулей. Каждый модуль рассчитан на 1 год обучения. Таким образом, полный срок реализации Программы 4 года. Программа реализуется в форме кружковой работы, охватывает детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп. С учетом жизненной ситуации ребенка сроки освоения образовательной Программы могут быть сокращены. Содержание образовательной Программы адаптируется под особенности ребенка в индивидуальных формах работы, при активном участии родителей (лиц их заменяющих). Обучение по программе ведется на русском языке. Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Объем программы – 6480 часов/4 года обучения, рассчитан на 36 недель в год, с недельной нагрузкой – 2 раза в неделю. Форма организации занятий – групповая (по возрастам). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Цель программы: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования. Задачи программы: Обучающие: - познакомить дошкольников с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием разнообразных изобразительных материалов; - знакомить с различными видами изобразительной деятельности; - совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами. Развивающие: - развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; - развивать мелкую моторику рук; Воспитательные: - прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного; - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности Виды и техники нетрадиционного рисования. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы: - для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью. - для детей среднего дошкольного возраста: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография). - для детей старшего дошкольного возраста возможно применение еще более трудных методов и техник: рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография Методы проведения занятия: - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные; -практические; -игровые. Используемые методы – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Методические рекомендации: Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Содержание программы: Этапы программы: подготовительный, диагностический, основной, итоговый. 1этап: подготовительный. - определение целей и содержания работы с воспитанниками, разработка программы и подбор инструментария для мониторинга по выявлению уровня сформированности навыков детей. 2 этап: Динамика развития ребенка. 3 этап: Основной. - организация непрерывной образовательной деятельности согласно перспективному тематическому плану; - работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки. 4 этап: итоговый. - отслеживание динамики развития ребенка. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать их переутомления. Структура образовательной деятельности включает в себя: 1. Организационный момент (приветствие) 2. Основная часть с игровыми элементами 3. Заключительный момент (итог) Планируемые результаты освоения Программы: Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Результатами освоения программы детьми младшего возраста (Первый год обучения, 3-4 года) являются следующие знания умения и навыки: - ребенок знаком с несколькими техниками нетрадиционного рисования («рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью); - проявлять интерес к изобразительной деятельности; - правильно использует средства рисования; - может рассказать о том, что изобразил. Результатами освоения программы детьми среднего возраста (Второй год обучения, 4-5 лет) являются следующие знания умения и навыки: - ребенок активно применяет несколько техник рисования (тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография); - может концентрировать внимание на работе длительное время; - передает в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности; - может рассказать о изображаемых предметах и образах. Результатами освоения программы детьми старшего возраста (Третий год обучения, 5-6 лет) являются следующие знания умения и навыки: - ребенок применяет разнообразные техники нетрадиционного рисования (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография); - достаточно хорошо развита мелкая моторика; - проявляет активность и самостоятельность детей в изодеятельности; -умеет передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Результатами освоения программы детьми подготовительного возраста (Четвертый год обучения, 6-7-8 лет) являются следующие знания умения и навыки: - ребенок самостоятельно передает композицию, используя технику нетрадиционного рисования; - выражает свое отношение к окружающему миру через рисунок; - дает мотивированную оценку результатам своей деятельности; - творчески подходит к видению мира, который изображает, и использует для самовыражения любые доступные средства