07.04.2020
Сенсорное
развитие.
Для развития
мелкой моторики
·
Пик сензитивного периода ребенка приходится на возраст 3-4 года.
Поэтому
Вы можете использовать эти советы:
·
Предложите ребенку несколько коробочек разного размера, он с
удовольствием будет открывать и закрывать их, подбирать к ним крышки.
·
Купите крохе рамки-вкладыши, обратите внимание на те, что
изготовлены из дерева.
·
Для занятий пригодятся и старые замки с ключами: пусть маленький
непоседа подбирает ключики к замочным скважинам.
·
Могут пригодится и пустые пластиковые бутылочки или баночки с
закручивающимися крышками.
·
Обычная копилка, но только не из хрупких материалов, а также
монетки, лучше из картона.
·
Старые щеколды, замочки и молнии, их так интересно открывать и
закрывать. Позвольте ребенку самостоятельно разобраться с их устройством.
·
Необычная пирамидка: замените кольца любыми безопасными
предметами, которые можно надеть вертикально. Это может быть моток ниток,
скотч, что-либо из кухонной утвари.
·
По аналогии с предыдущим занятием можно нанизывать разные
предметы на плотную нить, так можно создать бусы, например, из макарон.
·
Хороший способ с пользой развлечь непоседу – игры с прищепками.
Их можно снимать и снова крепить к веревочкам, ленточкам, сортировать по
цветам, создавать с их помощью необычные фигурки.
·
Любому ребенку понравится переливать воду, и это тоже полезно
для развития мелкой моторики, можно использовать ложку, шприц, половник,
пипетку, резиновую грушу и даже обычную губку для мытья посуды.
·
Увлекут малышей и специальные развивающие рамки на пуговках или
на липучках. Их очень просто сделать своими руками: сложите картон в форме
конверта, пришейте пуговки или завязки с двух сторон так, чтобы получилось
«окошечко».
·
Незаменимый компонент для домашних «полезных» игр – крупы. Можно
пересыпать их из одной емкости в другую при помощи рук и разных предметов,
сортировать по виду, прятать и находить в них игрушки.
·
Именно крупы могут стать основой для создания сенсорных
тематических коробок. Например, покрасьте рис в голубой цвет, пусть ребенок
создаст из него волны на дне коробки. Морскую тему поддержит, игрушечный
кораблик, ракушки и рыбки, добавленные к рису. Не создавайте «картинку» сами,
пусть это делает сынок или дочка.
·
Крупы, особенно мелкие, могут использоваться и для упражнений по
сортировке. Поместите в крупу разноцветные бусинки, пусть малыш не просто
достает их оттуда при помощи ложки, но и раскладывает по цветам в разные
емкости.
·
Коробка с манкой – еще одно развивающее приспособление. Насыпьте
тонкий слой манки на дно коробки, пусть малыш рисует на ней пальчиком,
палочкой, оставляет отпечатки игрушек или ручек.
Мальчикам, да и некоторым девочкам,
понравится забивать гвоздики в пластилин, для самых маленьких можно заменить
гвозди на счетные палочки. Молоточек, конечно, используется детский из дерева
или пластика
Для
детей постарше.
Хотя сензитивный период сенсорного развития
продолжается практически до 6 лет, пик его приходится на 3 года, а к 4–5 годам
он начинает угасать. Однако в этом возрасте ребёнок продолжает заниматься
сенсорными упражнениями, уточняя восприятие и готовясь к занятиям в математике.
Что вам потребуется?
Вы можете предлагать те же материалы, но показывать
ребёнку более сложные упражнения с ними.
Материалы на определения размера. Традиционно в
Монтессори-педагогике розовая башня, коричневая лестница и красные штанги.
Различные упражнения в их совмещении.
Материалы для определения цвета. Теперь ребёнок
может заниматься с третьим ящиком, упражняясь в различении оттенков одного
цвета. Упражнения в смешивании цветов на бумаге.
Материалы для развития тактильных ощущений:
различные на ощупь ткани, парные мешочки с крупами, волшебный мешочек.
Развитие слуха. В Монтессори-педагогике используются
шумовые цилиндры и звоночки. Продолжайте предлагать ребёнку различные
музыкальные игрушки. Теперь он может пробовать играть и на настоящих
музыкальных инструментах. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание
на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно
учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза,
нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно
научится делать так и сам.