06.04.2020
06.04.2020
Цель : оказание помощи родителям со способами преодоления проявлений агрессивности дошкольников.
Задачи:
1.выяснить причины возникновения агрессии у ребенка;
2. определить пути решения проблемы на уровне взаимодействия семьи и дошкольного учреждения;
3.дать практические рекомендации родителям для преодоления ребенком агрессии.
Вопросы к родителям:
1. Когда это началось?
2. Как часто Ваш ребенок проявляет агрессию и жестокость?
3. На кого или на что направлена агрессия и жестокость ребенка (на сверстников, родственников, домашних животных и т. д)?
4. Как Вы думаете, каковы причины такого поведения ребенка?
5. Как Вы себя ведете во время проявления агрессии у ребенка?
6. Как Вы оцениваете свои действия в этой ситуации?
Прежде чем дать Вам рекомендации, как побороть агрессию и жестокость Вашего ребенка, давайте разберемся в сути этих состояний ребенка. Что такое агрессия? Это поведение, которое причиняет вред человеку или группе людей. Агрессия проявляется физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком, для достижения определенной цели. Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью.
Специалисты в области детской психологии, такие как Н.М. Платонова, А.А. Корниенко, К. Бютнер и другие справедливо отмечают, что агрессия (злость) - раздраженно-враждебное состояние. Для человека - нормальная эмоция, она нужна, чтобы мобилизовать все силы организма для активной самозащиты. В момент сильной злости человек чувствует прилив сил, повышается уверенность в себе, а страх отступает - он готов для атаки. Часто говорят о «спортивной злости», как об источнике энергии во время соревнований. Агрессия (злость) у детей, как правило, выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву, и представляет собой выражение гнева, а также негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении у детей таких проявлений ошибками в воспитании, они переходят в агрессивность, как черту характера. Что касается детской жестокости, по мнению психологов, жестокость – это понятие близкое к агрессии, однако оно является более устойчивой личностной структурой. Как отмечает психолог Т. Котова, выделяют два вида детской агрессии и жестокости, фрагментарная и устойчивая. Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение не свойственно. Типичный пример: неожиданная агрессия, которая направлена на близких - на братьев-сестер, на бабушек-дедушек. Это проявление ребенка ученый связывает с переломным возрастом ребенка 5-6 лет.
Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Рекомендации для родителей: Дети четко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребенке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы, про убийство и безысходность, оценивать отрицательные поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания. Какую же помощь мы можем оказать ребенку? Если взрослый уже замечает первые предвестники надвигающейся бури, он должен мгновенно направить поток бурной энергии в другое русло, включить ребенка в игру, в которой он сможет «выпустить пар»: бить, ломать, кидать, не причиняя при этом вреда себе и другим. Для этого я рекомендую арсенал игр и игрушек пополнить такими необходимыми атрибутами, как ударные музыкальные инструменты, свисток, пластмассовые цепи из отдельных звеньев, наручники, резиновые молотки, боксерские груши и т. д., которые помогут малышу справиться с отдельными вспышками гнева. Прежде всего, мы можем направить гнев ребенка на любой безопасный неодушевленный предмет, например на игрушку. Можно предложить малышу поиграть вместе с вами в футбол (если вы находитесь на улице или в большом зале), изо всех сил пиная резиновый мяч ногами. Можно дать ему музыкальный инструмент (барабан, ксилофон, дудочку, игрушечное пианино), пусть он вволю побарабанит, подудит, погремит. Конечно, многие мамы и папы будут против подобных экспериментов, но не стоит напрасно беспокоиться: как правило, «вулканоподобная музыка» не звучит слишком долго, так как ребенок достаточно быстро устает от таких импровизаций. Можно воспользоваться и другим способом: научить малыша словами выражать свой гнев. Пусть он научится прямо выражать то, что он чувствует, говоря родителям: «Я злюсь», «Я сержусь». «Я боюсь». Подобный прием является не столько «скорой помощью» в момент агрессивной вспышки, сколько профилактическим методом предотвращения подобных ситуаций. К таким приемам относится и отработка конструктивных навыков общения вашего малыша со сверстниками. Показывайте малышу личный пример доброжелательного поведения. Не допускайте вспышек собственного гнева. Помните, в дошкольном возрасте значительная часть поведения основывается на механизме воображения. Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
Игры для снижения агрессивности ребенка.
У п р а ж н е н и е « Р и с у е м с в о е н а с т р о е н и е »
Цель: выплеснуть свои эмоции, переживания, страхи, негатив на бумагу. Предложить ребенку выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии. (Использование черных и фиолетовых цветов говорит о д е п р е с с и в н ом н а с т р о е н и и , б о л ь ш ом ко л и ч е с т в е с т р а хо в . )
По окончании работы ребенок рассказывает про свой рисунок, что испытывал, во время изображения своего настроения, с какими трудностями столкнулся.
«Мешочек гнева»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии Заведите дома «мешочек гнева», чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций.
Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана). После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.
«Выбиваем пыль»
Цель: помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Каждому участнику дается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить». Рефлексия: Спасибо Вам, что вы меня выслушали! Скажите пожалуйста, какими моими рекомендациями вы воспользуетесь, если заметите агрессивное поведение у своего ребенка? Надеюсь, что наша встреча даст положительные результаты