Аннотация Рабочей программы педагога-психолога МАДОУ детского сада № 131 Объектом профессиональной деятельности педагога – психолога в МАДОУ выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А предмет его деятельности можно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в МАДОУ в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.). Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ детского сада - это нормативный документ, характеризующий специфику его профессиональной деятельности в МАДОУ. Цель деятельности педагога – психолога, реализующаяся в данной рабочей программе охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей. Задачи деятельности педагога – психолога: определение индивидуальных образовательных потребностей детей; предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников; создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей. В детском саду Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от 2-х до 7 лет. Срок реализации Программы – 5 лет. С учетом жизненной ситуации ребенка сроки освоения образовательной Программы могут быть сокращены. Обучение и воспитание в группах ведется на русском языке. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа разработана с учетом образовательных программ, технологий, методических и научно-практических материалов, соответствующих Стандарту. При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка: Культурно – исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) ; Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.); Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) . Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико – методологическую основу для: сохранения и укрепления здоровья воспитанников; формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка; развития позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; развития потребности в реализации собственных творческих способностей. Основные направления деятельности педагога – психолога: 1. Направление «Психологическая диагностика» Цель диагностической деятельности: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников. 2. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение» Цель психопрофилактики: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. 3. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция» Развивающая деятельность педагога – психолога направлена на изменения в психологической сфере дошкольников. Предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей. 4. Направление «Психологическое консультирование» Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры): Социально – коммуникативное развитие Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способность самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели. Познавательное развитие Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы. Речевое развитие Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно – следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки. Художественно – эстетическое развитие Умение использовать критерии эмоционально – эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально – эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения. Умение определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности. Физическое развитие Сформированные точные, четкие и координированные крупномоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние. Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических условий, особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников. Организационный раздел Программы содержит перечень нормативных, нормативнометодических и литературных источников Программы.