Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_Футбол

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

9

3.

Календарный учебный график

10

4.

Организационно-педагогические

условия

реализации

11

программы
5.

Материально-техническое обеспечение программы

14

6.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

14

7.

Календарно-тематическое планирование в соответствии с
годами обучения по программе

17

7.1.

Первый год обучения (Младший возраст 3-4 года)

17

7.2

Второй год обучения (Средний возраст 4-5 лет)

19

7.3

Третий год обучения (Старший возраст 5-6 лет)

20

7.4.

Четвертый год обучения (Подготовительный возраст 6-7-8

23

лет)
8.

Список используемой литературы

2

25

1.

Пояснительная записка
Программа

«Футбол»

имеет

физкультурно-спортивную

направленность

и

направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом
возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей
развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в
разных упражнениях.
Программа

разработана

в

соответствии

с

нормативными

и

методическими

документами:


Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
№273-ФЗ;



Приказом Минобразования «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.102013 № 1155;



Концепцией

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение

правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);


Порядком

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196);


Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);



Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.20.
№41

«Об

утверждении

санитарных правил

СП

2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем
фактом, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического
развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания
физических качеств.
Потребность в движении, повышенная двигательная активность - наиболее важные
биологические особенности детского организма. При их недостатке возникает целый ряд
негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда
органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к
изменяющимся внешним условиям.
В настоящее время назрела острая необходимость поиска путей физического и
духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной
3

активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть
ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы возможно посредством обучения
дошкольников игре в футбол.
Игра в футбол динамична и эмоциональна, способствует развитию силы, скоростносиловых качеств, координационных способностей, быстроты, требует проявления
находчивости,

способности

к

концентрации

и

переключению

внимания,

пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической
рациональности. Она эффективно влияет на развитие у детей дошкольного возраста как
психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления,
воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен
веществ).
С

этой

целью была

физкультурно-спортивной

разработана программа
направленности

дополнительного

«Футбол».

образования

Спортивная

секция

предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и
потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На
занятиях создаются условия для своевременного и правильного физического и
полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные
особенности и творческий потенциал каждого

ребенка.

Рационально распределяется

двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической реакции детей,
соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем
подготовленности.
Игра футбол развивает ловкость, ритмичность, координацию и точность движений.
Разнообразие движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать
быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Наряду с физическим развитием детей
решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Во время игры
в

футбол

педагог

активно

формирует

у детей

нравственно-волевые качества:

целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость.
Программа рассчитана на четыре года обучения, реализуется в форме
кружковой работы, охватывает детей от 3 до 7-8 лет (младший, средний, старший и
подготовительный дошкольный возраст). Содержание программы взаимосвязано с
программами по физическому развитию в дошкольном образовании.
Объем программы – 6480 часов/4 года обучения, рассчитан на 36 недель в год, с
недельной нагрузкой – 2 раза в неделю. Форма организации занятий – групповая (по
возрастам).

Продолжительность

непрерывной

непосредственно

образовательной

деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более
4

20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более
30 минут.
Цель программы: содействие оздоровлению и физическому развитию ребенка
дошкольного возраста в процессе обучения игре в футбол.
Для достижения поставленной цели первостепенное значение имеют следующие
задачи:
1.

Укрепление здоровья:
 формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, об игре в футбол
ознакомить с основными правилами и принципами игры;
 накапливать и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением
направления и скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.)
 способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
 содействовать

развитию

и

функциональному

совершенствованию

органов

дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2.

Совершенствовать психомоторные способности дошкольников:
 развивать

мышечную

силу,

гибкость,

выносливость,

перцептивную

чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
 развивать крупную и мелкую моторику;
 формировать навыки самостоятельного выражения движения; формировать
первоначальные представления и навыки выполнения технических элементов игры
в футбол (ведение, остановка, удар, передача);
 содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость,
сила, гибкость)
3.

Развивать творческие и созидательные способности воспитанников:
 развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,
расширять кругозор;
 способствовать

воспитанию

активности,

сознательности,

морально-волевых

качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и
окружающим. сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни.
 развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и
трудолюбия.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при
целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых посещений им занятий. От
педагогического мастерства педагога, его культуры, любви к детям зависят уровень
общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных
5

качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с
семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Содержание программы:
Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:
1.

Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у
детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки
быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети учатся простейшим
действиям с мячом.

2.

Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей
направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами
спортивных и подвижных игр с мячом.

3.

Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют
полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении
спортивных игр и эстафет.
При выполнении упражнений с мячами используют следующие методы:

1. Повторный метод -заключается в многократном выполнении упражнений при
сохранении содержания, величины, характера нагрузки (например, выполнение
бросков мяча с одного и того же места определенным способом).
2. Интервальный метод -предполагает многократное повторение упражнения при
строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха между повторениями.
3. Вариативный метод -предполагает выполнение одного и того же упражнения с мячами
разного веса и в разных условиях (облегченных, нормальных и усложненных).
4. Метод сопряженных взаимодействий -основан на взаимосвязи развития физических
качеств и совершенствования двигательных навыков. Для этого используются
специальные упражнения (в частности, с набивными мячами), направленные на
развитие необходимых двигательных качеств при условии их динамического
соответствия биомеханическим особенностям разучиваемых на занятии двигательных
действий (элементов и частей техники конкретного двигательного действия).
5. Игровой метод -характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых
ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели. Он может
использоваться для избирательного воздействия на отдельные физические
способности занимающихся и комплексного совершенствования их двигательной
активности.
6. Соревновательный метод -это специально организованные состязания с
использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются условия для
6

индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может применяться при воспитании
физических качеств, совершенствовании технических приемов, для стимулирования
интереса и активизации занимающихся. При использовании этого метода у
занимающихся происходят самые высокие сдвиги в деятельности систем и функций
организма.
7. Метод круговой тренировки- предусматривает выполнение серии упражнений
(например, с набивными мячами) на специально подготовленных местах («станциях»).
Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия на
различные мышечные группы и физические способности занимающихся.
Планируемые результаты освоения Программы:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования,

которые

представляют

собой

социально-нормативные

возрастные

характеристики возможных достижений ребенка.
− ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и
др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
− у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
− умеют выполнять простейшие построения и перестроения;
−

хорошо ориентируется в зале при проведении подвижных игр и умеет представить
различные образы;

− владеет навыками по различным видам передвижений по залу, и приобретают
определенный «запас» движений в общеразвивающих движениях;
− ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
− знает правила безопасности при занятиях физическими

упражнениями с

предметами и без предметов.
Результатами освоения программы детьми первого года обучения (младшего
дошкольного возраста, 3-4 года) являются следующие знания, умения и навыки: знают
назначение спортивного зала и правила поведения в нем; умеют ориентироваться в зале,
строиться в шеренгу; умеют выполнять комплексы упражнений, в том числе с мячом,
дыхательную гимнастику, овладевают навыками основных видов движения, умеют
применять мяч в подвижной игре, соблюдать правила игр.
7

Результатами освоения программы детьми второго года обучения (среднего
дошкольного возраста, 4-5 лет) являются следующие знания, умения и навыки: знают о
назначении

отдельных

физических

упражнений;

умеют

выполнять

простейшие

построения и перестроения; умеют выполнять комплексы упражнений, в том числе с
использованием мяча, комплексы дыхательных упражнений, уверенно владеют навыками
основных видов движения, знают достаточно количество подвижных игр с мячом,
соблюдают правила игр, выполняют различные действия с мячом (бросать и ловить,
катать, метать); умеют взаимодействовать друг с другом во время игры.
Результатами освоения программы детьми третьего года обучения (старшего
дошкольного возраста, 5-6 лет) являются следующие знания, умения и навыки: знают
правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с
предметами; владеют навыками по различным видам передвижений по залу и
приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих упражнениях, умеют
исполнять двигательные задания с использованием мяча, умеют самостоятельно
организовывать совместные игры, выполнять комплексы упражнений, знают правила
игры в футбол, выполняют различные действия с мячом (бросать и ловить, катать,
метать); умеют взаимодействовать друг с другом во время игры.
Результатами

освоения

программы

детьми

четвертого

года

обучения

(подготовительного к школе возраста, 6-7-8 лет) являются следующие знания, умения и
навыки: знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;
могут хорошо ориентироваться в зале при проведении подвижных и спортивных игр; умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений;

обладают силовой

и

координационные

общей

выносливостью

мышц

туловища;

имеют

развитые

способности, обладают способностью и потребностью самостоятельно заниматься
физкультурой с целью укрепления здоровья и физического совершенствования; имеют
представление о роли занятий футболом в формировании здорового образа жизни; знают
правила игры в футбол и выполняют их; умеют выполнять основной арсенал технических
приемов игры, свободно ориентироваться на площадке, выполнять основные приемы
техники спортивных игр футбол, баскетбол, волейбол, подчинять свои интересы
интересам команды, участвуют в соревнованиях по футболу, используют элементы
футбола в активном отдыхе и досуге.

8

2.

Учебный план

Первый год Второй год

Наименование раздела
программы

Специальные игры и
упражнения

Основные виды движений

Итого в год:

Третий год

Четвертый

обучения

обучения

обучения

год

(группа

(группа

(группа

обучения

3-4 года)

4-5 лет)

5-6 лет)

(группа

всего

6-7-8 лет)
В неделю

В неделю

В неделю

зан.

мин.

зан.

мин.

зан.

2

30

2

40

2

50

48

720

52

1040

50

24

360

20

400

72

1080

72

1440

9

В неделю

мин. зан

мин.

зан.

мин.

2

60

8

1250

47

1410

197

4420

22

550

25

750

91

2060

72

1800

72

2160

288

6480

3.

Календарный учебный график

Содержание

Группа
(с 3 лет до 4
лет)

Группа
(с 4 лет до 5
лет)

Группа
(с 5 лет до 6
лет)

Группа
(с 6 лет до 7-8
лет)

Количество
возрастных групп

1

1

1

1

Начало учебного года

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

31 мая

31 мая

31 мая

31 мая

2021 года

2021 года

2021 года

2021 года

Продолжительность
учебного года всего,
в том числе:

36

36

36

36

1-е полугодие

17

17

17

17

2-е полугодие

19

19

19

19

Продолжительность
учебной недели

5

5

5

5

Всего в неделю

2

2

2

2

Объем в неделю

30 минут

40 минут

50 минут

60 минут

Сроки проведения
педагогической
диагностики

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая –
май

Длительность
непосредственно
образовательной
ситуации

15 минут

20минут

25 минут

30 минут

Количество
открытых
мероприятий

3

3

3

3

Окончание учебного
года

10

Вводная –
сентябрь

4. Организационно - педагогические условия реализации программы
Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных
направлений педагогического влияния на детей и взрослых и организация их совместной
деятельности. Педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса социальнопедагогической адаптации к современному социуму детей в процессе реализации
программы дополнительного образования и способствующие достижению планируемых
результатов прораммы включают:
- субъект-субъектные отношения педагога и ребенка;
- вариативность образования;
- создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка;
- личное участие в мероприятиях программы;
- создание развивающей среды.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций,
обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации программы:
- обеспечение повышения квалификации педагога;
- интеграция основного и дополнительного образования, формирование готовности у
воспитанников к активной самостоятельной деятельности;
- обеспечение образовательного процесса методической литературой, образовательными
программами;
- педагогический мониторинг; о
- беспечение творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного
процесса.
Система организационных условий направлена на планирование, организацию,
координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.
Дополнительной образовательной программой предусмотрены следующие формы
занятий: групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность занятий соответствует возрасту
детей: 3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут
Дополнительная образовательная программа «Здоровый ребенок» строится на
следующих принципах:
− постепенность в развитии природных способностей детей;
− строгая последовательность в овладении техническими приемами;
− систематичность и регулярность занятий;
− целенаправленность учебного процесса.
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
− организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных
форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные, соревнования;
− создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в
соревнованиях, массовых спортивных мероприятиях;
− создание информационной среды различными средствами (беседы, игры).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных
особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное
увеличение физической нагрузки на организм ребёнка и сопровождается объяснением,
показом движений, самостоятельной работой, анализом.

11

Формы организации работы с детьми
Содержание
Возраст
Самостоятельная
деятельность
1.Основные движения:
3-5 лет,
Игра
-ходьба;
бег,
лазание; 2 младшая группа, Игровое
упражнение
упражнения в равновесии;
средняя группы
Подражательные движения
строевые
упражнения;
Сюжетно-ролевые игры
ритмические упражнения.
2.Общеразвивающие
упражнения
3.Подвижные игры
4.Спортивные упражнения
5.Активный отдых
6.Формирование
начальных
представлений о ЗОЖ
1.Основные движения:
5-7 лет, старшая и Игровые упражнения
-ходьба;
бег,
лазание; подготовительная
Подражательные движения
упражнения в равновесии;
к школе группы
Дидактические,
сюжетностроевые
упражнения;
ролевые игры, спортивные
ритмические упражнения.
игры
2.Общеразвивающие
упражнения
3.Подвижные игры
4.Спортивные упражнения
5.Спортивные игры
6.Активный отдых
7.Формирование
начальных
представлений о ЗОЖ
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
− начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);
− этап углубленного разучивания упражнения;
− этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного
представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и
демонстрирует упражнения.
Дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают
упражнение.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками,
ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может
закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например,
разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях) педагог должен
выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования
представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на
составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить

12

сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и
только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.
При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз,
закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и
совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к
уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения,
усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием
двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом
этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании
условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно
было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только
тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической
отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее
изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и играх.
Виды занятий:
Занятия делятся на несколько видов:
Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение
начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется
прием его исполнения. На уроке может быть введено не более 2-3 комбинаций.
Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не
менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах
выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет
соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети
играют роль солиста или как бы помощника педагога.
Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны
уметь выполнять все заученные ими движения.
Структура занятий.
Структура проведения занятий общепринятая, и состоит из трех частей: вводной,
основной и заключительной. Деление на части относительно. Каждое занятие — это
единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Вводная часть занимает от 5 до 15% общего времени и зависит от решения
основных задач. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка
— его центральную нервную систему, различные функции - к работе: разогреть мышцы,
связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить
внимание.
Начинать его рекомендуется со строевых упражнений с использованием элементов
игроритмики и подключением игры. Но возможны и другие варианты конструирования
занятий, по усмотрению педагога и с учетом условий работы. Однако при этом
необходимо помнить об основных педагогических принципах систематичности, постепенности, доступности и пр. Систему упражнений и игр надо строить от простого к
сложному, от известного к неизвестному.
Основная часть длится от 70% до 85% общего времени. В этой части решаются
основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над
13

развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений,
ловкости, выносливости и др.
На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие
способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки.
Заключительная часть длится от 3% до 7% общего времени. В том случае если в
основной части имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части
увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает
постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В
заключительной части занятия используются упражнения на расслабление мышц,
дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж. Если урок направлен
преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального
внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В этом случае в заключительной части
следует проводить подвижные игры малой интенсивности (ходьба с речитативом, с
песней, полюбившиеся детям ритмические танцы и другие задания).
5. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение
1. Стойки для обводки.
2. Переносные мишени.
3. Мячи (футбольные, волейбольные,
баскетбольные, набивные).
4. Переносные ворота.
5.
Компьютер.

Методическое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наглядные пособия
Тактические схемы
Учебные модели
Видеозаписи
Учебные кинофильмы
Текстовые задания

6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Перед зачислением ребенка на обучение по образовательной программе проводится входная
диагностика, позволяющая определить исходный уровень развития компетенций ребенка,
необходимых для обучения по программе. В соответствии с входной диагностикой
дошкольнику рекомендуется тот или иной уровень освоения программы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля уровня
развития обучающихся и проверки результативности обучения посредством диагностического
инструментария.
Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы:
- наблюдение с фиксацией результатов;
- фронтальные и индивидуальные вопросы;
- проведение праздников;
- проведение соревнований;
- участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня;
- проведение открытых занятий для родителей.
Критерии оценки педагогической диагностики детей
Контроль уровня освоения воспитанниками программы проводится по результатам
диагностики 2 раза в год. Также для подведения результатов работы проводятся в
середине и конце учебного года открытые занятия и мероприятия для родителей.
14

итог

Быстрота

Выносливость

Игровая
деятельность

Владение техникой
мяча

Основные виды
движений

Координация,
ловкость движений

Ф.И. ребенка

Педагогическая диагностика уровня освоения
воспитанниками Программы
основывается на следующих показателях:
Педагогическая диагностика уровня освоения учащимися программы «Футбол»

Характеристика знаний и умений по программе
Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног
при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног
применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу
и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене
левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.
Основные движения – способность правильно выполнять основные виды движений:
бег, ходьба, лазание, подлезание, прыжки. (Наблюдение)
3 балла – все виды движений выполняются правильно и качественно.
2 балла – движения выполняются не в полном объеме, ребенок не старается.
1 балл – движения выполняются не верно.
Владение техникой мяча – умение выполнять упражнения с мячом различными
способами.
Игровая деятельность – участие ребенка в различных игровых упражнениях, играх
разного характера, инициатива в игре. (Наблюдение)
3 балла – активное участие в игровой деятельности, выражение игровых образов в игре,
соблюдение последовательности игровых действий
.
2 балла – в игру вступает неохотно, малоактивен, не является инициатором игровых
действий, игровые действия соблюдаются не всегда.
1 балла – в игровой деятельности не участвует, игровые упражнения выполняет не в
полном объеме, не соблюдает игровых действий.
Выносливость – способность длительное время выполнять физические упражнения.
Быстрота – способность быстро передвигаться, проявление скоростных качеств.

15

Уровни развития ребенка:
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) - ребенок активно выполняет все
предложенные задания, отзывчив, эмоционален. У него высокая двигательная активность,
хорошая координация движений, устойчивый интерес и потребность в движении.
Второй уровень (средний 10-14 баллов) - ребенок эпизодически принимает
участие в занятии, реакции неоднозначны. Этому уровню свойственна слабая физическая
активность ребенка, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные
движения. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа
движений.
Третий уровень (низкий 6-9 баллов) - ребенок совсем не принимает участие в
занятии, не отзывчив, реакции отвлеченные, повторяет несложные упражнения за
педагогом, но при этом их повторы вялые, малоподвижные, наблюдается некоторая
скованность, заторможенность действий.
Движения невыразительные. Физические
упражнения вызывают затруднения.
Итоговый контроль по общефизической и специальной подготовке проводится в мае.
Оценочные материалы
№ п/п
1
2
3
4

Контрольные испытания 2-й год обучения
Бег на 30 м с высокого старта, с
Бег на 90 м с высокого старта, с
Прыжок в длину с места, см
Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками из-за головы вперед, м

Нормативные
требования
8
30
90
3

5
6
7

Жонглирование мячом, кол-во раз
Удар на дальность, м
Удар на точность (кол-во попаданий из 5 попыток)

2
7
3

8

Бег на 20 м с ведением мяча (необходимо выполнить не менее 3-х
касаний)

15

№ п/п
1
2
3
4

Контрольные испытания 3 -й год обучения
Бег на 30 м с высокого старта, с
Бег на 90 м с высокого старта, с
Прыжок в длину с места, см
Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками из-за головы вперед, м

Нормативные
требования
7
25
120
5

5
6

Жонглирование мячом, кол-во раз
Удар на дальность, м

4
10

7

Удар на точность(кол-во попаданий из 5 попыток)

4

8

Бег на 20 м с ведением мяча (необходимо выполнить не менее 3-х
касаний)

12

16

№ п/п
1
2
3
4

Контрольные испытания 4-й год обучения
Бег на 30 м с высокого старта, с
Бег на 90 м с высокого старта, с
Прыжок в длину с места, см
Бросок набивного мяча (0.5кг) двумя руками из-за головы вперед, м

Нормативные
требования
6
20
120
7

5
6

Жонглирование мячом, кол-во раз
Удар на дальность, м

5
15

7
8

Удар на точность(кол-во попаданий из 5 попыток)
Бег на 20 м с ведением мяча ( не менее 3-х касаний), с

5
10

7. Календарно-тематическое планирование в соответствии с годами обучения по
программе.
7.1. Первый год обучения (Младший возраст, 3-4 года)
Цель: Способствовать развитию у детей интереса к занятиям физической культурой,
формированию основ двигательной активности.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с назначением спортивного зала и правилами поведения в нем;
- учить ориентироваться в зале, строиться в шеренгу;
- развивать умение выполнять комплексы упражнений, в том числе с использованием
мяча, дыхательную гимнастику;
- знакомить с основными видами движений,
- учить соблюдать правила игр.
Развивающие:
- развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
- развивать мелкую и крупную моторику, координацию в пространстве.
Воспитательные:
- учить внимательно слушать педагога, воспринимать информацию на слух, отвечать на
вопросы;
- воспитывать умение работать в подгруппе, соблюдая правила;
- воспитывать бережное отношение к спортивному инвентарю, учить складывать материал
на место после занятий.
Календарно-тематическое планирование на первом году обучения (младшем
дошкольном возрасте) составлено по месяцам с сентября по май включительно, в каждом
месяце запланирована одна тема, таким образом, учебный материал каждой темы
осваивается детьми в течение одного учебного месяца.
Месяц

Тема занятия

Кол -

Виды деятельности
17

Формы

Сентябрь Гигиенические
знания
и
навыки.
Закаливание

во
4

Октябрь

Место занятий.
Оборудование

4

Ноябрь

ОРУ
предметов

4

Декабрь

Техника
передвижения
без мяча

Январь

Упражнения
мячом

Февраль

Удары по мячу
ногой

4

Март

Ведение мяча

4

Апрель

Упражнения
набивным
мячом

Май

Остановка мяча

4

Всего часов

36

без

4

с

с

4

4

контроля
Упражнения
дыхательной Наблюдение с
гимнастики, ОРУ для профил. фиксацией
плоскостопия, ОРУ в положении результатов
стоя, подвижная игра «Медведь,
заяц и волк».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия, ОРУ в положении
сидя, подвижная игра «Лиса и
зайцы».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия, ОРУ в положении
стоя и сидя, подвижная игра
«Медведь и пчелы».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия, ОРУ в положении
лежа на спине и животе,
подвижная
игра
«Найди
гнездышко».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия, ОРУ в положении
стоя и стоя на четвереньках,
подвижная игра «Нам не страшен
серый волк».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия,
ОРУ
с
гимнастическими
палками,
подвижная игра «Лошадки».
Занятия
с
мячом.
Дать
представления
о
форме
и
физических
свойствах
мяча.
Подвижная игра «У медведя во
бору».
Совершенствовать
качество
выполнения
упражнений
в
равновесии.
Подвижная
игра
«Огуречик - огуречик».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия, ОРУ лежа и стоя на
четвереньках, подвижная игра по
желанию детей. Подвижная игра
«Солнечные зайчики и тучка».

18

7.2. Второй год обучения (Средний возраст, 4-5 лет)
Цель: Развивать у детей интерес к двигательной активности, развивать основные виды
движений.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с назначением отдельных физических упражнений;
- учить выполнять простейшие построения и перестроения;
- развивать умение выполнять комплексы упражнений, в том числе с мячом, комплексы
дыхательных упражнений, - способствовать формированию основных видов движения,
- продолжать знакомить с подвижными играми, учить соблюдать правила игр.
Развивающие:
- развивать внимание, речь, память, наглядно-образное мышление;
- развивать мелкую и крупную моторику, координацию и ориентацию в пространстве.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в подгруппе, соблюдая правила;
- воспитывать навыки языкового общения со сверстниками;
- воспитывать бережное отношение к спортивному оборудованию, учить складывать
материал на место после занятий.
Календарно-тематическое планирование на втором году обучения (среднем
дошкольном возрасте), так же, как и на предыдущем году обучения, составлено по
месяцам с сентября по май включительно, в каждом месяце запланирована одна тема,
таким образом, учебный материал каждой темы осваивается детьми в течение одного
учебного месяца.
В среднем дошкольном возрасте изучаемый материал «наслаивается» на уже
пройденный в младшем возрасте, дополняется содержание, используемые методы и
приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
№
Тема занятия
п/п
Сентябрь Гигиенические
знания
и
навыки.
Закаливание

Кол во
4

Октябрь

Место занятий.
Оборудование

4

Ноябрь

ОРУ
предметов

4

без

Виды деятельности

Формы
контроля
Упражнения
дыхательной Наблюдение с
гимнастики, ОРУ для профил. фиксацией
плоскостопия,
ОРУ
в результатов
положении стоя, подвижная
игра «Мы веселые ребята».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия,
ОРУ
в
положении сидя, подвижная
игра «Ловишки».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия,
ОРУ
в
положении стоя и сидя,
19

Декабрь

Техника
передвижения
без мяча

Январь

Упражнения
мячом

Февраль

Удары по мячу
ногой

4

Март

Ведение мяча

4

Апрель

Упражнения
набивным
мячом

Май

Остановка мяча

4

Всего часов

36

4

с

с

4

4

подвижная игра «Хвостики».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия,
ОРУ
в
положении лежа на спине и
животе,
подвижная игра
«Два Мороза».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия,
ОРУ
в
положении стоя и стоя на
четвереньках,
подвижная
игра «Подковка».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия,
ОРУ
с
гимнастическими
палками,
подвижная игра «Ручейки и
озера».
Упражнения
с
мячом.
Научить
сохранению
правильной
осанки
при
выполнении упражнений для
рук и ног в сочетании с
покачиваниями на фитболе.
Подвижная игра «Водяной».
Упражнения
дыхательной
гимнастики, ОРУ для профил.
плоскостопия, ОРУ лежа и
стоя
на
четвереньках,
подвижная игра по желанию
детей. Подвижная игра «Волк
во рву».
Проверка
состояния
физического
здоровья
дошкольным
медицинским
работником детского сада.
Контрольные
испытания:
наклон вперед из положения
сидя на полу, челночный бег,
прыжок в длину с места.
Подвижная игра «Хитрая
Лиса».

7.3. Третий год обучения (Старший возраст, 5-6 лет)
Цель: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к физическим
упражнениям, как средству зоровьесбережения, развитие двигательной активности.
20

Задачи:
Обучающие:
- знакомить с правилами безопасности при занятиях физическими упражнениями без

предметов и с предметами;
- формировать навыки различных видов передвижений по залу,

движений в

общеразвивающих упражнениях,
- учить выполнять двигательные задания с использованием мяча, знакомить с правилами
игры в футбол;
- учить самостоятельно организовывать совместные подвижные игры, выполнять
комплексы упражнений.
- учить выполнять различные действия с мячом (бросать и ловить, катать, метать),
взаимодействовать друг с другом во время игры.
Развивающие:
− развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, перцептивную чувствительность,
скоростно-силовые и координационные способности;
- развивать восприятие, внимание, память, воображение, интуитивное и логическое
мышление;
Воспитательные:
- воспитание культуры общения друг с другом;
- воспитывать лидерство, инициативу,

чувство товарищества, взаимопомощи и

трудолюбия.
- воспитывать чувство толерантности, уважения к другим.
Календарно-тематическое планирование на третьем году обучения так же, как и на
предыдущем году обучения, составлено по месяцам с сентября по май включительно, в
каждом месяце запланирована одна тема, таким образом, учебный материал каждой темы
осваивается детьми в течение одного учебного месяца.
В старшем дошкольном возрасте изучаемый материал «наслаивается» на уже
пройденный в среднем возрасте, дополняется содержание, используемые методы и
приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
№
Тема занятия
п/п
Сентябрь Развитие
физической
культуры и
спорта в России.
Развитие футбола в
России.
Выполнение
контрольных

Кол - во

Виды деятельности

4

Упражнения
дыхательной
гимнастики,
ОРУ
для
профил. плоскостопия, ОРУ
в
положении
стоя,
подвижная игра «Клей».

21

Формы
контроля

Октябрь

нормативов
Правила игры в футбол

Упражнения
дыхательной
гимнастики,
ОРУ
для
профил. плоскостопия, ОРУ
в положении лежа на спине и
животе, подвижная игра
«Пень, елка, сноп».
Упражнения
дыхательной
гимнастики,
ОРУ
для
профил. плоскостопия, ОРУ
в положении стоя и стоя на
четвереньках,
подвижная
игра «Тихо - громко».
Упражнения
дыхательной
гимнастики,
ОРУ
для
профил. плоскостопия, ОРУ
с гимнастическими палками,
подвижная игра «Ракета».
Упражнения с мячом. Дать
представления о форме и
физических свойствах мяча.
Подвижная игра «Ловишки
со стеной».
Научить
сохранению
правильной
осанки
при
выполнении упражнений для
рук и ног в сочетании с
покачиваниями в футболе.
Подвижная игра «Ловишки с
ленточками».
Научить
выполнению
комплекса
ОРУ
с
испольнием
футбольного
мяча в едином для всей
группы
темпе.
Рекомендуемые упражнения:
комплексы
ОРУ
в
соответствии с возрастными
требованиями
к
занимающимся. Подвижная
игра «Собери мячи ногами».
Совершенствовать качество
выполнения упражнений в
равновесии. Подвижная игра
«Хоп».
Упражнения
дыхательной
гимнастики,
ОРУ
для
профил. плоскостопия, ОРУ
лежа и стоя на четвереньках,
подвижная игра по желанию
детей.
Подвижная
игра

4

Ноябрь

Техника передвижения
без мяча

4

Декабрь

Удары по мячу ногой
Ведение мяча
Остановка мяча

4

Январь

Легкоатлетические
упражнения
Введение мяча из-за
боковой линии

4

Февраль

Подвижные игры и
эстафеты
Техника игры вратаря

4

Март

Спец.упражнения для
развития
быстроты
Спортивные игры

4

Апрель

Спец.упражнения для
развития
ловкости
Тактика нападения

4

Май

Тактика защиты
Соревнования
футболу

4
по

22

«Охотники и утки.
Всего часов

7.4.

36

Четвертый год обучения (Подготовительный возраст, 6 -7-8 лет)

Цель: формирование у детей системы двигательной активности, развитие устойчивого
интереса к дальнейшему занятию футболом, как средству физического развития и
здоровьесбережения.
Задачи:
Обучающие:

- знакомить с правилами личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;
- развивать навык быстрой ориентировки в зале при проведении подвижных и спортивных
игр;
- учить выполнять специальные упражнения для согласования движений, двигательные
задания с мячом,
- знакомить с правилами игры в футбол и учить выполнять их, выполнять основной
арсенал технических приемов игры, свободно ориентироваться на площадке, выполнять
основные приемы техники спортивных игр футбол, баскетбол, волейбол, подчинять свои
интересы интересам команды, участвуют в соревнованиях по футболу, используют
элементы футбола в активном отдыхе и досуге;
- развивать силовую и общую выносливость мышц туловища;
- развивать координационные способности.
Развивающие:
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, перцептивную чувствительность,
скоростно-силовые и координационные способности;
- развивать восприятие, внимание, память, воображение, интуитивное и логическое
мышление;
- развитие творческих способностей дошкольников в различных областях двигательной
активности.
Воспитательные:
- воспитывать способность и потребность самостоятельно заниматься упражнениями
лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования;
- воспитывать лидерство, инициативу,

чувство товарищества, взаимопомощи и

трудолюбия.
- воспитывать чувство толерантности, уважения к другим.
23

Календарно-тематическое планирование на четвертом году обучения так же, как и
на предыдущем году обучения, составлено по месяцам с сентября по май включительно, в
каждом месяце запланирована одна тема, таким образом, учебный материал каждой темы
осваивается детьми в течение одного учебного месяца.
В подготовительном к школе возрасте изучаемый материал «наслаивается» на уже
пройденный в старшем возрасте, дополняется содержание, используемые методы и
приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
№
Тема занятия
п/п
Сентябрь Развитие
физической
культуры и
спорта в
России.
Развитие футбола
в России.
Выполнение
контрольных
нормативов
Октябрь ОРУ
без
предметов
Правила игры в
футбол

Кол во
4

4

Ноябрь

Акробатические
упражнения
Техника
передвижения без
мяча

4

Декабрь

Упражнения
в
висах и упорах
Удары по мячу
ногой
Ведение
мяча
Остановка мяча
Легкоатлетические
упражнения
Введение мяча изза боковой линии
Упр. для развития
умения
«видеть
поле»
Подвижные игры
и эстафеты
Техника
игры
вратаря

4

Январь

Февраль

Виды деятельности

Формы
контроля

Упражнения
дыхательной
гимнастики,
ОРУ
для
профил. плоскостопия, ОРУ
в
положении
сидя,
подвижная игра «Охотники
за приведениями».

Упражнения
дыхательной
гимнастики,
ОРУ
для
профил. плоскостопия, ОРУ
в положении стоя и сидя,
подвижная игра «Положи
мешочек, но не на пол».
Упражнения
дыхательной
гимнастики,
ОРУ
для
профил. плоскостопия, ОРУ
в положении стоя и стоя на
четвереньках,
подвижная
игра «Липкие пеньки».
Упражнения
дыхательной
гимнастики,
ОРУ
для
профил. плоскостопия, ОРУ
с гимнастическими палками,
подвижная игра «Неболейка.

4

Упражнения с мячом. Дать
представления о форме и
физических свойствах мяча.
Подвижная игра «Быстро возьми».

4

Научить
сохранению
правильной
осанки
при
выполнении упражнений для
рук и ног в сочетании с
покачиваниями на фитболе.
24

Наблюдение
с фиксацией
результатов

Март

Спец.упражнения
для
развития
быстроты
Спортивные игры
Финты. Обманные
движения

4

Апрель

Спец.упражнения
для
развития
ловкости
Тактика нападения
Удары по мячу
головой
Индивидуальные
действия без мяча
Тактика защиты
Соревнования по
футболу

4

Всего часов

36

Май

4

Подвижная
игра
«Мышеловка».
Научить
выполнению
комплекса ОРУ с мячом в
едином для всей группы
темпе.
Рекомендуемые
упражнения:
комплексы
ОРУ в соответствии с
возрастными требованиями к
занимающимся. Подвижная
игра «Флажки».
Совершенствовать качество
выполнения упражнений в
равновесии. Подвижная игра
«Мороз».

Упражнения
дыхательной
гимнастики,
ОРУ
для
профил. плоскостопия, ОРУ
лежа и стоя на четвереньках,
подвижная игра по желанию
детей.
Подвижная
игра
«Ловишки с мячом».

8. Список используемой литературы
1. Блохин В.В. «Футбол». Учебное пособие. Москва. 2005.
2. Грудин Н.М. «Самостоятельные занятия по футболу». Москва.2001.
3. Друзь Е.Н. « Хочу стать футболистом». Москва. 2000.
Методическая литература:
1. Авдюхов В.М. «Правила игры в футбол». Москва. 2001.
2. Адашкявичене Э.Й. «Методика обучения спортивным играм». Москва. 1992. 3.
Лысова И.А. « Физическая культура». Москва. 2002.
3. Лысова И.А. «Тесты по физической культуре». Москва. 2002.
4. Министерство просвещение СССР. «Программы для дошкольных учреждений и
общеобразовательных школ. Спортивные кружки и секции». Москва. 1986.
5. Фурсова В.Н. «Методические рекомендации по руководству и контролю за
физическим воспитанием учащихся общеобразовательных школ». Тамбов. 1995.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».