Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_Живая кисть

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

8

3.

Календарный учебный график

9

4.

Организационно-педагогические

условия

реализации

10

программы
5.

Материально-техническое обеспечение программы

11

6.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

12

7.

Календарно-тематическое планирование в соответствии с
годами обучения по программе

14

7.1.

Первый год обучения (Младший возраст 3-4 года)

15

7.2

Второй год обучения (Средний возраст 4-5 лет)

19

7.3

Третий год обучения (Старший возраст 5-6 лет)

23

7.4.

Четвертый год обучения (Подготовительный возраст 6-7-8 лет)

28

8.

Список методической литературы

33

9.

Список используемой литературы

34

2

1.

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе
творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место
и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является
воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без
реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное
творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное
искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку
недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои
фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов
и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на
основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по программе «Живая кисть» направлены на реализацию базисных задач
художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами,
оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные
эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное
рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать
краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Программа по художественно-эстетическому развитию «Живая кисть» имеет
художественную направленность и рассчитана на обучение детей дошкольного
возраста от 3 до 7-8 лет.
Программа разработана в соответствии с нормативными и методическими
документами:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
№273-ФЗ;

Приказом Минобразования «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.102013 № 1155;

Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196);

Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.20.
№41 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
3

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического,
творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического
вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети
знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных
знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность,
способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы состоит в том, что нетрадиционный подход к
выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает
творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи,
связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать,
творить. Рисование
нетрадиционными
способами,
увлекательная,
завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,
искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к
развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения
индивидуальности.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и
способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные
инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов
в
качестве
оригинальных
художественных
материалов,
удивляет
своей
непредсказуемостью.
Цель программы: развивать у детей творческие способности, средствами
нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить дошкольников с различными способами и приемами нетрадиционных
техник рисования с использованием разнообразных изобразительных материалов;
- знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
- совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Развивающие:
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное
мышление и любознательность;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
4

- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения
чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на
разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать
особенные техники и приемы:
- для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику
«рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из
картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
- для детей среднего дошкольного возраста: тычок жесткой полусухой кистью, печать
поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки
листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки
(ниткография).
- для детей старшего дошкольного возраста возможно применение еще более трудных
методов и техник: рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой; кляксография
с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная;
пластилинография
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности
работы, совет);
- наглядные;
-практические;
-игровые.
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на
полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей.
Методические рекомендации:
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для
успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка
расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые
средства выразительности.
Объем программы – 6480 часов/4 года обучения, рассчитан на 36 недель в год, с
недельной нагрузкой – 2 раза в неделю.
Форма организации занятий – групповая (по возрастам). Продолжительность
непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут,
для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а
для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Содержание программы:
Этапы программы: подготовительный, диагностический, основной,
итоговый.
1этап: подготовительный.
5

- определение целей и содержания работы с воспитанниками, разработка программы и
подбор инструментария для мониторинга по выявлению уровня сформированности
навыков детей.
2 этап: Динамика развития ребенка.
3 этап: Основной.
- организация непрерывной образовательной деятельности согласно перспективному
тематическому плану;
- работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки.
4 этап: итоговый.
- отслеживание динамики развития ребенка.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это
способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать их переутомления.
Структура образовательной деятельности включает в себя:
1. Организационный момент (приветствие)
2. Основная часть с игровыми элементами
3. Заключительный момент (итог)
Планируемые результаты освоения Программы:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры на этапе
завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и
др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям
и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх; старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои
движения и управлять ими;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
склонен
наблюдать,
экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Результатами освоения программы детьми младшего возраста (Первый год
обучения, 3-4 года) являются следующие знания умения и навыки:
- ребенок знаком с несколькими техниками нетрадиционного рисования («рисование
руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля,
тычок жесткой полусухой кистью);
- проявлять интерес к изобразительной деятельности;
- правильно использует средства рисования;
6

- может рассказать о том, что изобразил.
Результатами освоения программы детьми среднего возраста (Второй год
обучения, 4-5 лет) являются следующие знания умения и навыки:
- ребенок активно применяет несколько техник рисования (тычок жесткой полусухой
кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча +
акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками;
волшебные веревочки (ниткография);
- может концентрировать внимание на работе длительное время;
- передает в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
- может рассказать о изображаемых предметах и образах.
Результатами освоения программы детьми старшего возраста (Третий год
обучения, 5-6 лет) являются следующие знания умения и навыки:
- ребенок применяет разнообразные техники нетрадиционного рисования (рисование
песком, мыльными пузырями, мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по
трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография);
- достаточно хорошо развита мелкая моторика;
- проявляет активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умеет передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Результатами освоения программы детьми подготовительного возраста
(Четвертый год обучения, 6-7-8 лет) являются следующие знания умения и навыки:
- ребенок самостоятельно передает композицию, используя технику нетрадиционного
рисования;
- выражает свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- дает мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- творчески подходит к видению мира, который изображает, и использует для
самовыражения любые доступные средства

7

2.

Учебный план

Первый год Второй год

Наименование раздела
программы

Практическая деятельность

Третий год Четвертый

обучения

обучения

обучения

год

(группа

(группа

(группа

обучения

3-4 года)

4-5 лет)

5-6 лет)

(группа

всего

6-7-8 лет)
В неделю

В неделю

В неделю

зан.

мин.

зан.

мин.

зан.

2

30

2

40

2

50

48

720

52

1040

50

24

360

20

400

72

1080

72

1440

В неделю

мин. зан

мин.

зан.

мин.

2

60

8

1250

47

1410

197

4420

22

550

25

750

91

2060

72

1800

72

2160

288

6480

Теоретическое направление
деятельности

Итого в год:

8

3.

Календарный учебный график

Группа

Группа

Группа

Группа

(с 3 лет до 4
лет)

(с 4 лет до 5
лет)

(с 5 лет до 6
лет)

(с 6 лет до 7-8
лет)

Количество
возрастных групп

1

1

1

1

Начало учебного года

01 сентября
2020

01 сентября
2020

01 сентября
2020

01 сентября
2020

31 мая

31 мая

31 мая

31 мая

2021 года

2021года

2021 года

2021 года

Продолжительность
учебного года всего,
в том числе:

36

36

36

36

1-е полугодие

17

17

17

17

2-е полугодие

19

19

19

19

Продолжительность
учебной недели

5

5

5

5

Всего в неделю

2

2

2

2

Объем в неделю

30 минут

40 минут

50 минут

60 минут

Сроки проведения
педагогической
диагностики

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая –
май

Длительность
непрерывной
образовательной
ситуации

15 минут

20минут

25 минут

30 минут

Количество
открытых
мероприятий

3

3

3

3

Содержание

Окончание учебного
года

9

Вводная –
сентябрь

4.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных
направлений педагогического влияния на детей и взрослых и организация их совместной
деятельности. Педагогические условия программы, обеспечивающие успешность
процесса социально-педагогической адаптации к современному социуму детей в процессе
реализации программы дополнительного образования, включают в себя:
- субъект-субъектные отношения педагога и ребенка;
- вариативность образования;
- создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка;
- личное участие в мероприятиях программы;
- создание развивающей среды.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций,
обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации программы:
- обеспечение повышения квалификации педагога;
- интеграция основного и дополнительного образования,
- формирование готовности у воспитанников к активной самостоятельной деятельности;
- обеспечение образовательного процесса методической литературой, образовательными
программами;
- педагогический мониторинг;
- обеспечение творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного
процесса.
Система организационных условий направлена на планирование, организацию,
координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.
Программой дополнительного образования предусмотрены следующие формы занятий:
групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность занятий соответствует возрасту
детей: 3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
− организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных
форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные, репетиционные;
− создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в конкурсах и
открытых мероприятиях;
− создание информационной среды различными средствами (беседы, игры).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных
особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное
увеличение образовательной нагрузки на ребёнка и сопровождается объяснением,
показом, самостоятельной работой, анализом.
5. Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для
этого оборудованием.
Базовое оснащение изостудии.
 Столы для детей: 6 шт.
 Стул для детей: 24 шт.
 Полки для изоматериалов: 3 шт.
 Стенка для пособий: 1 шт.
10






Подставка для цветов: 1 шт.
Мольберт:1шт.
Магнитофон: 1шт.
Изобразительный материал
Художественные материалы и инструменты.

№
п/п
1

Наименование

Количество

Кисти:
20шт
20шт
20шт
20шт
20шт

синтетика №6
 синтетика №3
 щетина №7
 щетина №2
 коза №6
Карандаши:
 графитные,
 цветные,
 цветные толстые
 восковые в пластике
 восковые
Уголь художественный
Краски акварель
Гуашь
Гуашь
Цветная бумага
Цветной картон
Белый картон
Ножницы
Краски для ткани «батик»
Трафареты
Печатки
Клей –карандаш
Клей ПВА


2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

20шт
5 упаковок по 24шт
4 упаковки по 12шт
5 упаковок по 12шт
8 упаковок по 12шт
8 упаковок
6 штук по 12 цветов
6 наборов по 6 цветов
4 набора по 12 цветов
10 наборов
10 наборов
10 наборов
15 штук
2 набора
8 штук
12 штук
8 штук

Наглядные пособия
№
п/п

Наименование

Количество

Плакаты:
«Фрукты», «Овощи», «Азбука цвета», «Цвета»

3 штук

Репродукции картин
Альбом пейзажной живописи «Четыре времени года»
Альбомы репродукций.
«Четыре времени года.»
Альбом «Знакомство с жанровой живописью»

25 шт.
1шт
1шт
1 штуки

3

Изделия декоративно-прикладного искусства

22 штук

4

Технологические карты:

5 комплектов

1
2

11

«Шаг за шагом», «Море», «Зоопарк», «Игрушки»,
«Природа», «Космос»
5

Альбомы с декоративными росписями

5 штук

4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Перед зачислением ребенка на обучение по образовательной программе проводится входная
диагностика, позволяющая определить исходный уровень развития компетенций ребенка,
необходимых для обучения по программе. В соответствии с входной диагностикой
дошкольнику рекомендуется тот или иной уровень освоения программы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля знаний
обучающихся и проверки результативности обучения посредством диагностического
инструментария.
Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы:
- наблюдение с фиксацией результатов;
- фронтальные и индивидуальные вопросы;
- организация выставок;
- участие в конкурсах различного уровня;
- проведение открытых занятий для родителей.
Критерии оценки педагогической диагностики детей
Контроль уровня освоения воспитанниками программы проводится по результатам
диагностики 2 раза в год. Также для подведения результатов работы проводятся в
середине и конце учебного года открытые занятия и мероприятия для родителей.
Педагогическая диагностика уровня освоения
воспитанниками Программы
основывается на следующих показателях:
Младший дошкольный возраст
- знание и применение нескольких техник нетрадиционного рисования («рисование
руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля,
тычок жесткой полусухой кистью);
- проявление интереса к изобразительной деятельности;
- правильное использование средства рисования;
- умение рассказать то, что изобразил.
Средний дошкольный возраст:
- активное применение нескольких техник рисования (тычок жесткой полусухой кистью,
печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель;
отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные
веревочки (ниткография);
- концентрация внимания на работе длительное время;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности;
- умение рассказать о изображаемых предметах и образах.
Старший дошкольный возраст:
- умение применять разнообразные техники нетрадиционного рисования (рисование
песком, мыльными пузырями, мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по
трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография);
- достаточно хорошо развита мелкая моторика;
- активность и самостоятельность в изодеятельности;
12

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Подготовительный к школе возраст:
- умение самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного
рисования;
- умение выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- навык творческого подхода к видению мира, который умеет изображать, и использовать
для самовыражения любые доступные средства
По результатам освоения программы на каждого ребенка заполняется индивидуальная
карта, в которой прописываются успехи освоения программы ребенком по выделенным
показателям. Далее определяются уровни освоения программы.
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Уровни развития
Разделы
Техника работы
с материалами

Предметное и
сюжетное
изображение

Декоративная
деятельность

Средний
Дети знакомы с необходимыми
навыками
нетрадиционной
техники рисования и умеют
использовать
нетрадиционные
материалы и инструменты, но им
нужна незначительная помощь.
Передают общие, типичные,
характерные признаки объектов
и
явлений.
Пользуются
средствами
выразительности.
Обладает
наглядно-образным
мышлением. При использовании
навыков
нетрадиционной
техники рисования результат
получается
недостаточно
качественным.

Различают виды декоративного
искусства.
Умеют
украшать
предметы
простейшими
орнаментами и узорами с
использованием нетрадиционной
техники рисования.

Высокий
Самостоятельно
используют
нетрадиционные
материалы
и
инструменты.
Владеют
навыками
нетрадиционной техники рисования и
применяют
их.
Оперируют
предметными терминами.
Умеет передавать несложный сюжет,
объединяя
в
рисунке
несколько
предметов, располагая их на листе в
соответствии с содержание сюжета.
Умело передает расположение частей
при рисовании сложных предметов и
соотносит их по величине. Применяет
все
знания
в
самостоятельной
творческой
деятельности.
Развито
художественное
восприятие
и
воображение.
При
использовании
навыков
нетрадиционной
техники
рисования
результат
получается качественным. Проявляют
самостоятельность,
инициативу
и
творчество.
Умело применяют полученные знания о
декоративном искусстве. Украшают
силуэты
игрушек
элементами
дымковской и филимоновской росписи
с
помощью
нетрадиционных
материалов
с
применением
нетрадиционной техники рисования.
Умеют украшать объемные предметы
различными приемами.

На основании проведенной диагностики с ребенком планируется коррекционная работа,
составляется индивидуальный план развития.
13

5. Календарно-тематическое планирование в соответствии с годами обучения по
программе.
Программа «Живая кисть» - это система занятий по изобразительной деятельности с
использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи
художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты»,
«Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Радуги».
Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от
возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое
представлено по данной возрастной группе.
№ п/п
Тема занятий
Количество занятий
Первый год обучения (младший возраст, 3-4 года)
Сентябрь
«По грибы, по ягоды»
2
Октябрь
«Овощи, фрукты»
4
Ноябрь
«Деревья»
5
Декабрь
«Птицы»
4
Январь
«Животные»
4
Февраль
«Сказки»
4
Март
«Цветы»
5
Апрель
«Игрушки»
4
Май
«Загадки Радуги»
4
Всего за первый год обучения:36
Второй год обучения (средний возраст, 4-5 лет)
Сентябрь
«По грибы, по ягоды»
2
Октябрь
«Овощи, фрукты»
4
Ноябрь
«Деревья»
5
Декабрь
«Птицы»
4
Январь
«Животные»
4
Февраль
«Сказки»
4
Март
«Цветы»
5
Апрель
«Игрушки»
4
Май
«Загадки Радуги»
4
Всего за второй год обучения: 36
Третий год обучения (старший возраст, 5-6 лет)
Сентябрь
«По грибы, по ягоды»
2
Октябрь
«Овощи, фрукты»
4
Ноябрь
«Деревья»
5
Декабрь
«Птицы»
4
Январь
«Животные»
4
Февраль
«Сказки»
4
Март
«Цветы»
5
Апрель
«Игрушки»
4
Май
«Загадки Радуги»
4
Всего за третий год обучения: 36
Четвертый год обучения (подготовительный к школе возраст, 6-7-8 лет)
Сентябрь
«По грибы, по ягоды»
2
Октябрь
«Овощи, фрукты»
4
Ноябрь
«Деревья»
5
Декабрь
«Птицы»
4
Январь
«Животные»
4
14

Февраль
Март
Апрель
Май

«Сказки»
«Цветы»
«Игрушки»
«Загадки Радуги»
Всего за четвертый год обучения: 36
Общее количество занятий по Программе: 144

4
5
4
4

7.1. Первый год обучения (Младший возраст, 3-4 года)
Цель: Развитие у детей интереса к техникам нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие:
-знакомить детей с техниками нетрадиционного рисования («рисование руками»
(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок
жесткой полусухой кистью);
- учить правильно использовать средства рисования;
- развивать умение рассказать то, что изобразил.
- учить внимательно слушать педагога, воспринимать информацию на слух, отвечать на
вопросы;
Развивающие:
- развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
- развивать мелкую моторику, ориентировку на листе бумаги.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в подгруппе, соблюдая правила;
- воспитывать бережное отношение к материалу, учить складывать материал на место
после занятий.
Календарно-тематическое планирование на первом году обучения (младшем
дошкольном возрасте) составлено по месяцам с сентября по май включительно, в каждом
месяце запланирована одна тема, таким образом, учебный материал каждой темы
осваивается детьми в течение одного учебного месяца.
Месяц
Сентябрь

№
1
2

Тема занятия:
«По грибы, по ягоды»
«Мухоморы»

Октябрь

3
4
5
6

«Овощи, фрукты»
«Веселый горох»
«Ягодки и яблоки на
тарелке»
«Собираем урожай»
«Приглашаем снегирей»

Программное содержание
Познакомить детей с техникой «пальчиковая
живопись».
Учить детей набирать краску на палец.
Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить детей с техникой
«пальчиковая живопись».
Учить детей набирать краску на палец.
Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать учить детей набирать краску на
палец.
Учить ритмично наносить точки, не выходя
за пределы контура.
Познакомить детей с техникой рисования
«печать от руки».
Учить ребят наносить краску на часть
ладони и оставлять отпечаток на бумаге.
15

Познакомить детей с техникой печатания
карандашом-печаткой
Учить
изображать
ягоды
ритмично
располагая точки на ветке рябины.
Ноябрь

Декабрь

7
8
9
10
11

12
13
14
15

«Деревья»
«Осенний пейзаж»
«Маленькой елочке
холодно зимой»
«Деревья у озера»
«Рябинка»
«Сирень в корзине»

«Птицы»
«Веселые цыплята»
«Жили у бабуси два
веселых гуся»
«Лебеди на озере»
«Люли, люли, люли,
прилетели гули».

Познакомить детей с новой техникой
рисования на полиэтиленовой пленке.
Учить
детей
наносить
гуашь
на
пленку.Закрепить знание детей о цветах.
Познакомить детей с новой техникой
«монотипия».
Учить детей наносить краску не выходя за
контур.
Закрепить умение держать правильно кисть.
Продолжать знакомить детей с техникой
«монотипия».
Продолжать учить детей набирать гуашь на
кисточку.
Учить детей рисовать на ветке ягодки
(пальчиками) и листики (примакиванием).
Закрепить данные приемы рисования.
Развивать
цветовосприятие,
чувство
композиции.
Продолжать
учить
детей
рисовать
пальчиками.
Побуждать детей к самостоятельности.
Вызвать интерес к рисованию и чувство
удовлетворения от работы.
Продолжать знакомить детей с техникой
«монотипия».
Побуждать детей дополнять изображение
деталями.
Развивать у детей чувства цвета и формы.
Продолжать использовать ладонь как
изобразительное средство.
Стимулировать желание детей дополнять
изображение деталями.
Развивать воображение.
Продолжать учить детей рисовать птиц при
помощи ладони.
Развивать тактильную чувствительность и
зрительно-двигательную координацию.
Формировать
у
детей
осознанное
отношение к порядку выполнения работы.
Совершенствовать у детей умение делать
отпечатки двумя пальчиками одновременно.
Закрепить представление о цветах.
Развивать ориентировку в пространстве,
координацию.

Январь

16

«Животные»
16

17
18
19

Февраль

20
21
22
23

«Котенок»
«Зайчонок»
«Ёжик»
«Киска, киска, киска
брысь»

Познакомить детей с новым способом
раскрашивания «бумажная трубочка».
Развивать творчество детей через выбор
цвета.
Учить детей рисовать трубочкой.

«Сказки»
«Рыбки плавают, ныряют»
«Тили-бом, тили-бом,
загорелся кошкин дом»
Рисование + аппликация.

Продолжать учить детей использовать
трубочку как изобразительное средство.
Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать
формировать
навыки
рисования.
Совершенствовать
умение
рисовать
ладонью.
Закрепить умение дорисовывать при
помощи пальцев.
Воспитывать воображение.
Продолжать учить детей рисовать при
помощи пальцев.
Побуждать детей самостоятельно рисовать
дорожку.
Воспитывать радостное настроение у ребят.
Продолжать учить детей рисовать при
помощи полиэтиленовой пленки море.
Закрепить умение рисовать всей ладонью
рыбок.
Развитие творческого воображения.

«Храбрый петушок»
«Тень, тень, потетень»

Закрепить
навыки
рисования
полиэтиленовой пленкой.
Совершенствовать
технику
владения
кистью: свободно и уверенно вести кисть по
ворсу.
Развивать наблюдательность, чувство цвета
и формы.
Закрепить навыки рисования ладонью.
Познакомить детей с новым приемом
рисования « штампом».
Развивать эстетическое восприятие.
Закрепить у детей навыки использования
нетрадиционной
техники
рисования
пальцеграфия.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать радостное настроение от
полученного результата.

Март

24
25
26
27
28

«Цветы»
«Мимоза для мамы»
«Цветок радуется
солнышку»
«Цветик-семицветик»
«Цветочек»
«Цветы в вазе»

Совершенствовать
технику
рисования
пальцами.
Развивать чувство ритма и цвета.
Воспитывать интерес к отражению в
рисунке своих впечатлений и представлений
о природе.
17

Упражнять детей в технике рисования с
помощью печаток-штампов.
Развивать чувство композиции.
Воспитывать радостное настроение у детей.
Совершенствование техники «монотипия».
Закрепить умение владения кистью.
Развивать мышление и творческое
воображение.
Закрепить умение рисовать пальчиками.
Совершенствовать умение рисовать двумя
пальчиками одновременно.
Воспитывать у детей аккуратность при
рисовании пальцами.
Совершенствовать
умения
и
навыки
рисования ладонью и пальчиками.
Закрепить у детей знание цветов.
Воспитывать радостное настроение.
Апрель

29
30
31
32

«Игрушки»
«Конь ретивый, с длинной
гривой»
«Разноцветная юла»
«Самолет, самолет, ты вези
меня в полет»
«Мячики»

Учить детей наносить отпечатки пальчиками
не выходя за контур.
Продолжать совершенствовать навыки
рисования двумя пальцами одновременно.
Воспитывать аккуратность.
Учить детей рисовать при помощи
бумажных трубочек разных видов.
Закрепить умение украшать простые по
форме
предметы,
нанося
отпечатки
трубочкой равномерно по всей поверхности
рисунка.
Воспитывать интерес к работе.
Учить детей рисовать пятна, скатанными
шариками из салфеток.
Закрепить название цветовой гаммы.
Развивать творческое воображение детей.

Май

33
34
35
36

Познакомить детей с техникой печатания
пробкой, печаткой из картофеля.
Показать прием получения отпечатка.
Воспитывать радостное настроение от
полученного результата.
Совершенствовать умения и навыки в
«Загадки Радуги»
«Волшебные картинки»
свободном экспериментировании с
«Солнышко
проснулось, материалами, необходимыми для работы в
деткам улыбнулось»
нетрадиционных изобразительных техниках.
«Вот и лето пришло»
Развивать цветовосприятие у детей.
«Выставка рисунков детей Совершенствовать
у
детей
навыки
данной группы»
использования нетрадиционной техники
рисования.
Закрепить знания и умения полученные за
18

год.
Воспитывать у детей отзывчивость, доброту,
доводить начатое до конца, следуя игровой
мотивации занятия.
Закрепить умение делать отпечатки ладони и
дорисовывать их до определенного образа,
используя материал: трубочки, печатки.
Закрепить умение создавать композицию,
самостоятельно подбирать цветовую гамму.
Развивать воображение и творчество.
Учить детей рассматривать рисунки.
Поощрять эмоциональные проявления и
высказывания.
Упражнять
в
выборе
понравившихся рисунков.
7.2. Второй год обучения (Средний возраст, 4-5 лет)
Цель: Продолжать развивать у детей интерес к техникам нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие:
- учить активно применять несколько техник рисования (тычок жесткой полусухой
кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча +
акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками;
волшебные веревочки (ниткография);
- формировать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности;
- развивать умение рассказать о изображаемых предметах и образах;
- продолжать учить внимательно слушать педагога, воспринимать информацию на слух,
отвечать на вопросы;
Развивающие:
- развивать концентрация внимания на работе длительное время;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать мелкую моторику, координацию в пространстве, ориентировку на листе
бумаги.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в подгруппе, соблюдая правила;
- воспитывать навыки языкового общения со сверстниками;
- воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу, учить складывать
материал на место после занятий.
Календарно-тематическое планирование на втором году обучения (среднем
дошкольном возрасте), так же, как и на предыдущем году обучения, составлено по
месяцам с сентября по май включительно, в каждом месяце запланирована одна тема,
таким образом, учебный материал каждой темы осваивается детьми в течение одного
учебного месяца.
В среднем дошкольном возрасте изучаемые темы дублируются, изучаемый материал
«наслаивается» на уже пройденный в младшем возрасте, дополняется содержание,
используемые методы и приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
Месяц
Сентябрь

№
1

Тема занятия
«По грибы, по ягоды»

Программное содержание
Продолжать
учить
детей
технике
19

Октябрь

2

«Лукошко ягодами»

3
4
5
6

«Овощи, фрукты»
«Собираем ягоды»
«Огуречик, огуречик»
«Овощной салат»
«Апельсин и ананас»

пальчикового рисования.
Закрепить у детей умение рисовать двумя
пальчиками одновременно.
Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать
учить
детей
технике
пальчикового рисования.
Закрепить у детей умение рисовать двумя
пальчиками одновременно.
Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей технике рисования боковой
стороной ладони.
Закрепить у детей представление о зеленом
цвете.
Воспитывать у ребят внимание.
Учить ребят технике рисования боковой
стороной пальца.
Развивать чувства ритма и цвета.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить детей с техникой
рисования печать от руки.
Продолжать учить детей наносить
на ладонь гуашь двух цветов.
Развивать у детей композиционные умения.

Ноябрь

7
8
9
10
11

«Деревья»
«Деревья с разноцветными
листьями»
«Фруктовые деревья»
«Облетели с деревьев
последние листочки»
«Осенний лес»
«Осень нашего края»

Познакомить детей с новой техникой
«печать листьями».
Учить ребят наносить гуашь на левую
поверхность сухого листа.
Развивать ориентировку в пространстве.
Закрепить умение рисовать пальчиками ствол
дерева.
Совершенствовать умения у детей рисование
ладошкой и штампом.
Продолжать развивать ориентировку в
пространстве.
Продолжать учить детей технике рисования
на полиэтиленовой пленке.
Сформировать у детей представления об
изменении внешнего вида деревьев.
Воспитывать интерес к осенним явлениям
природы.
Познакомить детей с новой техникой
рисования – трафарет.
Показать
прием
печати
по
трафарету.Закрепить
умение
рисовать
пальчиками деревья. Развивать чувство
композиции.
Учить детей рисовать по мокрому слою
бумаги.
20

Продолжать учить рисовать деревья.
Подбирать колорит осени.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на
художественный образ пейзажа.
Декабрь

12
13
14
15

«Птицы»
«Два петушка ссорятся»
«Каких я видел попугаев»
«У солнышка в гостях»
«Грач»

Совершенствовать умение делать отпечатки
ладонью и дорисовывать их до определенного
образа петушка.
Учить наносить гуашь на ладонь несколько
цветов одновременно.
Развивать творческое воображение.
Продолжать учить детей использовать
технику монотипия.
Развивать у детей чувство цвета и формы.
Закрепить основные цвета.
Продолжать знакомить детей с новой
техникой «рисование по сырой бумаге».
Совершенствовать навыки рисования гуашью
и кисточкой.
Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать учить детей новой технике
«рисование по сырой бумаге».
Развивать у детей навык в дополнении
рисунка деталями.
Поощрять детское творчество.

Январь

16
17
18
19

«Животные»
«Ежик»
«Кто-кто в рукавичке
живет»
«Звери под елочкой»
«Лев – царь зверей»

Познакомить детей с новой техникойкляксография.
Учить
детей
дорисовывать
детали,
полученные в ходе изображения.Развивать у
детей фантазию, интерес к творческой
деятельности.
Продолжать знакомить детей с техникой трафарет.
Развивать у детей цветовосприятие и чувство
композиции. Развивать фантазию.
Продолжать знакомить детей с техникой
кляксография.
Развивать творчество у ребят через выбор
цвета.
Развивать усидчивость.
Закрепить у детей умения использовать в
работе технику пальцеграфия, набрызг.
Развивать воображение.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Февраль

10
21
22

«Сказки»
«Жители страны Фантазии» Продолжать учить детей рисовать кляксы.
«Мышь и воробей»
Учить детей фантазировать.
21

23

«Ожившая сказка»
«Рисуем сказку «Колобок»

Закрепить название теплых оттенков.
Упражнять детей в технике рисования с
помощью трафарета.
Развивать у детей навыки легкого
прикосновения к бумаге тампоном с краской.
Воспитывать аккуратность.
Развивать у детей образную память,
воображение, умение видеть необычное в
обычном.
Формировать умение работать над замыслом,
мысленно представлять содержание своего
рисунка.
Развивать творческую фантазию, умение
передавать характер рисуемого объекта,
добиваясь выразительности с помощью цвета,
движения, мимики, дополнительных деталей.
Продолжать учить детей рисовать при
помощи трафарета.
Закрепить умение пользоваться трафаретами.
Развивать воображение, наблюдательность,
внимание.

Март

24
25
26
27
28

«Цветы»
«Открытка для мамы»
«Одуванчики»
«Астры»
«Цветы на клумбе»
«Весенние цветы»

Совершенствовать
навыки
детей
при
использовании техники рисования «печатка».
Развивать
цветовосприятие,
чувство
композиции.
Развивать глазомер.
Совершенствовать
навыки
рисования
кляксами.
Закрепить представление у детей о цвете и
геометрической форме (круг).
Воспитывать эстетический вкус.
Продолжать
совершенствовать
навыки
рисования кляксами.
Развивать у детей координацию и силу
движений.
Воспитывать радостное настроение от
полученного результата.
Закрепить навыки детей при использовании
техник рисования: монотипия, штампы,
кляксы.
Продолжать учить детей подбирать яркие,
контрастные цвета.
Развивать творчество, воображение.
Совершенствовать навыки нетрадиционного
рисования, используя знакомые техники.
Продолжать учить детей подбирать цветовую
гамму.
Развивать
творческое
мышление
и
22

воображение.
Апрель

29
30
31
32

«Игрушки»
«Лошадка»
«Веселые зайчики»
«Плыви, плыви, кораблик»
«Петушок да курочка»

Учить
детей
способу
раскрашивания,
используя яркие краски и технику рисования
тычком и пальцами.
Развивать эстетическое восприятие.
Воспитывать интерес к народной игрушке.
Продолжать
учить
детей
рисовать
поролоновой губкой.
Совершенствовать умения детей подбирать
цвета.
Развивать творческое воображение детей,
создавать условия для развития творческих
способностей.
Продолжать учить детей технике рисования
по сырой бумаге.
Совершенствовать навыки рисования при
помощи трафарета.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Май

33
34
35
36

«Загадки Радуги»
«В гостях у красок»
«Сегодня мы волшебники»
«Подарки для кошки
Мурки»
«В гостях у Королевыкисточки и Кляксочки»

Учить детей изображать игрушки, передавая
сходство с реальным предметом.
Упражнять в проведении толстых и тонких
линий при помощи пальцев.
Развивать творчество у ребят.
Закрепить знания и умения детей применять в
рисунке нетрадиционные техники рисования.
Поддерживать интерес к изодеятельности.
Доставить детям радость и удовольствие.
Совершенствовать навыки нетрадиционного
рисования кляксография.
Развивать умение узнавать того, кто прячется
в цветном пятне.
Развивать у детей фантазию, воображение.
Закрепить навыки и умения использования
различных материалов для создания
выразительного образа.
Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
Воспитывать желание помочь друг другу.
Выявить знания детей полученные за год.
Активизировать процесс выбора сюжета,
цветовой гаммы.
Вызвать эмоциональный отклик, побуждать
активно участвовать в развлечении.

7.3. Третий год обучения (Старший возраст, 5-6 лет)
Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного
рисования.
Задачи:
Обучающие:
23

- формировать умение применять разнообразные техники нетрадиционного рисования
(рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой; кляксография с трубочкой;
печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография);
- продолжать развивать мелкую моторику;
- развивать активность и самостоятельность в изодеятельности;
- формировать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Развивающие:
- развитие восприятия, внимания, памяти, творческого воображения, интуитивного
мышления;
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание у детей устойчивого интереса к нетрадиционному художественному
творчеству;
- воспитание культуры общения друг с другом;
- воспитание чувства толерантности, уважения к творчеству друг друга.
Календарно-тематическое планирование на третьем году обучения включает в себя
те же темы, изучаемый материал «наслаивается» на уже пройденный в предыдущем году
обучения, дополняется содержание, используемые методы и приемы, вносится новый
дополнительный учебный материал.
Месяц
Сентябрь

№
1
2

Тема занятия
«По грибы, по ягоды»
«Лесная полянка»

Октябрь

3
4
5
6

«Овощи, фрукты»
«Яблоки»
«Во саду ли, в огороде»
«Мы делили апельсин»
«Страна Лимония»

Программное содержание
Продолжать учить детей наносить один слой
краски на другой «способом тычка».
Развивать
эстетическое
восприятие,
способность
передавать
характерные
особенности художественного образа.
Продолжать учить детей наносить один слой
краски на другой «способом тычка».
Развивать
эстетическое
восприятие,
способность
передавать
характерные
особенности художественного образа.
Воспитывать художественный вкус.
Познакомить детей с техникой рисования
свечой.
Закрепить характерные особенности овощей:
капуста, морковь.
Развивать
творческое
мышление
и
воображение.
Продолжать знакомить детей с техникой
рисования свечой.
Закрепить умение использовать в работе
дополнительные предметы для передачи
характерных признаков объектов.
Воспитывать чувство любви к красоте родной
природы.
Продолжать вызывать у детей интерес к
смешиванию красок.
Побуждать изображать по представлению
доступными им средствами выразительности.
Развивать фантазию, воображение детей.
24

Ноябрь

7
8
9
10
11

«Деревья»
«Осенние букеты»
«Осенние мотивы»
«Золотая осень»
«Деревья смотрят в
лужи»
«Сказочный лес»

Совершенствовать
навыки
детей
в
использовании техники печатания листьями.
Развивать у детей видение художественного
образа и замысла через природные формы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на
красоту осени.
Совершенствовать навыки рисования кляксами.
Продолжать помогать детям в освоении
способа
спонтанного
рисования,
когда
изображаемый объект получается путем
свободного нанесения пятен краски.Развивать
интерес к нетрадиционным способам рисования.
Продолжать обучать детей приемам работы в
технике рисования свечой.
Учить использовать в работе разнофактурный
материал.
Вызывать у детей эмоциональное, радостное
отношение к яркой осенней природе средствами
художественного слова, музыки, произведений
живописи.
Познакомить детей с новой техникой монотипия
по- сырому.Продолжать учить детей отражать
особенности
изображаемого
предмета,
используя
различные
нетрадиционные
изобразительные техники.
Развивать
чувство
композиции,
совершенствовать умение работать в разных
техниках.
Продолжать учить детей технике кляксография.
Закрепить навыки рисования по сырому.
Закрепить знание детей о пейзаже.
Развивать фантазию, воображение.

Декабрь

12
13
14
15

«Птицы»
«Лебедушка и петушок»
«Сова и синица»
«Воробушки зимой»
«Птицы на ветках»

Продолжать совершенствовать умение рисовать
птиц при помощи руки.
Формировать у детей желание украшать
иллюстрацию декоративными элементами.
Развивать творческое воображение детей.
Учить детей создавать целостность объекта из
отдельных деталей, используя имеющиеся
навыки: вырезывания и наклеивания.
Закрепить технику создания изображения на
плоскости и в полуобъеме при помощи ватных
шариков. Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать учить детей технике рисования по
сырой бумаге.
Закрепить
умения
красиво
размещать
изображения на листе.
25

Развивать композиционные умения.

Январь

16
17
18
19

«Животные»
«Кони на лугу»
«Динозавры»
«Животные из
Простоквашино»
«Животные пустыни»

Продолжать совершенствовать умение рисовать
снегирей и синиц при помощи штампов.
Совершенствовать
технику
рисования
гуашевыми красками.
Развивать эстетическое восприятие.
Учить детей составлять композицию с
фигурами лошадей.Продолжать учить детей
рисовать способом тычка.
Формировать умение создавать выразительный
образ.
Совершенствовать навыки рисования при
помощи ладошки.Закрепить технику рисования
пальцами.
Развивать фантазию, творческую активность в
выборе
формы,
цвета,
дополнительных
элементов.
Продолжать
осваивать
способ
создания
знакомого образа посредством ватных шариков
на горизонтальной плоскости.
Закрепить навыки рисования гуашью, умение
смешивать на палитре краску.
Испытывать чувство удовлетворения от хорошо
и красиво сделанной поделки.
Продолжать учить детей технике набрызг.
Закрепить навыки рисования при помощи
трафарета.
Расширить представление детей о пустыне.
Воспитывать у ребят интерес к природе разных
климатических зон.

Февраль

20
21
22
23

«Сказки»
«Сказочная птица»
«Кто, кто в теремочке
живет?»
«Дома в городе
снеговиков»
«Кот, петух и лиса»

Совершенствовать навыки рисования ладошкой.
Закрепить у детей умение смешивать краску на
палитре.
Развивать воображение, фантазию.
Продолжать учить детей работать в технике трафарет.
Побуждать ребят вносить объекты для
изображения в соответствии с темой и
замыслом.
Развивать умение создавать сказочные здания,
передавая особенности их строения.
Учить детей новой технике рисования
восковыми мелками и акварелью.
Учить ребят передавать образ сказочного
домика.
Развивать чувство композиции.
Закрепить у детей умение передавать сюжет
сказки, используя знакомые нетрадиционные
техники рисования.
26

Развивать творчество, фантазию.
Развивать стремление выполнять
красиво.
Март

24
25
26
27
28

«Цветы»
«Черемуха»
«Мимоза»
«Цветик-разноцветик»
«Цветущая клумба»
«Георгины»

работу

Закрепить умение рисовать ветку черемухи
способом тычка.
Формировать чувство композиции и ритма.
Воспитывать
эстетически-нравственное
отношение к природе через изображение ее
образа в собственном творчестве.
Совершенствовать умение детей рисовать цветы
техникой тычка.
Развивать
эстетическое
восприятие
окружающего мира.
Поощрять детское творчество, инициативу.
Расширять знания цветовой гаммы путем
введения новых оттенков, освоения способов их
получения.
Закрепить навык закрашивания внутри контура.
Развивать
чувственно-эмоциональное
восприятие окружающего мира.
Совершенствовать навыки работы в технике
кляксография.
Побуждать детей вносить объекты для
изображения в соответствии с темой и
замыслом.
Развивать у детей творческое воображение.
Продолжать
совершенствовать
умения
и навыки используя техники кляксография,
набрызг.
Развивать наблюдательность.
Развивать умение предвидеть результат,
достигать его.

Апрель

29
30
31
32

«Игрушки»
«Барабан висит на
ленте»
«Веселые матрешки»
«Кукла с мячиком»
«Машинки на стоянке»

Познакомить детей с новой техникой рисования
«граттаж».
Формировать умение получать четкий контур
рисуемого объекта.
Развивать эстетические чувства.
Продолжать знакомить детей с техникой
«граттаж».
Учить детей выделять яркий, нарядный
колорит, композицию узора.
Воспитывать детей на народных традициях,
показывая народное изобразительное искусство
нераздельно от устного народного творчества.
Совершенствовать навыки рисования используя
нетрадиционную технику граттаж.
27

Продолжать учить детей сильнее нажимать на
изобразительный инструмент, как того требует
предлагаемая техника.
Развивать мелкую моторику рук.

Май

33
34
35
36

«Загадки Радуги»
«Необычные рисунки
для Матроскина»
«Космический коллаж»
«Мои маленькие друзья
из Простоквашино»
«Вот и лето пришло»

Закрепить умение передавать в рисунке
характерные особенности предмета в технике
«граттаж».
Продолжать учить создавать композицию
рисунка.
Развивать чувство ритма.
Закрепить у детей знание и умения в
использовании нетрадиционных техник
рисования.
Продолжать развивать у ребят творческое
воображение, фантазию, мышление.
Воспитывать умение выслушивать ответы
товарищей, не перебивать друг друга;
самостоятельно выбирать способ изображения,
нужный материал. Доводить начатое до конца.
Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных техниках.
Развивать воображение и творчество.
Развивать умение самостоятельно располагать
изображение на листе бумаги.
Вызывать эмоциональное отношение к образу.
Закрепить умения использовать в работе
нетрадиционные техники рисования тычком,
по-сырому, граттаж.
Развивать чувство композиции и ритма.
Развивать у детей воображение, интерес к
результатам рисования.
Понимать рисунок, как средство передачи
впечатлений.
Совершенствовать умение делать отпечатки
ладонями и дорисовывать их до определенного
образа.
Закрепить умение продумывать расположение
рисунка на листе.
Развивать воображение и творчество.

7.4. Четвертый год обучения (Подготовительный возраст, 6 -7-8 лет)
Цель: продолжать развивать у детей творческие способности, средствами
нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие:
- развивать умение самостоятельно передавать композицию, используя технику
нетрадиционного рисования;
- учить выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
28

- учить давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- формировать навык творческого подхода к видению мира, который умеет изображать, и
использовать для самовыражения любые доступные средства
Развивающие:
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное
мышление и любознательность;
Воспитательные:
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения
чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Календарно-тематическое планирование на четвертом году обучения дублирует
темы предыдущего года обучения. Изучаемый материал «наслаивается» на уже
пройденный в старшем возрасте, дополняется содержание, используемые методы и
приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
Месяц
Сентябрь

№
1
2

Тема занятия
«По грибы, по ягоды»
«Сказка в лукошке»

Октябрь

3
4
5
6

«Овощи, фрукты»
«Овощи и фруктыгерои сказки»
«Дары природы»
«Натюрморт с
арбузом»
«Фрукты»

Программное содержание
Продолжать учить детей смешивать цвета на
палитре.
Знакомить детей с жанром натюрморта.
Развивать
фантазию
при
выборе
изобразительного материала и составление
композиции.
Продолжать учить детей смешивать цвета на
палитре.
Познакомить детей с новой техникой рисование
по мятой бумаге.
Развивать образное восприятие, чувство цвета.
Совершенствовать
технику
рисования
«монотипия».
Продолжать учить детей выбирать цветовую
гамму для передачи натюрморта.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Продолжать знакомить детей с жанром
натюрморта.
Предложить детям на основе впечатлений,
знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом
используя технику трафарет и тычок.
Развивать творческую активность.

Ноябрь

7
8
9

«Деревья»
«Ветка рябины в вазе»
«Осенняя береза»

Продолжать совершенствовать технику по
сырому с отражением.
Учить
определять
место
предметов
в
натюрморте,
передавать
характерные
особенности предметов.
Развивать чувство композиции.
Развивать умение планировать расположение
отдельных предметов на плоскости, при
использовании нетрадиционных техник.
29

10
11

«Дерево под ветром и
дождем»
«Новогодняя елка»
«Унылая пора»

Совершенствовать умение передавать в рисунке
характерные особенности рябины.
Развивать творчество, фантазию при выборе
изобразительного материала.
Познакомить детей с новой техникой «рисование
свечей».
Учить детей передавать в рисунке характерные
особенности березы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на
красоту осени.
Продолжать знакомить детей с техникой
«рисование свечей».
Учить детей изображать различные образы
деревьев.
Развивать у ребят фантазию при выборе
изобразительного материала и составление
композиции.
Учить изображать деревья с помощью рисования
смятой бумагой, жесткой кистью, мелками.
Продолжать обучать детей способам действий
жесткой кистью.
Развивать стремление дополнять свой рисунок,
вносить изображения каких-либо небольших
предметов.
Продолжать учить рисовать пейзажи согласно
законам композиции, используя нетрадиционные
техники рисования.
Совершенствовать навыки смешивания красок.
Формировать умение получать четкий контур
рисуемых объектов.

Декабрь

12
13
14
15

«Птицы»
«Снегири на ветках»
Совершенствовать навыки рисования способом
«Дятел и кукушка»
«тычка».
«Цапля с птенчиком»
Развивать умение самостоятельно создавать
«Голуби на черепичной композицию.
крыше»
Закрепить навыки рисования при помощи
трафарета.
Продолжать учить детей рисованию свечей.
Развивать мелкую моторику рук.
Продолжать совершенствовать технику граттаж.
Формировать умение получать четкий контур
рисуемых объектов, сильнее нажимая на
изобразительный инструмент.
Развивать композиционное и пространственное
восприятие.
Совершенствовать
навыки
нетрадиционной
техники – трафарет.
Развивать у детей чувство цвета и композиции.
Воспитывать интерес к природе, желание
30

Январь

16
17
18
19

«Животные»
«Пушистые детеныши
животных»
«Домашние животные»
«Звери в зоопарке»
«Кто живет в зимнем
лесу»

отражать
впечатления
в
изобразительной
деятельности.
Учить детей изображать пушистого животного в
какой-либо позе или движении.
Продолжать учить детей использовать при
изображении шерсти материал разного вида:
поролон, трубочка.
Развивать творческое воображение.
Продолжать учить детей рисовать домашних
животных разными материалами по фону.
Совершенствовать
умение
составлять
композицию, включая знакомые изображения,
варьируя их размер.
Развивать творческую активность.
Учить детей задумывать содержание рисунка,
рисовать по всему листу.
Совершенствовать технику рисования пальцами,
«кляксографией», тычком.
Развивать любознательность.
Совершенствовать
навыки
изображения
животных, используя нетрадиционные техники
рисования.
Продолжать учить, самостоятельно выбирать
технику рисования.
Развивать чувство цвета и композиции.

Февраль

20
21
22
23

«Сказки»
«Лиса и журавль»
«Фонари в городе
Снеговиков»
«Сказочный
подсолнух»
«Сказочный дом –
гриб»

Закрепить навыки рисования «по сырому».
Закрепить умение смешивать на палитре краску.
Развивать у детей усидчивость.
Познакомить детей с новой техникой «батик».
Учить детей рисовать по ткани.
Формировать эстетический вкус.
Продолжать знакомить детей с техникой
«батика».
Развивать у детей чувство цветовосприятия.
Воспитывать интерес к осенним явлениям
природы.
Учить детей самостоятельно придумывать и
изображать
дом-гриб,
при
помощи
нетрадиционных техник рисования.
Развивать воображение, фантазию.
Развивать мелкую моторику.

Март

24
25
26
27
28

«Цветы»
«Цветы в вазе»
«Цветочек в горшочке»
«Маки»
«Цветок, который
смотрит в воду»
«Нарцисс»
«Волшебный цветок»

Совершенствовать технику рисования «граттаж».
Продолжать формировать чувство композиции и
ритма.
Развивать
чувственно
–
эмоциональное
восприятие окружающего мира.
Закрепить
приемы
работы
в
технике
кляксография.
31

Апрель
29
30
31
32

«Игрушки»
«Веселые человечки»
«Золотой петушок»
«Баба Яга и леший»
«Игрушки для детского
сада»

Продолжать учить детей передавать в работе
характерные особенности внешнего вида разных
цветов.
Способствовать
расширению
знаний
о
многообразии растительного мира.
Продолжать
совершенствовать
технику
изображения - граттаж.
Совершенствовать приемы работы с острым
краем палочки.
Воспитывать уверенность, инициативность в
опытном освоении новых художественных
материалов и способов работы с ними.
Продолжать учить детей навыкам рисования
техникой «батик».
Продолжать учить детей рисовать по ткани,
используя гуашь.
Закрепить представление о внешнем виде цветка.
Совершенствовать навыки рисования в технике
батик.
Формировать умения и навыки рисования по
ткани.
Воспитывать воображение, фантазию.
Продолжать знакомить детей с техникой
граттаж.
Закрепить
и
усложнить
способ
изображения фигурки человека.
Воспитывать у детей аккуратность в работе.
Совершенствовать
навыки
изображения
сказочного персонажа, выполняя работу в
технике тампонирование.
Закрепить знание детей о цветовой гамме.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Май

33
34
35
36

«Загадки Радуги»
«Загадочный мир
космоса»
«С днем рождения,
поселок»
«Мир, в котором мы
живем»

Учить детей изображать при помощи деревянной
и ватной палочек, способов действий и
взаимоотношений героев.
Развивать чувство композиции.
Развивать интерес к народному творчеству.
Учить детей видеть и передавать в рисунке
характерные особенности форм предметов.
Продолжать учить детей использовать техники
рисования: пальцеграфия, штампы, печатки,
набрызг.
Развивать
самостоятельность,
творческую
активность.
Совершенствовать умения и навыки подбирать
материал, соответствующий технике
нетрадиционного рисования.
Продолжать учить детей создавать
многоплановую сюжетную композицию.
Закрепить знания детей о различных техниках
рисования: батик, граттаж, кляксография.
32

«КВН по
изобразительной
деятельности»

Развивать фантазию, воображение детей.
Развивать мелкую моторику.
Учить детей рисовать праздничный поселок,
передавая архитектурные особенности зданий.
Продолжать совершенствовать навыки детей
выбирать необходимые для рисунка материалы:
акварель, восковые мелки, гуашь, трубочки,
палочки и т.д.
Воспитывать любовь к родному поселку.
Показать целостность окружающего мира,
раскрыть образ природы.
Обратить внимание на разнообразие цвета и
цветовых оттенков.
Совершенствовать технические навыки в
рисовании граттажем.
Развивать наблюдательность.
Развивать, совершенствовать, закреплять
полученные навыки и умения нетрадиционной
техники рисования.
Расширять знания детей о видах и жанрах
изобразительного искусства, их особенностях.
Воспитывать художественное восприятие детьми
произведений искусства.
Доставить детям радость, уверенность в своих
силах через развлекательный досуг, посвященный
изобразительно-художественному искусству.

8. Методическое обеспечение программы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников»; Москва творческий центр
2004г
Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»;
методическое пособие; Москва 2004г
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Москва 2008г
Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» ;Академия развития 2001г
Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Москва творческий центр
2005г
Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное пособие к
Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г
Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
Ремезова Л.А. «Играем с цветом»; Москва «Школьная пресса» 2004г
Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»;Москва
издательство «ГНОМ и Д» 2001г
Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Подготовительная к школе группа»; Москва – Владос 2003г
33

13.
14.
15.

Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Старшая группа» Москва – Владос 2003г
Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Средняя группа» Москва – Владос 2003г
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»; Академия развития 2006г
9. Список использованной литературы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.

Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез;
М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.;
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //
Дошкольное образование. – 2010. – №18
Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,
2008.- 192с.: цв.вкл.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
Лебедева
Е.Н.
Использование
нетрадиционных
техник
[Электронный
ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование,
конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.:
КАРО,2010.
Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части).
Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.
– М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».