Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № т.256 - г.Екатеринбург,ул.Селькоровская,60а 131 83 - 74 (80) СОГЛАСОВАНО: Педаrоrическим со:вегом МАДОУ Протокол заседания: «28» l~~~~~:JJ__- Волкова Л.А. aвrycra 2011 г. № ~ <28» августа 20Rг . ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ этики МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ №131 г. Екатеринбург Общие положения. 1. 1.1.Настоящее положение разработано на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 2012 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 29.12. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Настоящее 1.2. Положение дополняет правила, установленные законодательством Российской Федерации об образовании. Пол~жение представляет свод общих принципов профессиональной этики и основных 1.3. правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях российской школы, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности , которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам независимо от занимаемой ими должности и который является профессионально-нравственным руководством , обращенным к сознанию и совести каждого педагогического работника дошкольного образовательного учреждения (далее МАДОУ). Это инструмент, призванный помочь педагогическим поведением работникам и проблемами, ответить на вопросы, связанные с профессиональным возникающими между участниками отношений в сфере образования. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписьmающая 1.4. или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании. 1.5. Настоящее Положение служит целям: повьппения доверия граждан к МАДОУ; установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников МАДОУ осуществления ими и их своей профессионального профессиональной поведения деятельности для достойного и повьппения эффективности выполнения должностных обязанностей; содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников МАДОУ; регулирования педагогических профессионально-этических работников МАДОУ, проблем возникающих в во взаимоотношениях процессе их совместной деятельности; воспитания высоконравственной соответствующей нормам и личности принципам педагогического общечеловеческой работника и МАДОУ, профессиональной морали. 1.6. Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании. 1 .7. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом для каждого педагогического работника МАДОУ и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности. 1.8. Каждому педагогическому работнику МАДОУ следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника МАДОУ поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением. 1.9. или Педагогический работник МАДОУ, осуществляющий педагогическую деятельность поступающий на работу в МАДОУ, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в данном МАДОУ. 2. Обязательства педаrоrических работников МАДОУ по профессиональной деятельности. Педагогические работники МАДОУ при mобых обстоятельствах должны сохранять 2.1. честь и достоинство, присущие их деятельности. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники МБДОУ 2.2. должны собmодать следующие этические принципы: законность; объективность; компетентность; независимость; тщательность; справедливость; честность; гуманность; демократичность; профессионализм; взаимоуважение; 2.3. Педагогические работники МАДОУ, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны: оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повьппения ее престижа; исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МАДОУ; исходить из того, что признание, собmодение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как МАДОУ в целом, так и каждого педагогического работника; осуществлять свою деятельность в пределах полномочий; не оказьmать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; собmодать беспристрастность, профессиональную искmочающую деятельность решений возможность политических влияния партий и на свою общественных объединений; искmочать действия, (финансовых) и связанные иных с влиянием интересов, каких-либо личных, имущественных препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; собmодать установленные действующим законодательством ограничения и запреты; проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования; проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитьmать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на МАДОУ социальных функций; принимать предусмотренные недопущению возникновения законодательством и Российской урегулированию возникших Федерации меры случаев по конфликта интересов; быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков; поддерживать образование; все усилия по продвижению демократии и прав человека через не терять чувство меры и самообладания; собmодать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний; постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности; поддерживать порядок на рабочем месте; собmодать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде. Важным 2.4. является показателем культура речи, профессионализма проявляющаяся в их педагогических умении работников грамотно, МАДОУ доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм: ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении; грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка; содержательности, выражающейся осмысленности и непротиворечивость и продуманности, в информативности обращения; логичности, предполагающей последовательность, обоснованность изложения мыслей; доказательности, вкmочающей в себя достоверность и объективность информации; лаконичности, отражающей краткость и понятность речи; уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации. В 2.5. процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники МАДОУ обязаны воздерживаться от: поведения, которое могло бы педагогическим работником вызвать МАДОУ сомнение в добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету МАДОУ; пренебрежительных отзьmов о деятельности своего МАДОУ или проведения необоснованных сравнений его с другими учреждениями; преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей; проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства; любого вида высказьmаний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, имущественного расы, национальности, или семейного которые могут языка, положения, гражданства, политических или социального, религиозных предпочтений; высказьmаний, бьпь истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных, национальных групп; --' резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека; грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам. 2.6. Педагогическим работникам МАДОУ необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционирован ное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей. Во время образовательного процесса и mобых мероприятий (педагогические советы, 2.7. семинары, консультации, родительские собрания и другие) не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть откmочен. При 2.8. разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов МАДОУ в целом. 3. Обязательства педагогических работников перед воспитанниками. Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками: 3.1. признают индивидуальность и определенные личные потребности каждого; сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении; стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала; выбирают такие методы работы, самостоятельности, которые инициативности, поощряют в воспитанниках развитие ответственности, самоконтроля, желания помогать другим; при оценке поведения самоуважение и веру в и достижений свои силы, воспитанников показьmать стремятся возможности укреплять их совершенствования, повышать мотивацию обучения; проявляют толерантность; защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия; принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия; осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы; прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека; вселяют в них чувство, что они являются частью общества, где есть место для каждого; стремятся стать для них положительным примером; применяют свою власть с собmодением законодательных и моральных норм и состраданием. 3.2. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники МАДОУ обязаны воздерживаться от: навязьmания им своих взглядов, убеждений и предпочтений; оценки их личности и личности их законных представителей; предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков; предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей воспитанников; отказа от объяснения сложного материала со ссьшкой на личностные и психологические недостатки воспитанников. 4. Обязательства педагогических работников МАДОУ перед законными представителями воспитанников. 4.1. Педагогические работники МАДОУ в процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников должны: начинать общение с приветствия; проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; относиться почтительно к mодям оказьmать им необходимую помощь; преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, высказьmаться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного; выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы; разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу; принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица). В 4.2. процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников педагогические работники МАДОУ не 'должны: перебивать их в грубой форме; проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним; разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие; переносить свое отношение к законным представителям воспитанников на оценку личности и достижений их детей. Педагогические работники МАДОУ должны прилагать все усилия, чтобы поощрить 4.3. законных представителей воспитанников. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, 4.4. неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя воспитанника 4.5. необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса. 5. Обязательства педагогических работников МАДОУ перед коллегами Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами: 5.1. поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути; поддерживают и продвигают их интересы; помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами МАДОУ. В 5.2. · процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от: пренебрежительных отзьmов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей; предвзятого и необъективного отношения к коллегам; обсуждения их недостатков и личной жизни. 6. Обязательства педагогических работников МАДОУ перед администрацией МАДОУ. 6.1. Педагогические работники МАДОУ строго выполняют указания администрации МАДОУ и имеют право своевременно (до даты исполнения) подвергнуть указания администрации МАДОУ сомнению или дополнению, изложив в письменном виде или устно при личной беседе с администрацией МАДОУ убедительные аргументы своего несогласия или дополнения. 7. Обязательства администрации МАДОУ перед педагогическими работниками МАДОУ. 7 .1. Бьпь для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в МАДОУ благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. Ограждать педагогических работников МАДОУ от излишнего или неоправданного 72. вмешательства со стороны законных представителей воспитанников в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей. Представителям администрации МАДОУ следует: 7.3. формировать установки на сознательное собmодение норм настоящего Положения ; бьпь примером неукоснительного собmодения принципов и норм настоящего Положения; помогать педагогическим работникам МАДОУ словом и делом, оказывать морально психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды ; регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики; пресекать интриги , слухи , сплетни , проявления нечестности , подлости , лицемерия в коллективе ; обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений ; способствовать максимальной открыrости и прозрачности деятельности МАДОУ с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников. 7.4. Представитель администрации МАДОУ не имеет морального права: перекладьmать свою ответственность на подчиненных ; использовать служебное положение в личных интересах ; создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе; предоставлять покровительство , возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности , приятельских отношений; умьппленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки , интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности. 8. Контроль за соблюдением настоящего Положения. 8.1. Для контроля собmодения настоящего Положения, поддержки педагогических работников МАДОУ, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональ ной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом заведующего МАДОУ создается Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 8.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим законодательством об образовании, Уставом МАДОУ, настоящим Положением и Положением о Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 9. 9"1 Ответственность за нарушение настоящего Положения. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником МАДОУ своих обязанностей , которое учитьmается при проведении его аттестации и влечет моральное воздействие либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.