АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛОГИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логика для дошкольников» социально-гуманитарной направленности предназначена для обучения детей дошкольного возраста от 3 до 7-8 лет и направлена на развитие логического мышления дошкольников. Программа состоит из четырех образовательных модулей. Каждый модуль рассчитан на 1 год обучения. Таким образом, полный срок реализации Программы 4 года. Программа реализуется в форме кружковой работы, охватывает детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп. С учетом жизненной ситуации ребенка сроки освоения образовательной Программы могут быть сокращены. Содержание образовательной Программы адаптируется под особенности ребенка в индивидуальных формах работы, при активном участии родителей (лиц их заменяющих). Обучение по программе ведется на русском языке. Содержание программы: Методологической основой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является программа «Логика для дошкольников», автор Тихомирова Л.Ф. – Ярославль: Академия развития, 1999 г. Объем программы – 6480 часов/4 года обучения, рассчитан на 36 недель в год, с недельной нагрузкой – 2 раза в неделю. Форма организации занятий – групповая (по возрастам). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Цель программы – формировать познавательные способности детей младшего и старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления. Задачи: Обучающие: - учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать; - совершенствовать произвольное внимание, память; - способствовать расширению кругозора; - формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь дошкольников; Развивающие: - развивать мотивацию к познанию и творчеству; - развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу; - развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний; Воспитательные: - воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений. Ожидаемый результат: Главным результатом реализации программы является повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Создание собственной загадки или задачи каждым обучающимся своего оригинального логического мышления продукта будет являться его личным успехом. А главным критерием оценки ребёнка будет моральное удовлетворение от собственного достижения. Программа сформирована в соответствии с учетом общедидактических, психологопедагогических принципов: - принцип развивающего образования; - принцип практической применяемости педагогических подходов; - принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями; - принцип комплексно – тематического планирования образовательного процесса; - принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками. Формы реализации программы: Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Методы и приемы: 1. Фонетическая зарядка 2. Настольно – печатные игры 3. Чистоговорки, языколомки 4. Словесные игры 5. Анализ и синтез предметов 6. Чтение микрорассказов 7. Психогимнастика. 8. Пальчиковая гимнастика 9. Загадки – складки 10. Словарные упражнения 11. Работа с раздаточным материалом 12. Вопросы 13. Работа с рабочими тетрадями Планируемые результаты освоения Программы: Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Результатами освоения программы детьми первого года обучения (младшего возраста, 3-4 года) являются следующие знания умения и навыки: - знать основные цвета и геометрические формы, называть их; - умение обследовать предметы, называть их, сравнивать по нескольким существенным признакам; - запоминать и воспроизводить последовательность картинок, действий; - длительное время сосредотачивать внимание на одном виде деятельности, не отвлекаясь; - взаимодействовать со взрослым и сверстниками, задавать интересующие ребенка вопросы. Результатами освоения программы детьми второго года обучения (среднего возраста, 4-5 лет) являются следующие знания умения и навыки: - знать основные цвета и геометрические формы, называть их; - умение обобщать и классифицировать; - обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета; - взаимодействовать со взрослым и сверстниками, задавать интересующие ребенка вопросы. Результатами освоения программы детьми третьего года обучения (старшего возраста, 5-6 лет) являются следующие знания умения и навыки: - обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета; - сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению; - проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления. (словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные); - разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях. Результатами освоения программы детьми четвертого года обучения (подготовительного возраста, 6-7-8 лет) являются следующие знания умения и навыки: - анализировать закономерности и восстанавливать логические связи; - сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению; - легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы; - проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления. (словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные); - знать особенности логических и математических задач, решать их;