15.05.2020
Тема: «Цветущая весна»
Цель: Продолжать изучать се зонные изменения в природе, происходящие весной.
Задачи: образовательные: Приучать: следить за погодой; связывать наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений. Закреплять знания о плодовых деревьях сада.
Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их суть.
Материал: рисунки с изображением первоцветов, березы, ивы, орешника и т.д.
Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.
Ход занятия.
I Организационная часть.
- Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие.
II Основная часть.
Беседа.
-Почему подснежники зацветают ранней весной?
-После зимнего покоя самыми первыми пробуждаются многолетние травы. Стоит солнышку только пригреть где-нибудь на проталинке землю, как тут же появляются побеги и даже цветки нетерпеливой травки. Такие растения называют первоцветами, или подснежниками. Для зацветания подснежникам нужно совсем немного тепла.
-Почему ранней весной появляются шмели и бабочки? Какая связь существует между ними и подснежниками?
-Цветки подснежников первыми кормят шмелей, пчел и других весенних насекомых. Питаясь сладким соком (нектаром), шмели опыляют подснежники. Вот так и в природе все взаимосвязано: проталины – почва – первоцветы – шмели.
Отгадайте загадку:
Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он...
Редиска — мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга
И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без сомнений,
Героя этих приключений. (Чиполлино)
Рассказывание о цветущих растениях.
– Растения, которые цветут до распускания листьев, называют раннецветущими. Пыльцу цветущих берез, ив разносит ветер, и листья не мешают пыльце разлетаться на большие расстояния. На голых прутиках орешника тоже распустились первые цветки. Гибкие серые хвостики свешиваются с прутиков, их называют сережками. Правда, на сережки они не очень-то похожи. Качнешь такой хвостик – из него вылетит облачко пыльцы. На тех же веточках орешника есть и другие цветки. Они сидят парочками или по три, их можно принять за почки, только из верхушки каждой «почки» высунулось по паре ярко-розовых ниточек – язычков. Это рыльца, они ловят пыльцу, летящую по ветру. Отцветет орешник, отвалятся сережки, засохнут розовые ниточки странных цветов-почек. Но каждый такой цветок превратится в орех.
– Много есть цветущих растений. Анютины глазки, пастушья сумка, ярутка, мокрица, ромашка. Весенние ли это цветы?
Они от зимы не прятались, встретили ее отважно – в полном цвету. Зима их укутала своим белым снежным одеялом. И как только над ними вместо снежного покрова вновь показалось голубое небо, они очнулись. И те самые бутоны, которые мы видели на стеблях осенью, глядят на нас сейчас из травы цветочками.
Под деревьями и кустами, невысоко над землею, уже давно светятся желтые звездочки гусиного лука. Они появились, когда деревья были еще голые, и яркие лучи солнца свободно достигали земли. Рядом с луком расцвела хохлатка. Их дом – в подземном мире. На земле эти растения только гости. Рассеяв семена, они бесследно исчезнут. Все лето, осень и зиму в земле будут покоиться маленькая луковица и круглый клубенек.
На болоте тоже растаял снег, между кочками выступила вода. А под кочками белеют серебристые кисточки, качаясь на гладких зеленых стебельках. Сорвешь такую кисточку, раздвинешь пушок, а там между белыми шелковистыми волосками виднеются желтые тычинки и тонкие ниточки-рыльца. Так цветет пушица, а волоски у цветков для тепла – ведь ночи еще так холодны.
Пригрело солнышко, освободились от снега пригорки, и вдруг появился волшебной красоты цветок. Это сон-трава, или прострел. Растение ядовито, люди и животные, пожевав корень, впадают в глубокий сон. Сон-травы становится все меньше, растение находится под угрозой исчезновения. Сбор этого вида строго запрещен.
Весна – очень важное время для всех растений. Все они пробудились от зимнего покоя, спешат расти.
Физкультминутка.
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
Загадывание загадок.
– Отгадайте загадки:
Ÿ Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунет ветерок – остался стебелек. (Одуванчик.)
Ÿ Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
Ÿ Белый лепесток, посредине – желток. (Ромашка.)
Ÿ Там, на грядке, яркий шарик днем зажегся, как фонарик. (Тюльпан.)
– Где встречается мать-и-мачеха?
– Почему у этого цветка такое странное название?
– Рассмотрите и назовите фрукты, которые лежат на столе. (Яблоки, груши, сливы.)
– «Фрукты» – это общее название. Найдите общий признак всех фруктов. (Это сочные плоды растений.)