21.04.2020
Игра «Что получится, то и получится»
В эту игру можно играть как на улице, так и в помещении. Но сначала нужно поупражнять детей в ответах на вопросы: Что? Какой? Что делает? Где находится? В первое время воспитателю наверняка придется чаще самому отвечать на эти вопросы, предлагая подсказки. Например: «Какой? – спрашивает педагог и отвечает: – Желтый». А дети продолжают перечислять цвета: «Зеленый, красный, розовый» и т. п.
– Круглый, – говорит воспитатель.
– Квадратный, треугольный, – перечисляют дети.
Подсказки могут быть лаконичными и развернутыми.
– Когда лежишь на мягком луговом ковре, то можно наблюдать за живыми существами – порхающими, ползающими, жужжащими. Можете назвать их?
– Где лежат вещи? Где можно спрятаться? Где можно гулять?
– На свете много интересных дел. Чем можно заняться, чтобы не заскучать?
Если дети начали отвечать на вопросы самостоятельно, можно предложить им поиграть. Надо взять лист бумаги, разделить его по вертикали на четыре части и вписать в них вопросы в такой последовательности: кто? что? какой? что делает? где?
Сформулировав вопрос, воспитатель должен выслушать ответы детей и предложить им для обсуждения ряд своих ответов. Слова, которые явно не соотносятся по смыслу, следует вписать в таблицу. Когда колонки будут заполнены, нужно прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного («Замороженный сундук мяукает в печке»).
Приведем варианты небылиц, которые педагоги составили вместе с детьми.
Если дети не проявляют интереса к этой игре, нужно вернуться к ней спустя 3–4 месяца.
В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушениями в согласовании слов, например: «Грустный шуба плачет на горе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее. Такие упражнения полезны для совершенствования грамматического строя речи.
Усвоив технологию составления небылиц по схеме, дети начнут придумывать их самостоятельно.