Аннотация к рабочей программе педагога II младшей группы
(Модулю основной общеобразовательной программы – образовательной программы
дошкольного образования)
МАДОУ детского сада № 131
Рабочая программа педагога (далее – РПП) II младшей группы является Модулем
основной общеобразовательной программы – образовательной программе дошкольного
образования МАДОУ детского сада № 131.
РПП - это нормативный документ, характеризующий специфику содержания
образования и особенности организации образовательного процесса, разработанный с
учетом возрастных особенностей и потребностей воспитанников детского сада младшего
дошкольного возраста (3-4 лет) и их родителей.
В детском саду Программа реализуется в группах общеразвивающей
направленности для воспитанников в возрасте от 3-х до 4-х лет.
Срок реализации Программы – 1 год. С учетом жизненной ситуации ребенка сроки
освоения образовательной Программы могут быть сокращены.
Обучение и воспитание в группах ведется на русском языке.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых
отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Программа Разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от
8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264) и федеральной образовательной программой дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена с учетом приоритетного направления деятельности МАДОУ (познавательноречевое развитие воспитанников), особенностей и сложившихся традиций МАДОУ,
муниципального образования «город Екатеринбург», региональных особенностей
Свердловской области, а также с учетом потребностей и интересов воспитанников,
образовательных запросов их родителей и возможностей педагогического коллектива.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
разработана на основе выбранных и разработанных самостоятельно участниками
образовательных отношений образовательных программ, педагогических технологий и
методических пособий:
Парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей
в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое
творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного
возраста»/ Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин – М. БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019;
Цель программы: Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации», направлена на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п.
1.1.1 ФОП ДО):
1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
3) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России; создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий
и поступков на основе осмысления ценностей;
4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка
в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
5) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей
и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных
качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности,
формирование предпосылок учебной деятельности;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего
и начального общего образования;
11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
Программа включает описание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. За
основу коррекции речевых нарушений воспитанников взята коррекционная программа:
«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим нкдоразвитием речи) с 3 до 7 лет» / В.Н. Нищева – СанктПетербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. Профилактика эмоционально-личностного
благополучия и развития воспитанников осуществляется посредством программы
интеллектуального, эмоционального и волевого развития дошкольников «Цветиксемицветик» / Куржаева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. – СПб.: Речь; М.:
Сфера, 2019.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников 1
(далее вместе - взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основные подходы к формированию Программы:
Программа:
‒ сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к
структуре образовательной программы дошкольного образования;
‒ определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
дошкольного образования;
‒ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей;
‒ сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (базовые объем,
содержание и планируемые результаты освоения Программы).
Планируемые результаты (Целевые ориентиры):
К четырем годам:
• ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим
упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям
(бросание и ловля, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
• ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с
интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных
ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет
ритмические упражнения под музыку;
• ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений,
сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы,
переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
• ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и
тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о
факторах, положительно влияющих на здоровье;
• ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе
в первом лице;
Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательств Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).
1
• ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и
сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других
детей;
• ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с
определенными разрешениями и запретами («можно», «нельзя»), демонстрирует
стремление к положительным поступкам;
• ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и
бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе
взаимодействия со сверстниками;
• ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает
безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;
• ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает
его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе
совместной деятельности;
• ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме
шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже,
повторяет за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3-4 предложений,
пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы
вежливого общения;
• ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их
драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки,
стихотворения, эмоционально откликается на них;
• ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми
взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые
распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
• ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;
• ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет
эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего
окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
• ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми;
демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств
предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет
элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения
сравнивать предметы по этим характеристикам; ребёнок проявляет интерес к миру, к себе
и окружающим людям;
• ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте,
его названии, достопримечательностях и традициях;
• ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой
природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства,
различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о
сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой,
положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе,
заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;
• ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить
простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы
из глины и теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали
для создания постройки с последующим её анализом;
• ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые
произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы,
передает их в движении;
• ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль
и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметызаместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов;
• ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных
играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и
мимические движения.
Содержательный раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из
образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов;
‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных
практик;
‒ способов поддержки детской инициативы;
‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся;
‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение
детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности
своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее –
РППС);
‒ материально-техническое обеспечение Программы;
‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах,
календарный план воспитательной работы.