Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - Хореография

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

7

3.

Календарный учебный график

8

4.

Организационно - педагогические условия реализации

11

программы
5.

Материально-техническое обеспечение программы

12

6.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

12

7.

Рабочие программы по модулям (в соответствии с годами обучения

16

по программе)
7.1

Рабочая программа первого года обучения, возрастная группа от 3

17

до 4 лет (Модуль 1)
7.2.

Рабочая программа второго года обучения, возрастная группа от 4

20

до 5 лет (Модуль 2)
7.3

Рабочая программа третьего года обучения, возрастная группа от 5

22

до 6 лет (Модуль 3)
7.4.

Рабочая программа четвертого года обучения, возрастная группа от

25

6 до 7-8 лет (Модуль 4)
8.

Календарно-перспетивное планирование

28

9.

Список используемой литературы

36

2

пальчиковой гимнастикой, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.
Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные
задания.
Игровой
метод
придает
воспитательно-образовательному процессу
привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений,
повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения
и творческих способностей ребенка.
Объем программы – 6480 часов/4 года обучения, рассчитан на 36 недель в год, с
недельной нагрузкой – 2 раза в неделю. Форма организации занятий – групповая (по
возрастам). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от
3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5
до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
В программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые
ориентиры дошкольного образования.
Цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами
танцевально-игровой гимнастики.
Для достижения поставленной цели первостепенное значение имеют следующие
задачи:
1. Укрепление здоровья:
− способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
− формировать правильную осанку;
− содействовать профилактике плоскостопия;
− содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,
кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствовать психомоторные способности дошкольников:
− развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, перцептивную чувствительность,
скоростно-силовые и координационные способности;
− содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения
согласовывать движения с музыкой;
− формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества
танцевальных движений и танцев;
− развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развивать творческие и созидательные способности воспитанников:
− развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,
расширять кругозор;
− формировать навыки самостоятельного выражения движения под музыку;
− воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в
движениях;
− развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при
целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От
педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят
уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им
нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги
совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Планируемые результаты освоения Программы:
4

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка.
− ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: – игре, общении и
др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
− у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
− исполняет ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку, и
двигательные задания по креативной гимнастике;
− владеет навыками ритмической ходьбы, умеют выполнять простейшие построения
и перестроения;
− умеет хлопать и топать в такт музыки, ритмично двигаться в различных
музыкальных темпах;
− хорошо ориентируется в зале при проведении музыкально – подвижных игр и
умеют представить различные образы;
− владеет навыками по различным видам передвижений по залу, и приобретают
определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных
упражнениях;
− передает характер музыкального произведения в движении;
− выполняет специальные упражнения для согласования движений с музыкой;
− ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
− знает правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с
предметами и без предметов.
Результатами освоения программы детьми первого года обучения (Младшего
возраста, 3-4 года) являются следующие знания, умения и навыки:
Знают назначение спортивного зала и правила поведения в нем. Умеют ориентироваться в
зале, строиться в шеренгу. Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы
упражнений под музыку. Овладевают навыками ритмической ходьбы. Умеют хлопать и
топать в такт музыки. Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные
образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).
Результатами освоения программы детьми второго года обучения (Среднего
возраста, 4-5 лет) являются следующие знания, умения и навыки:
Знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической
гимнастики.
Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют исполнять
ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку. Умеют ритмично
двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами
простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции.
Результатами освоения программы детьми третьего года обучения (Старшего
возраст 5-6 лет) являются следующие знания, умения и навыки:
Знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с
предметами. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и
приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных
5

упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении
(веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными
хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять
ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также
двигательные задания по креативной гимнастике.
Результатами освоения программы детьми четвертого года обучения
(Подготовительного возраста, 6-7-8 лет) являются следующие знания, умения и навыки:
Знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями.
Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют
основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять
ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по
креативной гимнастике.

6

2.

Учебный план

Наименование
раздела
программы

Подразделы

Первый год

Второй год

Третий год

Четвертый

обучения

обучения

обучения

год

(группа

(группа

(группа

обучения

3-4 года)

4-5 лет)

5-6 лет)

(группа

всего

6-7 лет)

программы
В неделю
зан.

мин
.

В неделю

В неделю

В неделю

зан.

мин.

зан.

мин.

зан

мин.

зан.

мин.

2

30

2

40

2

50

2

60

8

48

720

52

1040

50

1250

47

1410

197

4420

24

360

20

400

22

550

25

750

91

2060

72

1440

72

1800

72

2160

288

6480

Игроритмика
Танцевальноритмическая
гимнастика

Игрогимнастика
Игротанцы
Игропластика
Пальчиковая

Нетрадиционны

гимнастик

е виды

Музыкально-

упражнений

подвижные игры
Креативная
гимнастика

Итого в год:

72

108
0

7

3.

Календарный учебный график

Содержание

Первый год
обучения
Группа
(с 3 лет до 4
лет)

Второй год
обучения
Группа
(с 4 лет до 5
лет)

Третий год
обучения
Группа
(с 5 лет до 6
лет)

Четвертый
год обучения
Группа
(с 6 лет до 7-8
лет)

Количество
возрастных групп

1

1

1

1

Начало учебного года

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

31 мая

31 мая

31 мая

31 мая

2021 года

2021 года

2021 года

2021 года

Продолжительность
учебного года всего,
в том числе:

36

36

36

36

1-е полугодие

17

17

17

17

2-е полугодие

19

19

19

19

Продолжительность
учебной недели

5

5

5

5

Всего в неделю

2

2

2

2

Объем в неделю

30 минут

40 минут

50 минут

60 минут

Сроки проведения
педагогической
диагностики

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая –
май

Длительность
непосредственно
образовательной
ситуации

30 минут

20минут

25 минут

30 минут

Количество
открытых
мероприятий

3

3

3

3

Окончание учебного
года

8

Вводная –
сентябрь

Формы организации работы
Содержание
Возраст
1.Основные движения:
3-5 лет,
-ходьба;
бег,
лазание;
2 младшая группа,
упражнения в равновесии;
средняя группы
строевые
упражнения;
ритмические упражнения.
2.Общеразвивающие
упражнения
3.Подвижные игры
4.Спортивные упражнения
5.Активный отдых
6.Формирование начальных
представлений о ЗОЖ

с детьми
Самостоятельная деятельность
Игра
Игровое
упражнение
Подражательные движения
Сюжетно-ролевые игры

1.Основные движения:
-ходьба;
бег,
лазание;
упражнения в равновесии;
строевые
упражнения;
ритмические упражнения.
2.Общеразвивающие
упражнения
3.Подвижные игры
4.Спортивные упражнения
5.Спортивные игры
6.Активный отдых
7. Формирование начальных
представлений о ЗОЖ

Игровые упражнения
Подражательные движения
Дидактические,
сюжетно-ролевые
игры

5-7 лет, старшая и
подготовительная
к школе группы

Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
− начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);
− этап углубленного разучивания упражнения;
− этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный

этап

обучения

характеризуется

созданием

предварительного

представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и
демонстрирует упражнения.

Дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают

упражнение.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками,
ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может
9

закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например,
разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального
характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы
дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если
упражнение

можно

разделить

на

составные

части,

целесообразно

применять

расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками,
далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее
обучение упражнению.
При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз,
закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и
совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к
уточнению

двигательных

действий,

пониманию

закономерностей

движения,

усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Этап

закрепления

и

совершенствования

характеризуется

образованием

двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом
этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании
условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно
было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только
тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической
отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее
изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
Виды занятий:
Занятия делятся на несколько видов:
Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение
начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется
прием его исполнения. На уроке может быть введено не более 2-3 комбинаций.
Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не
менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах
выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет
соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети
играют роль солиста или как бы помощника педагога.
Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны
уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.
10

Структура занятий.
Структура проведения занятий общепринятая, и состоит из трех частей: вводной,
основной и заключительной. Деление на части относительно. Каждое занятие — это
единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Вводная часть занимает от 5 до 15% общего времени и зависит от решения
основных задач. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка
— его центральную нервную систему, различные функции - к работе: разогреть мышцы,
связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить
внимание.
Для решения задач вводной части занятия в календарно - тематическом
планировании

представлены

следующие

средства:

игрогимнастика

(строевые,

общеразвивающие упражнения); игроритмика, музыкально-подвижные игры малой
интенсивности,

игры

на

внимание,

игротанцы

(танцевальные

шаги,

элементы

хореографии, ритмические танцы - несложные по координации или хорошо изученные),
а также упражнения танцевально-ритмической гимнастики, отвечающие задачам
подготовительной части занятия.
Начинать его рекомендуется со строевых упражнений с использованием элементов
игроритмики и подключением игры. Но возможны и другие варианты конструирования
занятий, по усмотрению педагога и с учетом условий работы. Однако при этом
необходимо помнить об основных педагогических принципах систематичности, постепенности, доступности и пр. Систему упражнений и игр надо строить от простого к
сложному, от известного к неизвестному.
Основная часть длится от 70% до 85% общего времени. В этой части решаются
основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над
развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений,
ловкости, выносливости и др.
На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие
способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную
часть занятия могут входить все средства танцевально-игровой гимнастики: ритмические
и бальные танцы, игропластика, креативная гимнастика и др.
Заключительная часть длится от 3% до 7% общего времени. В том случае если в
основной части имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части
увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает
постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В
заключительной части занятия используются упражнения на расслабление мышц,
11

дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж. Если урок направлен
преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального
внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В этом случае в заключительной части
следует проводить музыкально-подвижные игры малой интенсивности (ходьба с
речитативом, с песней, полюбившиеся детям ритмические танцы и другие задания).
Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими
вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают
фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать
свое видение образа.

4.

Организационно - педагогические условия реализации программы

Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных
направлений педагогического влияния на детей и взрослых и организация их совместной
деятельности. Педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса социальнопедагогической адаптации к современному социуму детей в процессе реализации
программы дополнительного образования включают в себя:
- субъект-субъектные отношения педагога и ребенка;
- вариативность образования;
- создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка;
- личное участие в мероприятиях программы; создание развивающей среды.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций,
обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации программы:
- обеспечение повышения квалификации педагогов;
- интеграция основного и дополнительного образования, формирование готовности у
воспитанников к активной самостоятельной деятельности;
- обеспечение образовательного процесса
методической литературой,
образовательными программами; педагогический мониторинг;
обеспечение
творческой
интеллектуальной
деятельности
участников
образовательного процесса.
Система организационных условий направлена на планирование, организацию,
координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.
Программой дополнительного образования предусмотрены следующие формы
занятий: групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность занятий соответствует возрасту
детей: 3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут
Программа дополнительного образования по хореографии строится на следующих
принципах:
− постепенность в развитии природных способностей детей;
− строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
− систематичность и регулярность занятий;
− целенаправленность учебного процесса.
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
12

− организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных
форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные, репетиционные;
− создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в концертной
деятельности;
− создание информационной среды различными средствами (беседы, игры).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных
особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное
увеличение физической нагрузки на организм ребёнка и сопровождается объяснением,
показом движений, самостоятельной работой, анализом.
5.

Материально-техническое обеспечение программы

Музыкально-спортивный зал оснащен материалами и оборудованием для
полноценного развития детей в разных образовательных областях.
Материально-техническое обеспечение предметной среды в музыкальноспортивном зале включает:
− цифровое пианино – 1шт.
− музыкальный центр – 1 шт.
− комплект компакт-дисков с музыкальными произведениями – 10 шт.
− ковровое покрытие – 1 шт.
− индивидуальные коврики
− мультимедийный проектор – 1 шт.
− экран – 1 шт.
− стул детский – 45 шт.
− мягкие модули
− барабан – 5 шт.
− дудочка – 2 шт.
− игровые ложки – 6 шт.
− бубен – 2 шт.
− музыкальный колокольчик – 6 шт.
− треугольник – 3 шт.
− кастаньеты – 3 шт.
− шкаф для пособий, игрушек, атрибутов – 2 шт.
6.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.

Перед зачислением ребенка на обучение по образовательной программе проводится входная
диагностика, позволяющая определить исходный уровень развития компетенций ребенка,
необходимых для обучения по программе. В соответствии с входной диагностикой дошкольнику
рекомендуется тот или иной уровень освоения программы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля знаний
обучающихся

и

проверки

результативности

обучения

посредством

инструментария.
Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы:
- наблюдение с фиксацией результатов;
13

диагностического

итог

Развитие чувства
ритма

Эмоциональность

Музыкальность

Гибкость тела

Творческие
проявления

Координация,
ловкость
движений

Ф.И. ребенка

- проведение праздников;
- участие в конкурсах и мероприятиях на различных уровнях;
- проведение открытых занятий для родителей.
Критерии оценки педагогической диагностики детей
Контроль уровня освоения
воспитанниками Программы проводится
по
результатам диагностики 2 раза в год. Также для подведения результатов работы
проводятся в середине и конце учебного года открытые занятия и мероприятия для
родителей.
Педагогическая диагностика уровня освоения воспитанниками программы

Характеристика уровней знаний и умений по хореографии
Высокий уровень (от 30 до 20 баллов) – ребенок активно выполняет все предложенные
задания, отзывчив, эмоционален
Средний уровень (от 19 до 10 баллов) – ребенок эпизодически принимает участие в
занятии, реакции неоднозначны
Низкий уровень
(от 9 до 1 балла) – ребенок совсем не принимает участие в занятии,
не отзывчив, реакции отвлеченные
Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног
при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног
применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу
и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене
левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.
Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую
музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные,
оригинальные «па».
Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям
предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить
следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.

14

3 балла - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова
характеризующие музыку и пластический образ.
2 балла - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.
1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой
импровизации.
Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости
корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги
прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног
расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени
не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах
от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. 3см и меньше –
низкий уровень (1 балл), 4-7см – средний уровень (2 балла), 8-11см – высокий уровень (3
балла).
Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение, лѐжа на
животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая
ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.
3 балла – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
2 балла – средняя подвижность позвоночника.
1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и
основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами,
темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе
самостоятельного исполнения - без показа педагога).
Упражнение «Кто из лесу вышел?»
После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и
показать
движением.
Закончить
движение
с
остановкой
музыки.
(отражение в движении характера музыки).
Упражнение «Заведи мотор».
Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную
музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).
Упражнение «Страусы».
Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в
песок» (отражение в движении динамических оттенков).
3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать
движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности
(темп, динамику)
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец
музыкального произведения совпадают не всегда.
1 балла – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а
также с началом и концом произведения.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать
в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания
композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение
выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто
15

подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения
ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не
выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.
Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая
удивляется», «сердитого волка».
Развитие чувства ритма Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального
произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если
чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи,
она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя
короткие отрывочные высказывания.
Упражнения с ладошками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны
постараться точно повторить его хлопки.
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные
хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.
1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).
1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками
ритмический рисунок.
2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.
3 балла – точно передает ритмический рисунок.
Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную
активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной
импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и
заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки.
Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку.
Хлопками передает ритмический рисунок.
Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая
творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь
однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаѐт только общий
характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых
движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на
координацию после повторного показа движений.
Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие
характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом
их повторы
вялые,
малоподвижные,
наблюдается
некоторая
скованность,
заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не
отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом
произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен
перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими
заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.
Упражнения на гибкость вызывают затруднения.
16

Рабочие программы по модулям (в соответствии с годами обучения по программе)

7.

Пояснительная записка
Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Хореография»: Образовательная
деятельность по программе осуществляется в соответствии с образовательными модулями.
Каждый модуль соответствует учебному году, и предполагает определенные цели, задачи,
содержание и результаты, которые предположительно будут достигнуты всеми учащимися
групп на этом модуле при его прохождении. Учебные модули предполагают определенную
возрастную категорию участников и имеют характер соподчинения, то есть цели, задачи и
результаты модулей взаимозависят и усложняются от одного года обучения с последующему.
Программа предполагает ее освоение с любого модуля, при этом уровень обучения,
рекомендуемый ребенку, определяется входной диагностикой.
Программа состоит из 2 разделов: «Танцевально-ритмическая гимнастика» и
«Нетрадиционные виды упражнений».
1-й

раздел — «Танцевально-ритмическая гимнастика» - включает в себя подразделы:
«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных

способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно
правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В
этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
музыкальные задания и игры.
«Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов
движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых
при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические
упражнения, дыхательные, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
«Игротанцы» направлены на формирование у воспитанников танцевальных
движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят:
танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, ритмические танцы.
Таким образом, раздел «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлен образно
– танцевальными композициями, каждая из которых имеет целевую направленность,
сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую
композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные
задачи.
2-й

раздел — «Нетрадиционные виды упражнений» - включает в себя

подразделы:

17

«Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной
силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических
движений, выполняемые в игровой сюжетной форме
«Пальчиковая гимнастика»

служит для развития ручной умелости, мелкой

моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное
воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
«Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически
на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные
сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения
поставленной цели при проведении занятий по танцевально – игровой гимнастике.
(Приложение 4)
«Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной
деятельности, используя средства предыдущих разделов. Данный материал служит
основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить
ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что
пожелаешь.
«Креативная гимнастика»- предусматривает целенаправленную работу педагога по
применению нестандартных упражнений, специальных

заданий, творческих игр,

направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям
создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей,
их

познавательной

активности,

мышления,

свободного

самовыражения

и

раскрепощенности.
Календарно-тематическое планирование программы имеет один характер для всех
модулей (уровней освоения программы и возрастных категорий учащихся), но отличается
содержанием разделов программы.
7.1. Рабочая программа первого года обучения, возрастная группа от 3 до 4 лет
(Модуль 1)
Цель: Способствовать развитию интереса дошкольников к танцевально-ритмическим
движениям, укреплению здоровья детей.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с назначением спортивного зала и правила поведения в нем;
- учить ориентироваться в зале, строиться в шеренгу;
- формировать умение выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под
музыку;
18

- развивать навыки ритмической ходьбы, умение хлопать и топать в такт музыки.
Развивающие:
- развивать умение в музыкально-подвижной игре представлять различные образы
(зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.);
- развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение соблюдать правила поведения, правила игры;
- учить слушать педагога, выполнять его требования, отвечать на вопросы;
- воспитывать навыки общения со сверстниками.
Содержание образовательного раздела:
1. «Танцевально-ритмическая гимнастика»:
ИГРОРИТМИКА.
Специальные

упражнения

для согласования движений с музыкой. Хлопки в такт

музыки. Ходьба, сидя на стуле. Акцентированная ходьба. Акцентированная ходьба с
одновременным

махом согнутыми руками.

Движения руками в различном темпе.

Различие динамики звука «громко-тихо». Выполнение упражнений под музыку.
ИГРОГИМНАСТИКА.
1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну по команде. Передвижение
в сцеплении. Построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за
педагогом. Построение врассыпную, бег врассыпную. Перестроение из
Одной

шеренги

в

несколько

по

ориентирам.

2.Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета. Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами.
Основные движения туловищем и головой. Полуприсед, упор присев, упор лежа на
согнутых руках, упор стоя на коленях, положение лежа. Комплексы общеразвивающих
упражнений.
Упражнения с предметами. Упражнения с погремушками, султанчиками (хлопками).
3.Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Свободное
опускание рук вниз. Напряженное и расслабленное положения рук, ног. Потряхивание
кистями рук. Расслабление рук с выдохом. Упражнения на осанку, стоя спиной к опоре.
Имитационные, образные упражнения.
4. Акробатические упражнения. Группировки. Сед ноги врозь, сед на пятках. Перекаты
в положении лежа, руки вверх и в седе на пятках с опорой на предплечья. Равновесие на
носках с опорой и без нее. Комбинации акробатических упражнений в образнодвигательных действиях.
19

ИГРОТАНЦЫ.
1. Хореографические упражнения. Полуприседы, подъемы на носки, держась за опору.
Стойка руки на пояс и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации
хореографических упражнений.
2. Танцевальные шаги. Шаг с носка, на носках, полуприсед на одной ноге, другую вперед
на пятку. Пружинные полуприседы
Приставной шаг в сторону. Шаг с небольшим подскоком. Комбинации из танцевальных
шагов.
3. Ритмические танцы «Хоровод», «Мы пойдем сначала вправо», «Танец сидя», «Галоп
шестерками» (на приставном шаге), «Если весело живется», «Танец утят», «Лавота»,
«Кузнечик».
Специальные композиции и комплексы упражнений: «Большой олень», «На крутом
берегу», «Муренка», «Хоровод», «Я танцую», «Чебурашка».
2. «Нетрадиционные виды упражнений»:
ИГРОПЛАСТИКА.
Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и
двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Общеразвиваю-щие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных
действиях: сгибание и разгибание, приведение и отведение, противопоставление пальцев
рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры-потешки. Выполнение фигурок из
пальцев.
МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
«Отгадай, чей голосок», «Найди свое место», «Нитка — иголка», «Попрыгунчики воробышки», «Мы — веселые ребята», «Совушка», «Цапля и лягушки», «У медведя во
бору», «Водяной».
Музыкально - подвижные

игры

по ритмике.

Подвижные

11 образные игры для

строевых и общеразвивающих упражнений.
ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.
«На лесной опушке», «Путешествие по станциям», «Путешествие в морское царство —
подводное государство», «В гости к Чебурашке», «Поход в зоопарк», «Конкурс танца».
КРЕАТИВНАЯ

ГИМНАСТИКА. Музыкально-творческие

игры

«Кто

я?»,

волнуется». Специальные задания. «Создай образ», «Импровизация под песню».

20

«Море

7.2. Рабочая программа второго года обучения, возрастная группа от 4 до 5 лет
(Модуль 2)
Цель: Продолжать развивать интерес дошкольников к танцевально-ритмическим
движениям, укреплять здоровье детей.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с назначением назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической
гимнастики;
- учить выполнять простейшие построения и перестроения;
- формировать умение исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений
под музыку;
- развивать навыки ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать
хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
- знакомить с основными танцевальными позициями.
Развивающие:
- развивать чувство ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать

движения с музыкой;
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,
расширять кругозор.
Воспитательные:
- учить слушать педагога, выполнять его требования;
- воспитывать инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Содержание образовательного раздела:
1.«Танцевально-ритмическая гимнастика»:
ИГРОРИТМИКА.
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки и удары ногой
на каждый счет и через счет, только на первый счет. Выполнение простейших движений
руками

в

различном

темпе.

ИГРОГИМНАСТИКА.
1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну. Повороты с переступанием
по команде.

Перестроение в

Перестроение

из одной

педагога.

Передвижение

круг. Бег по кругу и

шеренги

в

по ориентирам («змейкой»).

несколько по образному расчету и указанию

в

обход

шагом

и

бегом.

2. Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета. Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Сочетание
основных движений прямыми или согнутыми руками. Стойка на прямых и согнутых
21

ногах в сочетании с другими движениями. Основные движения головой. Сочетание
упоров с движениями ногами.
Упражнения

с

предметами. Упражнения

с

платочками,

шарфиками,

косынками.

3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
Потряхивание

кистями

и

предплечьями. Раскачивание

руками

из различных

исходных положений. Контрастное движение руками на напряжение и расслабление.
Расслабление рук в положении лежа на спине. Посегментное свободное расслабление
рук в положении лежа на спине, потряхивание ногами из положения, лежа на спине.
Лежа на спине при

напряжении мышц – выдох; при расслаблении мышц — вдох.

Упражнения на осанку в стойке: руки за спину с захватом локтей. Имитационные,
образные упражнения.
4. Акробатические упражнения. Группировка в положениях лежа и сидя, перекаты в
ней вперед-назад. Из упора присев переход в положение лежа на спине. Сед ноги врозь
широко. Равновесие на одной ноге с опорой и без опоры. Комбинации акробатических
упражнений

в

образно-двигательных

действиях.

ИГРОТАНЦЫ.
1. Хореографические упражнения. Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья.
Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Выставление
ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо -налево, переступая на
носках,

держась

за опору.

Полуприседы,

стоя

боком

к

опоре.

Комбинации

хореографических упражнений.
2. Танцевальные шаги. Мягкий, высокий, высокий на носках, приставной, скрестный
в сторону, переменный и русский хороводный шаги. Прыжки с ноги на ногу, другую
ногу сгибая

назад,

Комбинации

то

же

— с поворотом на 360°. Поворот на 360° на шагах.

из

изученных

танцевальных

шагов.

3. Ритмические и бальные танцы. «Автостоп», «Большая прогулка», «Вару-вару», полька
«Старый

Жук»,

«Большая

стирка»,

«Полька-хлопушка»,

«Матушка-Россия».

ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
(медиальные

композиции

лошадки», «Песня короля»,

и

комплексы

упражнений

«Чашки»,

«Карусельные

«Воробьинная дискотека», «Ну, погоди!», «Сосулька»,

«Упражнение с платочками».
2. «Нетрадиционные виды упражнений»:
ИГРОПЛАСТИКА.
Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и
игровых двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.
22

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях:
поочередное сгибание и разгибание

пальцев,

работа

одним пальцем,

круговые

движения кистью и пальцами, выставление одного, двух и т.д. пальцев, «сцепление»,
соединение большого пальца с другими, касание пальцев одной руки с другой
рукой

(«здороваются»), движение пальцев по различным частям тела и поверхности

стола.
Упражнения пальчиками с речитативом.
МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ .

«Карлики и великаны», «Найди предмет»,

«Два Мороза», «Птица без гнезда», «Автомобили», «Воробушек», «Космонавты», «Уснитрава», «Поезд», «Музыкальные стулья»; музыкально-подвижные игры по ритмике и с
использованием

строевых

и

общеразвивающих

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ. «Лесные приключения»,
карусельных лошадок»,

«Времена года»,

упражнений.
«На выручку

«Путешествие в Кукляндию», «Космическое путешествие на

Марс», «В мире музыки и танца».
КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА.

Музыкально - творческие

игры

«Аи да я!»,

«Творческая импровизация». Специальные задания «Художественная галерея», «Выставка
картин».
7.3. Рабочая программа третьего года обучения, возрастная группа от 5 до 6 лет
(Модуль 3)
Цель: содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами
танцевально-игровой гимнастики, укреплять здоровье детей.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с правилами безопасности при занятиях физическими упражнениями без
предметов и с предметами;
- учить передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный,
лирический, героический и т.д.);
- формировать умение исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений
под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике;
- развивать навыки ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать
хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
- знакомить с основными танцевальными позициями.
Развивающие:

23

- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества

танцевальных движений и танцев;
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,
расширять кругозор.
Воспитательные:
- учить четко выполнять инструкции педагога;
- воспитывать инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
- воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в
движениях.
Содержание образовательного раздела:
1.«Танцевально-ритмическая гимнастика»:
ИГРОРИТМИКА.
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Ходьба на каждый
счет и через счет.

Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта. Сочетание

ходьбы на каждый счет с хлопками через счет и наоборот.

Гимнастическое

дирижирование - тактирование на музыкальный размер 2/4. Выполнение ходьбы, бега,
движение

туловищем

в

различном

темпе.

ИГРОГИМНАСТИКА.
1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну по сигналу. Повороты
направо, налево, по распоряжению. Строевые приемы «Становись!», «Разойдись!» в образно-двигательных действиях. Перестроение из одной колонны в несколько кругов на
шаге и беге по ориентирам. Перестроение из одной шеренги в несколько уступами по
образному расчету и ориентирам. Размыкание по ориентирам. Перестроение из одной
колонны в две, три колонны по выбранным водящим.
2. Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета. Комбинированные упражнения в стойках. Присед. Различные
движения ногами в упоре стоя согнувшись и упоре присев. Комбинированные
упражнения в седах и положении лежа. Сед «по-турецки». Прыжки на двух ногах.
Упражнения с предметами. Основные положения и движения в упражнениях с лентой
(элементы классификационных групп).
3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
Посегментное

расслабление

рук на

различное количество счетов. Свободное

раскачивание руками при поворотах туловища. Расслабление рук, шеи, туловища в
положении сидя.

Потряхивание ногами в

положении стоя.

Свободный вис на

гимнастической стенке. Дыхательные упражнения в имитационных и образных
снижениях. Упражнения на осанку в седе и седе «по-турецки».
24

4. Акробатические упражнения. Группировки в приседе и седе на пятках. Перекаты
вправо и влево из группировки в седе на пятках с опорой на предплечья. Переход из седа в
упор стоя на коленях. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями
рук. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.
ИГРОТАНЦЫ.
1. Хореографические упражнения. Поклон для мальчиков. Реверанс для девочек.
Танцевальные позиции рук: на поясе и перед грудью. Полуприседы и подъемы на носки,
стоя боком к опоре. Выставление ноги вперед и в сторону, поднимание ноги, стоя боком к
опоре. Выставление ноги назад на носок и поднимание ноги, стоя лицом к опоре. Прыжки
выпрямившись, опираясь на опору. Перевод рук из одной позиции в другую. Соединение
изученных

упражнений

в

законченную

композицию

у

опоры.

2. Танцевальные шаги. Шаг галопа вперед и в сторону. Шаг польки. Пружинные движения
ногами на полуприседах, кик-движение. Шаг с подскоком. Русский попеременный шаг.
Шаг с притопом. Русский шаг-при падание. Комбинации из изученных танцевальных
шагов.
3. Ритмические и бальные танцы «Современник», «Макарена», «Полька», «В ритме
польки», «Русский хоровод», «Падеграс», «Конькобежцы», «Травушка-муравушка»,
рок»,

«Модный

«Артековская

полька»,

«Давай

танцуй».

ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
Специальные композиции и комплексы упражнений «Зарядка», «Всадник», «Ванечкапастух», «Четыре таракана и сверчок», «Облака» (упражнения с ленточками), «Приходи,
сказка», «Бег по кругу», «Черный кот».
2. «Нетрадиционные виды упражнений»:
ИГРОПЛАСТИКА.
Специальные упражнения для
двигательных

действиях

развития силы и гибкости в образных и игровых
и

заданиях.

Комплексы

упражнений.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в
двигательных

и

образных

действиях,

со

стихами

и

речитативами.

МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «К своим флажкам», «Гулливер и лилипуты»,
«Волк

во рву»,

«Группа, смирно!», «Музыкальные змейки», «Пятнашки».

Игры на определение динамики и характера музыкального произведения, типа заданий
для

строевых

и

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ «Искатели

обще
клада»,

-развивающих
«Путешествие

на

упражнений.
Северный

полюс»,

«Приходи, сказка», «Путешествие в Спортландию», «Пограничники», «Цветик-семицветик», «Клуб веселых человечков», «Маугли».
25

КРЕАТИВНАЯ

ГИМНАСТИКА. Музыкально-творческие

игры

«Бег

по

кругу».

Специальные задания «Танцевальный вечер».
7.4. Рабочая программа четвертого года обучения, возрастная группа от 6 до 7-8 лет
(Модуль 4)
Цель: совершенствовать навыки дошкольников в освоении танцевально-игровой
гимнастики, содействовать всестороннему развитию личности и укреплению здороья
дошкольника.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания о правилах безопасности при занятиях физическими упражнениями
без предметов и с предметами;
- знакомить с правилами личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;
- совершенствовать умение передавать характер музыкального произведения в движении
(веселый, грустный, лирический, героический и т.д.);
- закреплять умение исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под
музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике;
- совершенствовать навыки ритмично двигаться в различных музыкальных темпах;
- совершенствовать умение выполнять основные танцевальные позиции.
Развивающие:
- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества

танцевальных движений и танцев;
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, перцептивную чувствительность,
скоростно-силовые и координационные способности;
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,
расширять кругозор.
Воспитательные:
- учить четко выполнять инструкции педагога;
- воспитывать инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
-

развивать

лидерство,

воспитывать

умение

эмоционального

выражения,

раскрепощенности и творчества в движениях.
Содержание образовательного раздела:
1.«Танцевально-ритмическая гимнастика»:
ИГРОРИТМИКА.
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Ходьба на каждый
счет, хлопки через счет и другие сочетания ритмического рисунка. Хлопки и удары
26

ногой на сильную долю такта двухдольного и трехдольного музыкального размера. Гимнастическое дирижирование — тактирование на музыкальный размер 4/4 и 3/4.
ИГРОГИМНАСТИКА.
1. Строевые упражнения. Строевые приемы «Направо!», «Налево!», «Крутом!» при шаге
на месте, переступанием. Строевой шаг на месте,

походный шаг в передвижении.

Упражнение типа задания в ходьбе и беге по звуковому сигналу,

на

внимание.

Размыкание колонн на вытянутые руки вперед и в стороны. Перестроение из колонны по
одному в колонну по три в движении с одновременным поворотом в сцеплении за руки и
по ориентирам.
2. Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета. Прыжки на двух ногах и одной ноге, с ноги на ногу.
Общеразвивающие

упражнения

по

типу

«Зарядка».

Упражнения с предметами. Основные положения и движения в упражнениях с флажками,
мячами, обручами (элементы классификационных групп).
3.

Упражнения

на

расслабление

мышц,

дыхательные и на

укрепление

осанки. Посегментное расслабление из стойки руки вверх до упора присев и положения
лежа на спине. Посегментное расслабление ног из положения лежа на спине ноги вперед
(в потолок). Расслабление всего тела, лежа на спине. Свободное, расслабленное раскачивание ноги, стоя боком к опоре на одной ноге и держась за нее. Дыхательные
упражнения на имитационных и образных движениях: с проговариванием, задержкой
дыхания, подниманием и опусканием рук. Упражнения на осанку в образных и
двигательных действиях («лодочка», «палочка» и др.), лежа на спине и на животе.
4. Акробатические

упражнения. Акробатические

комбинации

из

пройденных

упражнений. Горизонтальное равновесие на одной ноге с опорой и без опоры («ворона»).
ИГРОТАНЦЫ.
1. Хореографические упражнения. Русский поклон. "Открывание» руки в сторону и на
пояс, стоя боком к опоре. Полуприседы и подъемы на носки с движением руки, стоя
боком к опоре. Выставление ноги вперед, в сторону, назад — «крестом», «носок-пятка».
Наклоны туловища, стоя спиной и боком к опоре. Подъемы ног и махи ногами через
выставление ноги на носок. Прыжки, стоя лицом к опоре, из первой позиции ног во
вторую. Перевод рук из одной позиции в другую на шаге. Соединение изученных упражнений в законченную композицию у опоры и вне ее.
2. Танцевальные шаги. Шаг с подскоком с различными движениями руками. Поочередное
пружинное движение ногами в стойке ноги врозь. Нога в сторону на пятку с наклоном в

27

сторону, руки в стороны. Основные движения русского танца: тройной притоп,
«припадание» с поворотом, «елочка», «гармошка», «ковырялочка».
Основные движения танцев «Ча-ча-ча», «Самба», «Полонез»; комбинации из изученных
шагов.
3 Ритмические

и

бальные

танцы. «Танец

с

хлопками»,

«Тайм-степ», «Спенк»,

«Слоненок», «Круговая кадриль», «Полька тройками», «Полонез», «Московский рок»,
«Самба», «Божья коровка».
ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
Специальные композиции и комплексы упражнений «Марш», «Упражнение с флажками»,
«Три поросенка», «Упражнение с мячами», «По секрету всему свету», «Упражнение с
обручами», «Ванька-Встанька», «Пластилиновая ворона».
2. «Нетрадиционные виды упражнений»:
ИГРОПЛАСТИКА.
Специальные
двигательных

упражнения для развития силы и гибкости в образных и игровых
действиях

и

заданиях.

Комплексы

упражнений.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях
по сказкам и рассказам.
МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«День - ночь», «Запев — припев», «Нам не страшен серый волк»,

«Дети и

медведь», «Трансформеры», «Горелки».
Музыкально-подвижные игры на определение темпа, характера и структуры музыкальных
произведений.Подвижно-образные

игры

по

типу

заданий

для

строевых

и

общеразвивающих упражнений.
ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ
«Охотники за приключениями», «Путешествие в Играй-город», «Морские учения»,
«Королевство волшебных мячей», «Россия — Родина моя!», «Путешествие в Маленькую
страну», «В гостях у трех поросят», «Спортивный фестиваль».
КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА. Музыкально - творческие

игры

«Займи

Специальные задания «Повтори за мной», «Делай как я, делай лучше меня».

28

место».

8.

Календарно-перспективное планирование

Сентябрь
Недели

Вводная часть

Основная часть

1-я
неделя

Строевые упражнения:
построение в колонну,
шеренгу по команде
(образно
–
двигательные
упражнения
«солдатики)
приставные шаги в
сторону
шаг с подскоком
Игроритмика
хлопки в такт музыки
Строевые упражнения:
построение в круг и
передвижение
по
кругу в различных
направлениях (вправо,
влево, в круг, от
центра)
Игроритмика
ходьба сидя на стуле
хлопки в такт музыки
Строевые упражнения:
построение в шеренгу,
в круг
приставные шаги в
сторону
шаг с подскоком

Построение врассыпную
Танцевальные шаги
шаг с носка, на носках
Общеразвивающие упражнения
без предмета:
основные упражнения прямыми
и согнутыми руками и ногами,
выполняемые под музыку
основные движения туловищем
и головой

2-я
неделя

3-я
неделя

4-я
неделя

Общеразвивающие упражнения
с воздушными шарами
Танцевальные шаги
Комбинации из танцевальных
шагов

Общеразвивающие упражнения
без
предмета.
Повторить
занятия
1~4.
Полуприсед;
упоры:
присев,
лежа
на
согнутых
руках,
стоя
на
коленях; положение лежа.
Акробатические
упражнения.
Группировки. Сед ноги врозь,
сед на пятках.
Танцевальные шаги. Повторить
занятия 1—2.
Сюжетное занятие «Осенняя прогулка»
Ритмический танец «Осенний марафон»
Общеразвивающие упражнения с осенними листьями
Танцевальная композиция «Осенние принцессы»
Танцевальная композиция «Дождя не боимся»
Музыкально – подвижная игра «Солнышко и дождик»
Игра «Подуй на осенний листочек»
29

Заключительная
часть
Упражнения
на
расслабление
мышц, укрепление
осанки,
дыхательные:
поднимание рук на вдохе, свободное
опускание - на
выдохе

Упражнения
на
укрепление осанки,
стоя
спиной
к
опоре.
Релаксация
«Спокойный сон»

Имитационно
образные
упражнения
осанку
«столбик»
«палочка»

–
на

Октябрь
Недели

Вводная часть

1-я
неделя

Строевые упражнения: Построение врассыпную
построение в колонну, Танцевальные шаги
шеренгу по команде шаг с носка, на носках
(образно
– Общеразвивающие упражнения
двигательные
без предмета:
упражнения
основные упражнения прямыми
«солдатики)
и согнутыми руками и ногами,
приставные шаги в выполняемые под музыку
сторону
основные движения туловищем
шаг с подскоком
и головой
Игроритмика
хлопки в такт музыки
Строевые упражнения: Общеразвивающие упражнения
построение в круг и с воздушными шарами
передвижение
по Танцевальные шаги
кругу в различных Комбинации из танцевальных
направлениях (вправо, шагов
влево, в круг, от
центра)
Игроритмика
ходьба сидя на стуле
хлопки в такт музыки
Строевые упражнения: Общеразвивающие упражнения
построение в шеренгу, с
предметами.
Повторить
в круг
занятия 11-12.
приставные шаги в Ритмический танец «Кузнечик».
сторону
Акробатические упражнения.
шаг с подскоком
Сюжетное занятие «Пограничник»

2-я
неделя

3-я
неделя

4-я
неделя

Основная часть

Заключительная
часть
Упражнения
на
расслабление
мышц, укрепление
осанки,
дыхательные:
поднимание рук на вдохе, свободное
опускание - на
выдохе

Упражнения
на
укрепление осанки,
стоя
спиной
к
опоре.
Релаксация
«Спокойный сон»

Имитационно
образные
упражнения
осанку
«столбик»
«палочка»

–
на

Ноябрь
Недели

Вводная часть

1-я
неделя

Музыкально
–
подвижная игра по
ритмике
Построение
врассыпную.
Под
музыку марша
все
маршируют в любом

Основная часть

Заключительная
часть
Ритмический танец. «Если Имитационно
–
весело живется …»
образные
Акробатические упражнения
упражнения
в
Комбинация в образно – расслаблении Лежа
игровых действиях
на спине, полное
группировка лежа на спине расслабление – поза
30

2-я
неделя

3-я
неделя

4-я
неделя

направлении

(«качалочка»)
«спящего»
перекатом вперед сед на ноги
врозь («буратино»)
лечь на спину, руки вверх
(«бревнышко») – перекаты
вправо, (влево)

Строевые упражнения.
Построение
врассыпную.
Игроритмика.
Повторить уроки 15—
16, но в положении
стоя.
Акробатические
упражнения.
Комбинация в образнодвигательных
действиях.
Группировка лежа на
спине
(«качалочка»);
перекатом вперед сед
на
ноги
врозь
(«Буратино»),
лечь на спину, руки
вверх («бревнышко»)
— перекаты вправо
(влево).
Музыкально
–
подвижная игра по
ритмике
Под музыку марша все
маршируют в любом
направлении, под звуки
польки все прыгают.
Побеждают те, кто не
ошибется в задании.
Сюжетное
занятие
«Путешествие
в
Спортландию»

Танцевальные шаги
шаг с носка, на носках
Ритмический
«Кузнечик»

Пальчиковая
гимнастика
танец Выполнение
фигурок
пальчиков
круг
очки
домик

из

Общеразвивающие
Имитационно
–
упражнения на стуле
образные
Ритмический танец: «Цветы упражнения
на
для мамы»
дыхание
«Насос»
«Шарик
красный
надуваем»
«Плаваем»

Декабрь
Недели

Вводная часть

Основная часть

31

Заключительная
часть

1-я
неделя

Игроритмика.
Подвижная игра «Перемена
Повторить
занятия мест»
23—24.
Ритмический танец. «Лавота»
Построение в круг. «Галоп
шестерками» на приставном
шаге.

2-я
неделя

Строевые упражнения:
Построение в круг
Игроритмика
Поднимание
и
опускание рук на 4
счета, на 2 счета и на
каждый счет

Танцевальные шаги
Композиция из танцевальных
шагов. Сочетание шагов с носка
и шагов с небольшим подскоком
Танцевально – ритмическая
гимнастика «Снежинки»
Ритмический танец: «Танец
сидя»

3-я
неделя

Строевые упражнения.
Построение в круг
Игроритмика.
Повторить уроки 23—
24 и 27—28.

Общеразвивающие упражнения
с гантелями
Ритмический танец. «Все
спортом занимаются»
Танцевальные шаги. Повторить
урок 27-28.

4-я
неделя

Сюжетное занятие «Маугли»»
Ходьба, бег, прыжки, поскоки между кочками
Танцевальная композиция с лентами (лианами)
Музыкально – подвижная игра
«Тигр и обезьянки»»

Пальчиковая
гимнастика
Выполнение
фигурок
из
пальчиков
бинокль
лодочка
цепочка
Креативная
гимнастика «Море
волнуется»

Упражнения на
расслабление
мышц,
дыхательные и на
укрепление осанки:
имитационно –
образные
упражнения
«вороны»

Январь
Недели

Вводная часть

1-я
неделя

Строевые упражнения:
Построение в шеренгу и
колонну
по
распоряжению
Игроритмика
Различие
динамики
звука

Основная часть

Ритмический танец. «Рок-нролл»
Танцевальные шаги.
Композиция из танцевальных
шагов. Сочетание шагов с
носка и шагов с небольшим
подскоком.

32

Заключительная
часть
Дыхательные
упражнения
«Насос»
«Волны шипят»
«Ныряние»
«Подуем»

Акробатика
Комбинации
акробатических упражнений в
образно
–
двигательных
действиях:
«Ванька – встанька»
«Мальвина – балерина»
«солдатик»
Танцевально – ритмическая
гимнастика «Хоровод»
Строевые упражнения:
Хореографические
Построение врассыпную упражнения
Игроритмика
танцевальные позиции рук
Выполнение
полуприседы
общеразвивающих
подъемы на носки
упражнений под музыку, Ритмический танец. «Мы
с акцентом на сильную пойдем сначала вправо»
долю такта – основного
движения
наклона,
приседа, маха и т.д.)
Сюжетное занятие «Цветик – семицветик»»
Сказочный лес:
переход через речку
по болоту
в пещере
переплывите через озеро
Сказочная зарядка
Ритмический танец «Цветик - семицветик»
Музыкально – подвижная игра «Три желания»

Акробатика
Комбинации
акробатических
упражнений
в
образно
–
двигательных
действиях:
«ласточка»
«березка»
Релаксация
«На
облаке»

Недели

Вводная часть

Основная часть

1-я
неделя

Акцентированная ходьба
с махом руками,
сгибание пальцев рук в
кулак и разгибание
Перестроение из одной
шеренги в несколько по
сигналу педагога.
Строевые упражнения.
Построение в круг.

Ритмический танец.
«Каравай»

Заключительная
часть
Игропластика.
Специальные
упражнения на
развитие силы
мышц
«змея»
«ежик»

2-я
неделя

3-я
неделя

4-я
неделя

Строевые упражнения:
Перестроение из одной
шеренги в несколько до
ориентира
Игроритмика
Бег по кругу и
ориентирам («змейкой»)

Февраль

33

Ритмический танец. «Цветные
ленточки»
Ритмический танец «Танец
утят»
Акробатика. Комбинации
акробатических упражнеш в
образно-двигательных
действиях:
«Ванька-Встанька» — из
положения седа в группировке
перекаты назад—вперед;
«солдатик» — стойка на одной
ноге, держась за oпopу
Сюжетное занятие «Искатели клада»
Упражнения с флажками «Сигнальщики»
Полоса препятствий
Ритмический танец «Галоп шестерками»
Музыкально – подвижная игра «На корабле»

Пальчиковая
гимнастика
«Дружат наши
пальчики»

Строевые упражнения:
передвижение по кругу
шагом и
бегом
Бег по кругу и по
ориентирам
Игроритмика Удары
ногой на каждый счет и
через счет

Танцевальные шаги.
Сочетание приставных и
скрестных шагов в сторону
Общеразвивающие
упражнения с мягкими
игрушками
Ритмический танец. «Веселые
игрушки»

Креативная
гимнастика
Специальные
игровые задания
«Магазин
игрушек»

Недели

Вводная часть

Основная часть

1-я
неделя

Строевые упражнения:
построение в шеренгу
повороты
переступанием, по
распоряжению в образно
– двигательных
действиях «Лыжники»
Хореографические
упражнения
поклон для мальчиков
реверанс для девочек

Заключительная
часть
Игропластика
Упражнения
для
развития гибкости
«волшебник»
«змея»
«котенок»
«по-турецки»

2-я
неделя

3-я
неделя

4-я
неделя

Строевые упражнения:
«Солдатики»
Игроритмика
Выполнение
общеразвивающих
упражнений под музыку
с притопом под сильную
долю такта

Март

Танцевально – ритмическая
гимнастика «Часики»
Ритмический танец. Полька
«Добрый жук»
Ритмический танец «Танец
утят»

34

2-я
неделя

Сюжетное занятие «Мамин день»
Танцевально – ритмическая гимнастика «Букет для мамы»
Ритмический танец «Сюрприз»
Пластические этюды «Фигуры»

3-я
неделя

Игра «Поезд»
Игроритмика.
На воспроизведение
динамики звука.
Увеличение круга –
усиление звука,
уменьшение круга –
уменьшение звука.
Строевые упражнения:
Построение врассыпную
Общеразвивающие
упражнения без
предмета. Сочетание
упоров с движениями
ногами (упор присев,
упор сидя. упор стоя на
коленях. упор лежа)

4-я
неделя

Общеразвивающие
упражнения с обручами.
Танцевально – ритмическая
гимнастика «Воробьинная
зарядка»
Ритмический танец «Зарядка Латина»

Игропластика.
Круговые
движения кистями
и пальцами рук
«оса»
«вертолет»

Акробатические упражнения.
группировка в положении
сидя, лежа
перекаты вперед, назад
перекаты вправо, влево
Танцевально – ритмическая
гимнастика «Аэробика»
Ритмический танец
«Макарена»

Упражнения на
расслабление
мышц,
дыхательные и на
укрепление осанки
Контрастные
движения руками
на напряжение и
расслабление

Апрель
Недели
1-я
неделя

Вводная часть
Музыкальноподвижная игра на
закрепление навыка
построения
в
колонну, шеренгу,
круг.

2-я
неделя

Музыкально –
подвижная игра
«Замри-отомри»
Игроритмика
ходьба на каждый
счет и через счет с
хлопками построение по ориентирам
Танцевальные шаги:
шаг галопа вперед и
в сторону
Музыкально –
подвижная игра «К

3-я
неделя

Основная часть
Танцевально – ритмическая
гимнастика «Аэробика»
Танцевальные шаги
прыжки с ноги на ногу,
другую сгибая назад
Ритмический
танец.
«Шуточный рок-н-ролл»
Танцевальные шаги
Переменный и русский
хороводный шаги
Общеразвивающие
упражнения с гантелями
Ритмический танец «БабкаЕжка»

Заключительная часть
Игропластика.Упражнения
для развитие мышечной
силы в заданиях.

Танцевально – ритмическая
гимнастика «С платочком»
Ритмический танец
«Кремена»

Упражнения на
расслабление мышц
«медузы»
«звездочка»

35

Креативная гимнастика.
Специальные игрозадания
«Художественная галерея

4-я
неделя

своим флажкам»
Строевые
упражнения:
перестроение в две
колонны
в два круга

Акробатические
упражнения. Вертикальное
равновесие на одной ноге с
различными движениями
рук
Танцевально – ритмическая
гимнастика «Приходи
сказка»
Ритмический танец
«Русский хоровод»

Игропластика.
Специальные упражнения
на развитие мышечной
силы
«укрепи животик»
«укрепи спинку»

Май
Недели

Вводная часть

1-я
неделя

Сюжетное занятие «День Победы»
1. Военный парад
2. Танцевально – ритмическая гимнастика «Сигнальщики»
3. Игры-эстафеты
4. Танцевально – ритмическая гимнастика «Синий платочек»
Строевые упражнения: Акробатические упражнения
Креативная
Игроритмика.
«ежик»
гимнастика «Ай, да
Выполнение ходьбы с
«кузнечик»
я!»
увеличением темпа,
«колобок»
Музыкальнопереход на бег и
«ласточка»
подвижная игра на
обратно
Общеразвивающие упражнения определение
с гимнастическими палками
характера
Ритмический танец: «Полька»
музыкального
произведения
Сюжетное занятие «В мире музыки и танца»
Ритмический танец «Веселая разминка»
Танцевально – ритмическая композиция «Олимпиада»
Ритмический танец «Карнавал», «Дружба»
Музыкально – подвижная игра «Затейники»
Креативная гимнастика «Делай как я, делай лучше меня»
Креативная
Танцевальные шаги.
Игропластика
гимнастика.
Комбинации на изученных
Упражнения для
Специальные задания
танцевальных шагах
развития гибкости
«Танцевальный вечер» Танцевально – ритмическая
«бабочка»
гимнастика «Зарядка»
«звездочка»
Бальный танец «Падеграс»
«рыбка»
Музыкально – подвижная игра
«лягушка»
«Музыкальные змейки»

2-я
неделя

3-я
неделя

4-я
неделя

Основная часть

36

Заключительная
часть

9.

Список используемой литературы

1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом. – М: «Гном и Д», 2003. – 56 с.
2. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные
программы для детей 5-6 лет. – М: ВЛАДОС, 2001. – 333 с.
3. Бекина С.И., Ломова Т.П, Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М: Просвещение, 1981. –
157 с.
4. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М: «Мозаика-синтез»,
2005. – 112 с.
5. Бочкарева О.И. Стстема работы по формированию здорового образа жизни. – Волгоград:
ИТД «Корифей», 2005. 96 с.
6. Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М:
Скрипторий, 2006. – 104 с.
7. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М: Педагогическое
общество России, 2006. – 96 с.
8. Иванова Т.В. Система работы по формированию здорового образа жизни. – Волгоград:
ИТД «Корифей». – 96 с.
9. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М:
ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
10.
Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Лечебная физкультура и массаж. Методики
оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое
пособие. – М: АРКТИ, 2007. – 104 с.
11.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М: ВАКО, 2010. – 175
с.
12.
Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М: Сфера, 2007. –
112 с.
13.
Крашенинникова Н.Б., Макарова И.А. Педагогическая технология социальноэмоционального развития дошкольников средствами музыки: учебно-методическое
пособие. – Нижний Новгород: «Белый цвет», 2014. – 202 с.
14.
Подольская Е.И.Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших
дошкольников. – М: «Скрипторий», 2009. – 80 с.
15.
Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М:
Просвещение, 1991. – 222 с.
16.
Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! Спб: Детство-пресс, 2005.
- 47 с.
17.
Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие
двигательные программы для детей 5-6 лет. – М: ВЛАДОС, 2001. – 333 с.
18.
Фирилева, Ж. Е., Сайкина, Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика
для детей: Учеб.-метод. пособие для педагогов для дошкольных и школьных
учреждений. – СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 352 с.
19.
Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход. – М:
СФЕРА, 2007. – 144 с.
20.
Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М: АЙРИС
ПРЕСС, 2008. – 112 с.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».