Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_Занимательная логика

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

9

3.

Календарный учебный график

10

4.

Организационно-педагогические

условия

реализации

11

программы

5.

Материально-техническое обеспечение программы

11

6.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

12

7.

Календарно-тематическое планирование в соответствии с
годами обучения по программе

14

7.1.

Первый год обучения (Младший возраст 3-4 года)

14

7.2

Второй год обучения (Средний возраст 4-5 лет)

15

7.3

Третий год обучения (Старший возраст 5-6 лет)

17

7.4.

Четвертый год обучения (Подготовительный возраст 6-7-8 лет)

26

Список используемой литературы

36

8.

2

1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная
логика» социально-гуманитарной направленности предназначена для обучения детей
дошкольного возраста от 3 до 7-8 лет и направлена на развитие логического мышления,
творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста..
Программа разработана в соответствии с нормативными и методическими
документами:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
№273-ФЗ;

Приказом Минобразования «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.102013 № 1155;

Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196);

Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.20.
№41 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем
фактом, что современные научные исследования показывают, что к базовым качествам,
необходимым современному человеку для организации его жизнедеятельности,
относятся: способность понимать, анализировать различные явления и процессы; умение
выбирать и принимать решения. Основой формирования данных качеств являются
умственные способности человека, а именно, логическое мышление.
Логическое мышление человека формируется в дошкольном возрасте на основе
образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии –
длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления
требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных
знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут
служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И
важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность
«действовать в уме».
Данная программа предназначена для обучения детей 3-7(8) лет, рассчитана на четыре
года обучения (в младшей, средней, старшей и подготовительной группах) и реализуется
в форме кружковой работы.
Отличительной особенностью программы является то, что материал кружковых
занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам расширять
свои знания в области познавательного развития. Удовлетворять естественные
3

потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную
любознательность помогают игры – исследования. Одним из средств умственного
развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей,
разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми
манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в
моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует
правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к
ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного
персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается
какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по
спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие
умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту
естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы
игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и
возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы –
умственного развития дошкольников.
В разработанных играх и упражнениях у малышей развиваются элементарные навыки
алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С
помощью логических операций дети тренируют внимание, память, восприятие.
Программа
учитывает
возрастные
психофизиологические
особенности
дошкольников. Восприятие, память и внимание у дошкольников носят непроизвольный
характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно
анализировать тот или иной предмет. Поэтому, основной метод обучения дошкольников
– игровой. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность, но при
этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог припомнить
впоследствии. Характерной особенностью внимания ребенка является то, что оно
вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается
до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Многие
основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного
возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста не могут выстраивать
усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать
фразу как набор лексических единиц и т. д. К старшему дошкольному возрасту (6 – 7 лет)
происходит созревание психических и физиологических структур головного мозга.
Становление готовности к систематическому учебному труду. Стремление к гармонии в
отношениях со сверстниками и взрослому, деловому контакту с ними. Превосходство над
ребенком со стороны взрослого или сверстника приводят его к ощущениям собственной
неполноценности. Управление эмоциями и активностью детей осуществляется через
создание ситуации успеха. Дисциплинарные способы воздействия на ребенка блокируют
процессы его личностного развития. Учение и обучение – обеспечивают ведущую роль в
умственном развитии детей. В работе с детьми старшего дошкольного возраста главная
функция педагога сводится к гармонизации всех видов отношений ребенка в процессе его
4

умственного развития, или учение и обучение в условиях гармоничных отношений.
Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и существенно
отличаться от обучения в начальной школе. При этом:
- не отходить от основного принципа наглядности и образности;
- руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
- учить исключительно на практике, без применения даже элементарных
теоретических понятий.
Цель программы – развитие
логического
мышления, творческих и
интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством
развивающих игр.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать,
классифицировать;
- формировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве,
времени;
- закреплять умения и навыки в счете, вычислении, измерении;
- способствовать расширению кругозора;
- формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь
дошкольников;
Развивающие:
- развивать мыслительные умения:
умение сравнивать,
анализировать,
классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать
информацию;
- развивать психические процессы: зрительное восприятие, произвольное внимание;
- развивать любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление к
поиску нестандартных решений задач;
- развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие
умозаключения;
- развивать творческое воображение;
- развивать мелкую моторику совершенствовать произвольное внимание, память;
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений;
- воспитывать морально-волевые
качества
личности:
ответственность,
организованность, эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- воспитывать интерес к развивающим играм.
Ожидаемый результат:
Главным результатом реализации программы является повышение уровня развития
интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Создание собственной
загадки или задачи каждым обучающимся своего оригинального логического мышления
продукта будет являться его личным успехом. А главным критерием оценки ребёнка
будет моральное удовлетворение от собственного достижения.
Программа сформирована в соответствии с учетом общедидактических, психологопедагогических принципов:
5

- принцип развивающего образования;
- принцип практической применяемости педагогических подходов;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и
возможностями;
- принцип комплексно – тематического планирования образовательного процесса;
- принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.
Формы реализации программы:
Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому
ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает
сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на
занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта
общения и чувства коллективизма.
Методы и приемы:
1. Фонетическая зарядка
2. Настольно – печатные игры
3. Чистоговорки, языколомки
4. Словесные игры
5. Анализ и синтез предметов
6. Чтение микрорассказов
7. Психогимнастика.
8. Пальчиковая гимнастика
9. Загадки – складки
10. Словарные упражнения
11. Работа с раздаточным материалом
12. Вопросы
13. Работа с рабочими тетрадями
Объем программы – 10840 часов/4 года обучения, рассчитан на 40 недель в год, с
недельной нагрузкой – 3 раза в неделю.
Форма организации занятий – групповая (по возрастам). Продолжительность
непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут,
для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а
для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Содержание программы:
Методологической основой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Занимательная логика» является программа «Логика для дошкольников»,
автор Тихомирова Л.Ф. – Ярославль: Академия развития, 1999
Программа состоит из двух блоков:
1. Формирование основных понятий:
- Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки;
величина; форма
- Упражнения на выделение количественных характеристик множеств
объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное
соответствие, уравнивание количеств);
6

Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей
(внутри — снаружи; расположение в пространстве; расположение на
плоскости);
- Упражнения
на
формирование
приёмов
умственных
действий,
классификации, сравнения, обобщения, анализа, синтеза
- Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память,
внимание, восприятие, воображение.
2. Практическое применение приобретенных знаний в деятельности:
- Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость,
причинность, системность, пространственная подвижность
Этапы программы: подготовительный, диагностический, основной,
итоговый. 1этап: подготовительный.
- определение целей и содержания работы с воспитанниками, разработка программы и
подбор инструментария для мониторинга по выявлению уровня сформированности
навыков детей.
2 этап: Динамика развития ребенка.
3 этап: Основной.
- организация игровой деятельности согласно перспективному тематическому плану;
- работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки.
4 этап: итоговый.
- отслеживание динамики развития ребенка.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это
способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать их переутомления.
Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей в
образовательной деятельности способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а
переключается на другой вид деятельности.
Структура образовательной деятельности включает в себя:
1. Организационный момент (приветствие)
2. Основная часть с игровыми элементами
3. Заключительный момент (итог)
Планируемые результаты освоения Программы:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры на этапе
завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям
и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх; старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
-

7

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои
движения и управлять ими;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
склонен
наблюдать,
экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Результатами освоения программы детьми первого года обучения (младшего
возраста, 3-4 года) являются следующие знания умения и навыки:
- знать основные цвета и геометрические формы, называть их;
- умение обследовать предметы, называть их, сравнивать по нескольким
существенным признакам;
- запоминать и воспроизводить последовательность картинок, действий;
- длительное время сосредотачивать внимание на одном виде деятельности, не
отвлекаясь;
- взаимодействовать со взрослым и сверстниками, задавать интересующие ребенка
вопросы.
Результатами освоения программы детьми второго года обучения (среднего
возраста, 4-5 лет) являются следующие знания умения и навыки:
- знать основные цвета и геометрические формы, называть их;
- умение обобщать и классифицировать;
- обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета;
- взаимодействовать со взрослым и сверстниками, задавать интересующие ребенка
вопросы.
Результатами освоения программы детьми третьего года обучения (старшего
возраста, 5-6 лет) являются следующие знания умения и навыки:
- обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета;
- сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости
движения, по расположению, по назначению;
- проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления.
(словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные);
- разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
Результатами освоения программы детьми четвертого года обучения
(подготовительного возраста, 6-7-8 лет) являются следующие знания умения и навыки:
- анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
- сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости
движения, по расположению, по назначению;
- легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и
выводы;
- проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления.
(словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные);
- знать особенности логических и математических задач, решать их;
-

8

Учебный план

2.

Первый год Второй год

Наименование раздела
программы

Формирование основных
понятий

Третий год

Четвертый год

обучения

обучения

обучения

обучения

(группа

(группа

(группа

(группа

3-4 года)

4-5 лет)

5-6 лет)

6-7-8 лет)

В неделю

В неделю

В неделю

В неделю

зан.

мин.

зан.

мин.

зан.

мин.

зан

мин.

зан.

3

45

3

60

3

75

3

90

12

89

1335

86

1720

83

2075

80

2400

338

7530

31

465

34

680

37

925

40

1200

143

3270

120

1800

120

2440 120

3000 120

3600

480

10840

всего

мин.

Применение в
практической
деятельности

Итого в год:

9

Календарный учебный график

3.

Содержание

Группа
(с 3 лет до 4
лет)

Группа
(с 4 лет до 5
лет)

Группа
(с 5 лет до 6
лет)

Группа
(с 6 лет до 7
лет)

Количество
возрастных групп

1

1

1

1

Начало учебного года

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

31 мая

31 мая

31 мая

31 мая

2021 года

2021 года

2021 года

2021 года

Продолжительность
учебного года всего,
в том числе:

40

40

40

40

1-е полугодие

17

17

17

17

2-е полугодие

23

23

23

23

Продолжительность
учебной недели

5

5

5

5

Всего в неделю

3

3

3

3

Объем в неделю

45 минут

60 минут

75 минут

90 минут

Сроки проведения
педагогической
диагностики

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая –
май

Длительность
непосредственно
образовательной
ситуации

15 минут

20минут

25 минут

30 минут

Количество
открытых
мероприятий

3

3

3

3

Окончание учебного
года

Вводная –
сентябрь

4. Организационно - педагогические условия реализации программы
Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных направлений
педагогического влияния на детей и взрослых и организация их совместной деятельности.
Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность процесса социальнопедагогической адаптации к современному социуму детей в процессе реализации программы
дополнительного образования являются:
- субъект-субъектные отношения педагога и ребенка;
- вариативность образования; создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка;
- личное участие в мероприятиях программы;
- создание развивающей среды.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций,
обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации программы:
- обеспечение повышения квалификации педагогов;
- интеграция основного и дополнительного образования, формирование готовности у
воспитанников к активной самостоятельной деятельности;
- обеспечение образовательного процесса методической литературой, образовательными
программами; педагогический мониторинг;
- обеспечение творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного
процесса.
Система организационных условий направлена на планирование,
организацию,
координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.
Программой дополнительного образования предусмотрены следующие формы занятий:
групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность занятий соответствует возрасту детей:
3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
− организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных
форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные, репетиционные;
− создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в конкурсах и
открытых мероприятиях;
− создание информационной среды различными средствами (беседы, игры).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных
особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное
увеличение образовательной нагрузки на ребёнка и сопровождается объяснением, показом,
самостоятельной работой, анализом.

−
−
−
−
−
−
−
−
−

5. Материально-техническое обеспечение программы
музыкальный центр – 1 шт.
комплект компакт-дисков с музыкальными произведениями – 10 шт.
ковер – 1 шт.
индивидуальные коврики
мультимедийный проектор – 1 шт.
экран – 1 шт.
стол детский
стул детский
мягкие модули
11

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

набор муляжей домашних животных
набор муляжей диких животных
набор муляжей овощей
набор муляжей фруктов
набор игрушек (кукла, мяч, машина, паровоз и др)
игровой набор медицинских инструментов «Доктор»
счетный материал
цветные дощечки
учебный набор цифр, букв и знаков с магнитным креплением
наглядный материал «Времена года»
наглядный материал «Одежда»
наглядный материал «Мебель»
наглядный материал «Тело человека»
шкаф для пособий, игрушек, атрибутов – 2 шт.

6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Перед зачислением ребенка на обучение по образовательной программе проводится входная
диагностика, позволяющая определить исходный уровень развития компетенций ребенка,
необходимых для обучения по программе. В соответствии с входной диагностикой дошкольнику
рекомендуется тот или иной уровень освоения программы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля знаний
обучающихся и проверки результативности обучения посредством диагностического
инструментария.
Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы:
- наблюдение с фиксацией результатов;
- фронтальные и индивидуальные вопросы;
- проведение праздников;
- проведение интеллектуальных и дидактических игр;
- проведение открытых занятий для родителей.
Критерии оценки педагогической диагностики детей
Контроль уровня освоения воспитанниками Программы проводится по результатам
диагностики 2 раза в год. Также для подведения результатов работы проводятся в
середине и конце учебного года открытые занятия и мероприятия для родителей.
Педагогическая диагностика уровня освоения воспитанниками Программы основывается
на следующих показателях:
Младший и средний дошкольный возраст:
- знать основные цвета и геометрические формы, называть их;
- умение обследовать предметы, называть их, сравнивать по нескольким существенным
признакам;
- умение обобщать и классифицировать;
- запоминать и воспроизводить последовательность картинок, действий;
- длительное время сосредотачивать внимание на одном виде деятельности, не
отвлекаясь;
- взаимодействовать со взрослым и сверстниками, задавать интересующие ребенка
вопросы.

12

Старший дошкольный возраст и подготовительный к школе возраст:
- обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета;
- анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
- сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по
расположению, по назначению;
- легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы;
- проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления.
(словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные);
- знать особенности логических и математических задач, решать их;
- разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
По результатам освоения программы на каждого ребенка заполняется индивидуальная
карта, в которой прописываются успехи освоения программы ребенком по выделенным
показателям. Далее определяются уровни освоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно
устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен
объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими
понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое,
устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их
описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться
в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий
спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в
результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и
микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение,
обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и
различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять
предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по
группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и
наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок
не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о
них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный
словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще
всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает
трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень: Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение,
классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие
предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять
предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и
наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок
не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не
способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не
способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего
невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в
группе.
На основании проведенной диагностики с ребенком планируется коррекционная работа,
составляется индивидуальный план развития.

13

Календарно-тематическое планирование в соответствии с годами обучения по
программе.
7.1. Первый год обучения (Младший дошкольный возраст, 3-4 года)
Цель: развивать интерес к познавательной деятельности, формировать познавательные
способности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с основными цветами и геометрическими формами, учить называть их;
- развивать умение обследовать предметы, называть их, сравнивать по нескольким
существенным признакам;
- учить запоминать и воспроизводить последовательность картинок, действий;
- учить взаимодействовать со взрослым и сверстниками, задавать интересующие ребенка
вопросы.
Развивающие:
- развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление, речь;
- развивать умение длительное время сосредотачивать внимание на одном виде
деятельности, не отвлекаясь;
Воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, задавать вопросы;
- учить слушать инструкции педагога, выполнять поставленные задачи.
Календарно-тематическое планирование в младшем дошкольном возрасте составлено в
соответствии с изучаемыми темами. На каждую изучаемую тему отводится определенное
количество занятий.
В среднем дошкольном возрасте изучаемые темы дублируются, изучаемый материал
«наслаивается» на уже пройденный в младшем возрасте, дополняется содержание,
используемые методы и приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
№
Тема
Задачи
Содержание
Количество
часов
Формирование основных понятий
1
Вводное занятие
Формировать умения 1 Знакомство. «Гном, гном,
1
«Давайте
детей активно
как тебя зовут?»
познакомимся
включаться
2Игра «Я знаю…» (с
выполнить
мячом)
поставленную задачу 3 Упражнение «Кто
самостоятельно,
наблюдательнее?»
точно.
2
Цвет. Форма.
Развивать сенсорное 1 Вычленение первых трёх
6
Размер.
восприятие, умение
прзнаков предметов: цвет,
выполнять задание
форма, размер.
по инструкции.
2 Упражнеиние «Кто
Активизировать речь наблюдательнее?»
детей, учить детей
3 Игра «Круг, треугольник,
рассуждать вслух.
квадрат»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Игра «Цвет»
3
Вкус. Запах.
Познакомить детей с 1 Вычленение
6
Осязание
ещё некоторыми
специфических признаков
признаками
предмета (вкус, запах)
предметов,
2 Игра «Угадай на вкус»
7.

4

Игры на развитие
внимания

5

Игры на развитие
памяти

6

Игры на развитие
речи

7

Игры на решение
проблемных
ситуаций

8

Итоговые занятия

характерных не для
всех предметов, а
только для
специфических.
Упражнять детей в
соотношении
предмета с
материалом, из
которого он
изготовлен.
Формировать умение
длительное время
сосредотачивать
внимание на одном
виде деятельности,
не отвлекаясь
Учить запоминать и
воспроизводить
последовательность
картинок, действий

3 Игра «Определи по
запаху»
4 Упражнение «Что из
чего?»
5 Упражнение на
выделение признаков
предметов.

Каталог игр (приложение)

25

Каталог игр (приложение)

25

Развивать умение
Каталог игр (приложение)
взаимодействовать
со взрослым и
сверстниками,
задавать
интересующие
ребенка вопросы
Применение в практической деятельности
Учить решать
Каталог игр (приложение)
проблемные
ситуации, делать
умозаключения и
выводы.
«Чему мы
Совместные открытые
научились»
занятия с родителями
Итого:

26

29

2
120

График проведения открытых мероприятий.
1. Открытое занятие. Тема: «Едет, едет паровоз». Октябрь.
2. «Праздник Логики»». Февраль. Сценарий разрабатывается индивидуально для каждой
группы в соответствии с возрастом.
3. Открытое занятие для родителей. Тема «Играем вместе с родителями». Май. Планконспект пишется отдельно для каждой группы в зависимости от возраста.
7.2. Второй год обучения (Средний дошкольный возраст, 4-5 лет)
Цель: продолжать развивать интерес к познавательной деятельности, формировать
познавательные способности детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:

15

- продолжать знакомить детей с основными цветами и геометрическими формами, учить
называть их;
- формировать умение обследовать предметы, называть их, сравнивать по нескольким
существенным признакам;
- учить запоминать и воспроизводить последовательность картинок, действий;
Развивающие:
- развивать внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение, связную речь;
- продолжать развивать умение длительное время сосредотачивать внимание на одном виде
деятельности, не отвлекаясь;
Воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, задавать вопросы;
- учить слушать инструкции педагога, выполнять поставленные задачи.
Календарно-тематическое планирование в среднем дошкольном возрасте, так же, как и
на предыдущем году обучения, составлено в соответствии с изучаемыми темами. На каждую
изучаемую тему отводится определенное количество занятий.
В среднем дошкольном возрасте изучаемые темы дублируются, изучаемый материал
«наслаивается» на уже пройденный в младшем возрасте, дополняется содержание,
используемые методы и приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
№

Тема

1

Цвет. Форма.
Размер.

2

Вкус. Запах.
Осязание

3

Игры на развитие
внимания

Задачи

Содержание

Формирование основных понятий
Развивать сенсорное 1 Вычленение первых трёх
восприятие, умение
прзнаков предметов: цвет,
выполнять задание
форма, размер.
по инструкции.
2 Упражнеиние «Кто
Активизировать речь наблюдательнее?»
детей, учить детей
3 Игра «Круг, треугольник,
рассуждать вслух.
квадрат»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Игра «Цвет»
Познакомить детей с 1 Вычленение
ещё некоторыми
специфических признаков
признаками
предмета (вкус, запах)
предметов,
2 Игра «Угадай на вкус»
характерных не для
3 Игра «Определи по
всех предметов, а
запаху»
только для
4 Упражнение «Что из
специфических.
чего?»
Упражнять детей в
5 Упражнение на
соотношении
выделение признаков
предмета с
предметов.
материалом, из
которого он
изготовлен.
Формировать умение Каталог игр (приложение)
длительное время
сосредотачивать
внимание на одном
виде деятельности,
16

Количество
часов
5

5

25

4

Игры на развитие
памяти

5

Игры на развитие
речи

6

Игры на решение
проблемных
ситуаций

7

Итоговые занятия

не отвлекаясь
Учить запоминать и Каталог игр (приложение)
воспроизводить
последовательность
картинок, действий
Развивать умение
Каталог игр (приложение)
взаимодействовать
со взрослым и
сверстниками,
задавать
интересующие
ребенка вопросы
Применение в практической деятельности
Учить решать
Каталог игр (приложение)
проблемные
ситуации, делать
умозаключения и
выводы.
«Чему мы
Совместные открытые
научились»
занятия с родителями
Итого:

25

26

32

2
120

7.3. Третий год обучения (Старший дошкольный возраст, 4-5 лет)
Цель: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на
основе развития логических структур мышления.
Задачи:
Обучающие:
- учить сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения,
по расположению, по назначению;
- формировать познавательный интерес к головоломкам различного направления. (словесно –
логические, математические, геометрические, конструктивные);
- разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическоее мышление, воображение, связную речь;
- развивать мотивацию к познанию и творчеству;
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
- развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на
основании приобретённых знаний;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Календарно-тематическое планирование в старшем дошкольном возрасте составлено в
соответствии с изучаемыми темами. На каждую изучаемую тему отводится определенное
количество занятий.
№

Тема

Задачи

Содержание

Количество
часов

17

Формирование основных понятий
1

2

3

4

«Логика. Что это такое?» Познакомить детей с
предметом логики. Дать
представление о
познании человеком
окружающего мира, об
основных формах
чувственного познания
и абстрактного
мышления.
Формировать умения
детей активно
включаться выполнить
поставленную задачу
самостоятельно, точно.
Загадки. Анализ
Учить детей отгадывать
загадки, уметь
построения.
объяснить по какому
признаку они
догадались, о чём идёт
речь. Упражнять в
умении выделять
главное, отвлекаясь от
второстепенного.
Познакомить детей с
загадкой, как одной из
единиц познания
окружающего мира.
Анализ. Синтез.
Познакомить детей с
Признаки предметов.
понятием «признак
предмета», упражнять в
умении вычленять
отдельные признаки
предметов. Развивать у
детей умение мыслить с
помощью
разнообразных
логических приёмов,
проводить простейший
анализ и синтез.

Цвет. Форма. Размер.

Учить детей вычленять
в предметах данные
признаки, обосновывать
его выбор, доказывать
его целесообразность.
Развивать сенсорное
восприятие, умение
выполнять задание по
18

1 Знакомство с
предметом «логика».
2 Игра «Я знаю…» (с
мячом)
3 Упражнение «Кто
наблюдательнее?»
4 Беседа о временах года.
5 Дидактическая игра
«Что сначала, что потом»
(коллективная)
6 Графическое
упражнение.

3

1 Беседа о загадках.
2 Классификация
загадок.
3 Упражнение «Отгадай
загадку – нарисуй
отгадку»
4 Игра «Где игрушка?»
5 Беседа о временах года
«Когда это бывает?»
6 Графическое
упражнение.

3

1 Беседа о предметах
которые нас окружают.
2 Упражнение
«Определи предмет на
ощупь»
3 Упражнение
«Узнавание предмета по
заданным признакам»
4 Игра «найди отличия»
5 Упражнение
«Определи время года по
перечисленным
признакам»
6 Графическое
упражнение.
1 Повторение
предыдущей темы,
вычленение первых трёх
прзнаков предметов:
цвет, форма, размер.
2 Упражнеиние «Кто
наблюдательнее?»
3 Игра «Круг,

3

3

инструкции.
Активизировать речь
детей, учить детей
рассуждать вслух.

5

Вкус. Запах. Материал.

6

Живое – неживое. К
какой группе относится.
Использование
человеком.

7

Сравнение. Сериация.
Вид – род.

треугольник, квадрат»
4 Игра «Определи
фигуру»
5 Игра «Цвет»
6 Графическое
упражнение.
Познакомить детей с
1 Вычленение
ещё некоторыми
специфических
признаками предметов, признаков предмета
характерных не для всех (вкус, запах)
предметов, а только для 2 Игра «Угадай на вкус»
специфических.
3 Игра «Определи по
Упражнять детей в
запаху»
соотношении предмета 4 Упражнение «Что из
с материалом, из
чего?»
которого он изготовлен. 5 Упражнение на
Поощрять и
выделение признаков
поддерживать интерес
предметов.
детей к выполнению
6 Графическое
заданий.
упражнение на
тренировку памяти.
Учить детей определять 1 Беседа по теме.
по существенным
Знакомство со способами
признакам отношение
группировки предметов
предмета к
по какому – либо
определённой группе.
признаку.
Выяснить значение
2 Игра «Живое –
каждого из предметов
неживое»
для использования
3 Упражнение
человеком. Упражнять
«Предметное лото»
детей в установлении
4 Упражнение
причинно –
«Продолжи
следственных связей, в
предложение»
умении видеть
5 Закрепление знаний о
результат, полученный
сезонных явлениях.
в ходе определённой
6 Графическое
работы.
упражнение.
Формировать и
1 Закрепление всех
развивать у детей
признаков предметов.
основные операции
2 Упражнение «Цепочка
мышления. Учить
слов»
находить сходства и
3 Изучение и знакомство
различия между
с новыми понятиями.
предметами и
Игра «Сравнение». Как
явлениями.
нужно сравнивать. Как
Формировать умения
нельзя сравнивать.
устанавливать наиболее 4 Игра «Найди родню»
часто встречающиеся
5 Упражнение «Доскажи
отношения между
словечко»
понятиями, такими как
6 Графическое
вид – род. Развивать
упражнение на
зрительное и слуховое
тренировку памяти.

19

3

3

3

8

восприятие.
Отрицание.Ограничение. Учить детей видеть
существующие
противоречия: уметь
применять в ходе
упражнений различные
категории. Упражнять в
умении видеть корень
проблемы.
Формировать
способность отстаивать
свою точку зрения,
доказывать истинность
своего ответа.

9

Обобщение.
Классификация.

10

Что лишнее?
Чего не хватает?

11

Придумывание загадок.

Познакомить детей с
классификацией
предметов и её
существенными
признаками
(естественными и
основными) и не
существенными
(вспомогательными).
Учить обобщать и
распределять предметы
по группам, где каждая
группа, каждый класс
имеет своё постоянное
место. Упражнять детей
в умении находить и
использовать свойства
объектов для
достижения
поставленной цели.
На основе полученных
знаний, учить детей
видеть противоречия,
устранять ошибку,
которую они считают
допущенной. Развивать
внимательность,
наблюдательность,
умение анализировать
предложенный
материал.

Упражнять детей в

20

1 Закрепление видовых и
родовых понятий. Игра
«Рыбы – птицы – звери»
2 Упражнение
«Наоборот»
3 Работа с предметами.
Игра «Что загадали?»
4 Игра «Определи
фигуру»
5 Отгадывание загадок (с
использованием
ограничения, отрицания)
6 Графическое
упражнение.
1 Упражнение
«Продолжи ряд»
2 Знакомство с
понятиями
«классификация»,
«обобщение».
3 Работа в малых
группах на
классификацию
предметов и явлений.
4 Игра «Подбери по
смыслу»
5 Игра «Круг –
кружочек»
6 Графическое
упражнение.

3

1 Беседа по прошлой
теме, закрепление
приёмов обобщения и
классификации.
2 Упражнение
«Пропущенные фигуры»
3 Игра «Чего без чего не
бывает»
4 Работа в парах по
карточкам «Чего без чего
не бывает»
5 Игра «Что лишнее? Кто
Лишний?»
6 Графическое
упражнение по образцу
«Закономерность»
1 Работа с различными

3

3

3

придумывании загадок,
отражая в них
характерные признаки
предмета, о котором
идёт речь. Развивать
абстрактное мышление,
воображение .
Формировать
творческую активность,
развивать речь.

12

Алгоритм отгадывания.

13

Суждения.

14

Умозаключения.

видами загадок.
2 Разгадывание ребусов,
шарад
3 Беседа по теме.
Определение структуры
и плана построения
загадки.
4 Придумывание загадок
детьми. Анализ
результатов.
5 Игра «Лото загадок»
6 Упражнение на
ориентировку «Красный,
жёлтый, зелёный»
Упражнять детей в
1 Упражнение «Узнай
умении анализировать,
предмет по заданным
выдвигать идеи и
признакам»
проверять их
2 Установление
истинность на практике. алгоритма отгадывания.
Развивать умственную
3 Упражнение «Шумно,
активность детей,
вкусно, кругло, красно»
способность мыслить
4 Работа в группах по
логично, использовать
карточкам (одна группа
умение оперировать
загадывает предмет,
полученными знаниями. другая, используя
алгоритм, отгадывает)
5 игра «Цепочка слов»
6 Диктант «Замени
название предмета
геометрической
фигурой»
Упражнять детей в
1 Игра «Хорошо –
умении утверждать или плохо»
отрицать признаки
2 Закрепить времена года
предметов или их
и их признаки.
отношений. Учить
Высказать своё суждение
детей не только
о них.
выдвигать идеи, но и
3 Упражнение
развивать умение
«Вопрошайка»
тщательно и детально
4 Игра
разрабатывать их.
«Интеллектуальный
Формировать
теннис»
активность и личное
5 Упражнение «Закончи
участие в выдвижении
предложение – выскажи
тех или иных суждений. суждение»
6 Графический диктант.
Учить детей делать
1 Игра «Что сначала, что
выводы, опираясь на
потом»
факты обследования;
2 Природные явления и
получать заключение по времена года:
определённым
взаимосвязь, смена,
правилам вывода.
признаки.

21

3

3

3

Упражнять в
установлении связи
между различными
явлениями, легко
переходить от одних
связей к другим.
15

16

Ожившие фигуры.
Преобразования.

Учить детей тщательно
и детально обследовать
фигуры, делать выводы.
Во время
преобразования фигур
формировать умения
учитывать все факторы
преобразования.
Развивать мышление,
сосредоточенность на
поставленной задаче.

Чего на свете не бывает? Формировать у детей
образное мышление,
фантазию, умение
логично высказывать
своё суждение.
Развивать творческую и
речевую активность,
лингвистическое
мышление.

17

Логика в математике.

Учить детей мыслить
логически и творчески
выражать свои мысли,
используя
математические
термины. Развивать
всестороннее
восприятие
конкретного.

18

Логика и наша речь.

Упражнять детей в
умении выражать свои
мысли, слушать и
понимать других.

22

3 Упражнение «Вывод»
4 Упражнение «По
какому признаку?»
5 Весёлая игра на
внимание и мышление
«Он – она»
6 Графический диктант.
1 Упражнение «Из каких
фигур состоит предмет»
2 Игра «Танграм»,
«Колумбово яйцо»
3 Знакомство с
«Фабрикой
преобразований»
4 Игра «Ожившие
фигуры»
5 Упражнение
«Пропавшие буквы в
весёлых стихах»
6 Упражнение на
тренировку памяти.
1 Беседа по теме «Так
бывает или нет?»
2 Упражнение
«Нелепицы»
3 Игра «Слова, которых
не бывает»
4 Упражнение «Чего на
свете не бывает?»
5 Игра «Исправь
ошибку»
6 Графическое
упражнение «Фантазия».
1 Упражнения «Лишнее
число»,
«Математические бусы»,
«Ошибки – невидимки»
2 Игра «Путешествие»
(по ориентировке на
плоскости листа).
3 Упражнение «Сосчитай
фигуры»
4 Упражнение «Форма.
Размер. Цвет»
5 Игра «Ошибка
художника»
6 Диктант на внимание и
мышление.
1 Игра «Назови слово»
2 Коварная викторина
про слова.
3 Игра «Цепочка слов»

3

3

3

3

Развивать навыки
речевого общения,
умение правильно и
логично строить фразы.

19

Логика в окружающем
мире.

20

Ощущение.
Восприятие.
Представления.

21

Понятие.
Абстрагирование.

22

Слова. Определения.

4 Упражнение
«Продолжи рассказ»
5 Ребусы и анаграммы
«Зашифрованное слово»
6 Расшифруй и напиши
слово.
Учить детей находить и 1 Упражнение «Сравним
вычленять логические
картинки»
связи в окружающем
2 Игра «Что где лежит?»
мире, делать выводы.
3 Игра «Из отдельных
Учить устанавливать
частей собери предмет
связи между
скорей»
предметами и
4 Упражнение
явлениями. Развивать
«Придумай название»
познавательную
5 Чтение произведения о
активность детей.
временах года.
6 Графическое
упражнение.
Упражнять детей в
1 Беседа по теме.
познании окружающего 2 Игра «Чудесный
мира с помощью
мешочек»
чувственных форм.
3 Упражнение «Узнаем
Учить детей пользуясь
предмет по заданным
своими ощущениями
признакам»
судить о предмете в
4 Задания с палочками.
целом. Развивать
5 Упражнение «Соедини
внимательность и
картинки и слова»
сосредоточенность.
6 Графическое
упражнение.
Учить детей
1 Упражнение
мысленному выделению «Объясните понятие»
одного из признаков
2 Упражнение «Найдём
предмета и отвлечение
предмет не похожий на
от других, т.е
другие»
выделение
3 Игра «Что на что
существенных
похоже»
признаков и отвлечение 4 Упражнение «Поиск
от несуществующих,
предметов обладающих
второстепенных.
сходными свойствами»
Развивать умственную
5 Упражнение «Поиск
активность.
предметов с
противоположными
свойствами»
6 графическое
упражнение «Мозаика»
(абстрактный рисунок).
Развивать у детей
1 Беседа по теме.
мыслительные
2 Упражнение «Дай
операции анализа и
определение»
синтеза; формировать
3 Игра «Закончи
умения и навыки в
предложение»
составлении
4 Упражнение «Соедини

23

3

3

3

4

определений. Развивать
связную речь, умение
логично выстраивать
свой ответ.

23

Часть – целое.
Причина – следствие.

24

Последовательность
Противоположность

25

26

Продолжать учить
детей
классифицировать
предметы, но не только
по видовым иродовым
понятиям, но и по
составляющим каждого
отдельного предмета.
Развивать
наблюдательность,
стремление к
самостоятельному
умозаключению.
Формировать у детей
понятийное мышление,
стремление к
овладению основными
операциями
логического мышления;
умение исключать
неясность,
двусмысленность.

Количественные и
Учить детей понимать
качественные
количественные и
соотношения предметов. качественные
соотношения
предметов, уметь
понимать их категории.
Познакомить детей
более подробно с
группой парных
понятий. Развивать
умение делать
самостоятельные
выводы.
Логические пары.
Учить детей составлять
Логические цепочки.
логические пары,
учитывая какой – либо
общий признак, уметь

24

слова»
5 Упражнения «Вставь в
определение нужное
слово», Проверка
определений»
6 Графическое
упражнение.
1 Отгадывание загадок.
2 Игра «Рассеянный
художник»
3 Упражнение «Кому,
что?»
4 Коллективная работа
«Подбери заплатки к
коврикам»
5 Упражнение «Установи
причину событий»
6 Графическое
упражнение «Закончи
рисунок»
1 Игра «Круглый год»
2 Упражнение

4

4

«Последовательность»

3 Творческое задание
«Проектировщики и
строители»
4 Упражнение «После,
потом, сейчас»
5 Упражнение
«Знакомим с
противоположными
понятиями»
6 Графическое
упражнение «Закончи
узор»
1 Беседа по теме.
2 Игра «Где игрушка»
3 Упражнение
«Прочитаем сказку»
4 Упражнение
«Отгадываем загадки,
ответим на вопросы»
5 Объяснение смысла
пословиц.
6 Графическое
упражнение
«Разноцветные бусы»
1 Упражнение «Найди
пару»
2 Игра «Цепочка слов»
3 Игра «Что сначала, что

4

4

объяснить свой выбор.
Упражнять детей в
составлении логических
цепочек с учётом
признака последнего
предмета в цепочке.
Развивать логическое
мышление, умение
давать чёткие ответы.

потом»
4 Упражнение «Найди
сходство»
5 Игра «Логические
цепочки»
6 Графическое
упражнение «Укрась
кубики»

Применение в практической деятельности
27

Сочинение на заданную
тему.

28

Чего только не
услышишь.

29

Взгляд с позиции
другого.

30

Нелогичные ситуации.

Предложить детям
придумать, как можно
больше предложений на
заданную тему, как
реалистичных, так и
фантастических. Учить
детей прослеживать
логическую связь
между ними.

1 Беседа по теме.
2 Игра «Угадай героя
сказки»
3 Игра «Зашифрованное
слово»
4 Упражнение
«Сочиняем наоборот»
5 Сочиняем сказку
«Загадочный ящик»
6 Графическое
упражнение «Два Замка»
Учить детей видеть и
1 Беседа по теме «Звуки
понимать неожиданные вокруг нас»
нестандартные оттенки 2 Игра «Испорченный
и нюансы ситуаций,
телефон»
выделять логические
3 Игра «Переведите с
несоответствия.
детского языка»
Развивать
4 Упражнение «Каскад
внимательность,
слов»
творческую активность. 5 Разучивание и
повторение
скороговорок.
6 Графическое
упражнение «переведи
язык звуков, на язык
линий»
Учить воспринимать
1 Игра «Фотограф»
одни и те же события
2 Упражнение
по-разному, поощрять в «Сыщики»
детях не только
3 Весёлая
результат, но и саму
этимологическая
попытку решения
викторина.
ситуации. Развивать у
4 Игра «Хорошо –
детей желание
плохо»
обсуждать ситуацию,
5 Взгляд с позиции
делать свои выводы.
другого.
6 Графическое
упражнение «Зеркало»
Учить детей отличать
1 Игра «Кто что делает?»
нелогичные ситуации от 2 Игра «Чепуха»

25

6

6

6

6

других, привычных.
Упражнять в умении
самим, создавать такие
ситуации. Развивать
внимание, творческую
активность.

31

Поиск способов
применения предметов.

Развивать у детей
способность
концентрировать
мышление на одном
предмете,
рассматривать
практически все
свойства предмета.
Развивать умение
вводить предметы в
самые разные ситуации
и взаимосвязи.

32

Логические задачи.

Развивать у детей
логическое мышление,
умение применять
полученные знания для
решения нестандартных
задач. Упражнять в
умении мыслить
разносторонне.

3 Игра «Бывает – не
бывает»
4 Упражнение «Найди
ошибку в рисунках»
5 Игра «определи, что
здесь изображено?»
6 Графическое
упражнение «Нарисуй по
точкам»
1 Игра «Поиск общих
свойств»
2 Игра «Поиск
предметов обладающих
сходными свойствами»
3 Игра «Поиск
предметов с
противоположными
свойствами»
4 Упражнение «Новая
жизнь старых вещей»
5 Игра «Как это можно
использовать?»
6 Графический диктант.
1 Логические задачи.
2 Весёлые задачки для
маленьких умников.
3 Упражнение «Найди
закономерность»
4 Коварная викторина
про слова.
5 Игра «логический
домик»
6 Графическое
упражнение
«Штриховки»
Итого:

6

7

120

График проведения открытых мероприятий.
1. Открытое занятие. Тема: «Логические задачки». Октябрь.
2. «Праздник Логики». Все группы. Февраль. Сценарий разрабатывается индивидуально
для каждой группы в соответствии с возрастом.
3. Открытое занятие для родителей. Тема «Логическая олимпиада». Май. План-конспект
пишется отдельно для каждой группы в зависимости от возраста.
7.4. Четвертый год обучения (Подготовительный к школе дошкольный возраст,
6-7-8 лет)
Цель: продолжать формировать познавательные способности детей старшего дошкольного
возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
26

Обучающие:
- учить анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
- совершенствовать умение сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по
скорости движения, по расположению, по назначению;
- формировать способности легко решать логические и проблемные ситуации, делать
умозаключения и выводы;
- продолжать развивать познавательный интерес к головоломкам различного направления.
(словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные);
- продолжать знакомить с особенностями логических и математических задач, учить решать
их;
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическоее мышление, воображение, связную речь;
- развивать мотивацию к познанию и творчеству;
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
- развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на
основании приобретённых знаний;
Воспитательные:
- продолжать воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Календарно-тематическое планирование в подготовительном дошкольном возрасте,
как и на предыдущем году обучения, составлено в соответствии с изучаемыми темами. На
каждую изучаемую тему отводится определенное количество занятий.
В подготовительном дошкольном возрасте изучаемые темы дублируются, изучаемый
материал «наслаивается» на уже пройденный в старшем возрасте, дополняется содержание,
используемые методы и приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.

№

Тема

Задачи

Содержание

Количество
часов

Формирование основных понятий
1

2

«Логика. Что это такое?» Познакомить детей с
предметом логики. Дать
представление о
познании человеком
окружающего мира, об
основных формах
чувственного познания
и абстрактного
мышления.
Формировать умения
детей активно
включаться выполнить
поставленную задачу
самостоятельно, точно.
Загадки. Анализ
Учить детей отгадывать
загадки, уметь
построения.
объяснить по какому
признаку они
27

1 Знакомство с
предметом «логика».
2 Игра «Я знаю…» (с
мячом)
3 Упражнение «Кто
наблюдательнее?»
4 Беседа о временах года.
5 Дидактическая игра
«Что сначала, что потом»
(коллективная)
6 Графическое
упражнение.

3

1 Беседа о загадках.
2 Классификация
загадок.
3 Упражнение «Отгадай

3

3

Анализ. Синтез.
Признаки предметов.

4

Цвет. Форма. Размер.

5

Вкус. Запах. Материал.

догадались, о чём идёт
речь. Упражнять в
умении выделять
главное, отвлекаясь от
второстепенного.
Познакомить детей с
загадкой, как одной из
единиц познания
окружающего мира.
Познакомить детей с
понятием «признак
предмета», упражнять в
умении вычленять
отдельные признаки
предметов. Развивать у
детей умение мыслить с
помощью
разнообразных
логических приёмов,
проводить простейший
анализ и синтез.

загадку – нарисуй
отгадку»
4 Игра «Где игрушка?»
5 Беседа о временах года
«Когда это бывает?»
6 Графическое
упражнение.

1 Беседа о предметах
которые нас окружают.
2 Упражнение
«Определи предмет на
ощупь»
3 Упражнение
«Узнавание предмета по
заданным признакам»
4 Игра «найди отличия»
5 Упражнение
«Определи время года по
перечисленным
признакам»
6 Графическое
упражнение.
Учить детей вычленять 1 Повторение
в предметах данные
предыдущей темы,
признаки, обосновывать вычленение первых трёх
его выбор, доказывать
прзнаков предметов:
его целесообразность.
цвет, форма, размер.
Развивать сенсорное
2 Упражнеиние «Кто
восприятие, умение
наблюдательнее?»
выполнять задание по
3 Игра «Круг,
инструкции.
треугольник, квадрат»
Активизировать речь
4 Игра «Определи
детей, учить детей
фигуру»
рассуждать вслух.
5 Игра «Цвет»
6 Графическое
упражнение.
Познакомить детей с
1 Вычленение
ещё некоторыми
специфических
признаками предметов, признаков предмета
характерных не для всех (вкус, запах)
предметов, а только для 2 Игра «Угадай на вкус»
специфических.
3 Игра «Определи по
Упражнять детей в
запаху»
соотношении предмета 4 Упражнение «Что из
с материалом, из
чего?»
которого он изготовлен. 5 Упражнение на
Поощрять и
выделение признаков
поддерживать интерес
предметов.
детей к выполнению
6 Графическое
заданий.
упражнение на

28

3

3

3

6

7

8

9

Живое – неживое. К
какой группе относится.
Использование
человеком.

Учить детей определять
по существенным
признакам отношение
предмета к
определённой группе.
Выяснить значение
каждого из предметов
для использования
человеком. Упражнять
детей в установлении
причинно –
следственных связей, в
умении видеть
результат, полученный
в ходе определённой
работы.
Сравнение. Сериация.
Формировать и
Вид – род.
развивать у детей
основные операции
мышления. Учить
находить сходства и
различия между
предметами и
явлениями.
Формировать умения
устанавливать наиболее
часто встречающиеся
отношения между
понятиями, такими как
вид – род. Развивать
зрительное и слуховое
восприятие.
Отрицание.Ограничение. Учить детей видеть
существующие
противоречия: уметь
применять в ходе
упражнений различные
категории. Упражнять в
умении видеть корень
проблемы.
Формировать
способность отстаивать
свою точку зрения,
доказывать истинность
своего ответа.
Обобщение.
Классификация.

Познакомить детей с
классификацией
предметов и её
существенными
признаками

29

тренировку памяти.
1 Беседа по теме.
Знакомство со способами
группировки предметов
по какому – либо
признаку.
2 Игра «Живое –
неживое»
3 Упражнение
«Предметное лото»
4 Упражнение
«Продолжи
предложение»
5 Закрепление знаний о
сезонных явлениях.
6 Графическое
упражнение.
1 Закрепление всех
признаков предметов.
2 Упражнение «Цепочка
слов»
3 Изучение и знакомство
с новыми понятиями.
Игра «Сравнение». Как
нужно сравнивать. Как
нельзя сравнивать.
4 Игра «Найди родню»
5 Упражнение «Доскажи
словечко»
6 Графическое
упражнение на
тренировку памяти.
1 Закрепление видовых и
родовых понятий. Игра
«Рыбы – птицы – звери»
2 Упражнение
«Наоборот»
3 Работа с предметами.
Игра «Что загадали?»
4 Игра «Определи
фигуру»
5 Отгадывание загадок (с
использованием
ограничения, отрицания)
6 Графическое
упражнение.
1 Упражнение
«Продолжи ряд»
2 Знакомство с
понятиями
«классификация»,

3

3

3

3

10

Что лишнее?
Чего не хватает?

11

Придумывание загадок.

12

Алгоритм отгадывания.

(естественными и
основными) и не
существенными
(вспомогательными).
Учить обобщать и
распределять предметы
по группам, где каждая
группа, каждый класс
имеет своё постоянное
место. Упражнять детей
в умении находить и
использовать свойства
объектов для
достижения
поставленной цели.
На основе полученных
знаний, учить детей
видеть противоречия,
устранять ошибку,
которую они считают
допущенной. Развивать
внимательность,
наблюдательность,
умение анализировать
предложенный
материал.

«обобщение».
3 Работа в малых
группах на
классификацию
предметов и явлений.
4 Игра «Подбери по
смыслу»
5 Игра «Круг –
кружочек»
6 Графическое
упражнение.

1 Беседа по прошлой
теме, закрепление
приёмов обобщения и
классификации.
2 Упражнение
«Пропущенные фигуры»
3 Игра «Чего без чего не
бывает»
4 Работа в парах по
карточкам «Чего без чего
не бывает»
5 Игра «Что лишнее? Кто
Лишний?»
6 Графическое
упражнение по образцу
«Закономерность»
Упражнять детей в
1 Работа с различными
придумывании загадок, видами загадок.
отражая в них
2 Разгадывание ребусов,
характерные признаки
шарад
предмета, о котором
3 Беседа по теме.
идёт речь. Развивать
Определение структуры
абстрактное мышление, и плана построения
воображение .
загадки.
Формировать
4 Придумывание загадок
творческую активность, детьми. Анализ
развивать речь.
результатов.
5 Игра «Лото загадок»
6 Упражнение на
ориентировку «Красный,
жёлтый, зелёный»
Упражнять детей в
1 Упражнение «Узнай
умении анализировать,
предмет по заданным
выдвигать идеи и
признакам»
проверять их
2 Установление
истинность на практике. алгоритма отгадывания.
Развивать умственную
3 Упражнение «Шумно,

30

3

3

3

активность детей,
способность мыслить
логично, использовать
умение оперировать
полученными знаниями.

13

Суждения.

14

Умозаключения.

15

Ожившие фигуры.
Преобразования.

вкусно, кругло, красно»
4 Работа в группах по
карточкам (одна группа
загадывает предмет,
другая, используя
алгоритм, отгадывает)
5 игра «Цепочка слов»
6 Диктант «Замени
название предмета
геометрической
фигурой»
Упражнять детей в
1 Игра «Хорошо –
умении утверждать или плохо»
отрицать признаки
2 Закрепить времена года
предметов или их
и их признаки.
отношений. Учить
Высказать своё суждение
детей не только
о них.
выдвигать идеи, но и
3 Упражнение
развивать умение
«Вопрошайка»
тщательно и детально
4 Игра
разрабатывать их.
«Интеллектуальный
Формировать
теннис»
активность и личное
5 Упражнение «Закончи
участие в выдвижении
предложение – выскажи
тех или иных суждений. суждение»
6 Графический диктант.
Учить детей делать
1 Игра «Что сначала, что
выводы, опираясь на
потом»
факты обследования;
2 Природные явления и
получать заключение по времена года:
определённым
взаимосвязь, смена,
правилам вывода.
признаки.
Упражнять в
3 Упражнение «Вывод»
установлении связи
4 Упражнение «По
между различными
какому признаку?»
явлениями, легко
5 Весёлая игра на
переходить от одних
внимание и мышление
связей к другим.
«Он – она»
6 Графический диктант.
Учить детей тщательно 1 Упражнение «Из каких
и детально обследовать фигур состоит предмет»
фигуры, делать выводы. 2 Игра «Танграм»,
Во время
«Колумбово яйцо»
преобразования фигур
3 Знакомство с
формировать умения
«Фабрикой
учитывать все факторы преобразований»
преобразования.
4 Игра «Ожившие
Развивать мышление,
фигуры»
сосредоточенность на
5 Упражнение
поставленной задаче.
«Пропавшие буквы в
весёлых стихах»
6 Упражнение на

31

3

3

3

16

Чего на свете не бывает? Формировать у детей
образное мышление,
фантазию, умение
логично высказывать
своё суждение.
Развивать творческую и
речевую активность,
лингвистическое
мышление.

17

Логика в математике.

Учить детей мыслить
логически и творчески
выражать свои мысли,
используя
математические
термины. Развивать
всестороннее
восприятие
конкретного.

18

Логика и наша речь.

Упражнять детей в
умении выражать свои
мысли, слушать и
понимать других.
Развивать навыки
речевого общения,
умение правильно и
логично строить фразы.

19

Логика в окружающем
мире.

Учить детей находить и
вычленять логические
связи в окружающем
мире, делать выводы.
Учить устанавливать
связи между
предметами и
явлениями. Развивать
познавательную
активность детей.

20

Ощущение.
Восприятие.

Упражнять детей в
познании окружающего

32

тренировку памяти.
1 Беседа по теме «Так
бывает или нет?»
2 Упражнение
«Нелепицы»
3 Игра «Слова, которых
не бывает»
4 Упражнение «Чего на
свете не бывает?»
5 Игра «Исправь
ошибку»
6 Графическое
упражнение «Фантазия».
1 Упражнения «Лишнее
число»,
«Математические бусы»,
«Ошибки – невидимки»
2 Игра «Путешествие»
(по ориентировке на
плоскости листа).
3 Упражнение «Сосчитай
фигуры»
4 Упражнение «Форма.
Размер. Цвет»
5 Игра «Ошибка
художника»
6 Диктант на внимание и
мышление.
1 Игра «Назови слово»
2 Коварная викторина
про слова.
3 Игра «Цепочка слов»
4 Упражнение
«Продолжи рассказ»
5 Ребусы и анаграммы
«Зашифрованное слово»
6 Расшифруй и напиши
слово.
1 Упражнение «Сравним
картинки»
2 Игра «Что где лежит?»
3 Игра «Из отдельных
частей собери предмет
скорей»
4 Упражнение
«Придумай название»
5 Чтение произведения о
временах года.
6 Графическое
упражнение.
1 Беседа по теме.
2 Игра «Чудесный

3

3

3

3

3

Представления.

21

Понятие.
Абстрагирование.

22

Слова. Определения.

23

Часть – целое.
Причина – следствие.

мира с помощью
чувственных форм.
Учить детей пользуясь
своими ощущениями
судить о предмете в
целом. Развивать
внимательность и
сосредоточенность.

мешочек»
3 Упражнение «Узнаем
предмет по заданным
признакам»
4 Задания с палочками.
5 Упражнение «Соедини
картинки и слова»
6 Графическое
упражнение.
Учить детей
1 Упражнение
мысленному выделению «Объясните понятие»
одного из признаков
2 Упражнение «Найдём
предмета и отвлечение
предмет не похожий на
от других, т.е
другие»
выделение
3 Игра «Что на что
существенных
похоже»
признаков и отвлечение 4 Упражнение «Поиск
от несуществующих,
предметов обладающих
второстепенных.
сходными свойствами»
Развивать умственную
5 Упражнение «Поиск
активность.
предметов с
противоположными
свойствами»
6 графическое
упражнение «Мозаика»
(абстрактный рисунок).
Развивать у детей
1 Беседа по теме.
мыслительные
2 Упражнение «Дай
операции анализа и
определение»
синтеза; формировать
3 Игра «Закончи
умения и навыки в
предложение»
составлении
4 Упражнение «Соедини
определений. Развивать слова»
связную речь, умение
5 Упражнения «Вставь в
логично выстраивать
определение нужное
свой ответ.
слово», Проверка
определений»
6 Графическое
упражнение.
Продолжать учить
1 Отгадывание загадок.
детей
2 Игра «Рассеянный
классифицировать
художник»
предметы, но не только 3 Упражнение «Кому,
по видовым иродовым
что?»
понятиям, но и по
4 Коллективная работа
составляющим каждого «Подбери заплатки к
отдельного предмета.
коврикам»
Развивать
5 Упражнение «Установи
наблюдательность,
причину событий»
стремление к
6 Графическое
самостоятельному
упражнение «Закончи
умозаключению.
рисунок»

33

3

3

3

24

25

26

Формировать у детей
понятийное мышление,
стремление к
овладению основными
операциями
логического мышления;
умение исключать
неясность,
двусмысленность.

Последовательность
Противоположность

Количественные и
Учить детей понимать
качественные
количественные и
соотношения предметов. качественные
соотношения
предметов, уметь
понимать их категории.
Познакомить детей
более подробно с
группой парных
понятий. Развивать
умение делать
самостоятельные
выводы.
Логические пары.
Учить детей составлять
Логические цепочки.
логические пары,
учитывая какой – либо
общий признак, уметь
объяснить свой выбор.
Упражнять детей в
составлении логических
цепочек с учётом
признака последнего
предмета в цепочке.
Развивать логическое
мышление, умение
давать чёткие ответы.

1 Игра «Круглый год»
2 Упражнение

3

«Последовательность»

3 Творческое задание
«Проектировщики и
строители»
4 Упражнение «После,
потом, сейчас»
5 Упражнение
«Знакомим с
противоположными
понятиями»
6 Графическое
упражнение «Закончи
узор»
1 Беседа по теме.
2 Игра «Где игрушка»
3 Упражнение
«Прочитаем сказку»
4 Упражнение
«Отгадываем загадки,
ответим на вопросы»
5 Объяснение смысла
пословиц.
6 Графическое
упражнение
«Разноцветные бусы»
1 Упражнение «Найди
пару»
2 Игра «Цепочка слов»
3 Игра «Что сначала, что
потом»
4 Упражнение «Найди
сходство»
5 Игра «Логические
цепочки»
6 Графическое
упражнение «Укрась
кубики»

4

4

Применение в практической деятельности
27

Сочинение на заданную
тему.

Предложить детям
придумать, как можно
больше предложений на
заданную тему, как
реалистичных, так и
фантастических. Учить
детей прослеживать
логическую связь

34

1 Беседа по теме.
2 Игра «Угадай героя
сказки»
3 Игра «Зашифрованное
слово»
4 Упражнение
«Сочиняем наоборот»
5 Сочиняем сказку

6

между ними.

28

Чего только не
услышишь.

29

Взгляд с позиции
другого.

30

Нелогичные ситуации.

31

Поиск способов
применения предметов.

«Загадочный ящик»
6 Графическое
упражнение «Два Замка»
Учить детей видеть и
1 Беседа по теме «Звуки
понимать неожиданные вокруг нас»
нестандартные оттенки 2 Игра «Испорченный
и нюансы ситуаций,
телефон»
выделять логические
3 Игра «Переведите с
несоответствия.
детского языка»
Развивать
4 Упражнение «Каскад
внимательность,
слов»
творческую активность. 5 Разучивание и
повторение
скороговорок.
6 Графическое
упражнение «переведи
язык звуков, на язык
линий»
Учить воспринимать
1 Игра «Фотограф»
одни и те же события
2 Упражнение
по-разному, поощрять в «Сыщики»
детях не только
3 Весёлая
результат, но и саму
этимологическая
попытку решения
викторина.
ситуации. Развивать у
4 Игра «Хорошо –
детей желание
плохо»
обсуждать ситуацию,
5 Взгляд с позиции
делать свои выводы.
другого.
6 Графическое
упражнение «Зеркало»
Учить детей отличать
1 Игра «Кто что делает?»
нелогичные ситуации от 2 Игра «Чепуха»
других, привычных.
3 Игра «Бывает – не
Упражнять в умении
бывает»
самим, создавать такие
4 Упражнение «Найди
ситуации. Развивать
ошибку в рисунках»
внимание, творческую
5 Игра «определи, что
активность.
здесь изображено?»
6 Графическое
упражнение «Нарисуй по
точкам»
Развивать у детей
1 Игра «Поиск общих
способность
свойств»
концентрировать
2 Игра «Поиск
мышление на одном
предметов обладающих
предмете,
сходными свойствами»
рассматривать
3 Игра «Поиск
практически все
предметов с
свойства предмета.
противоположными
Развивать умение
свойствами»
вводить предметы в
4 Упражнение «Новая
самые разные ситуации жизнь старых вещей»

35

6

6

6

6

и взаимосвязи.

32

Логические задачи.

Развивать у детей
логическое мышление,
умение применять
полученные знания для
решения нестандартных
задач. Упражнять в
умении мыслить
разносторонне.

5 Игра «Как это можно
использовать?»
6 Графический диктант.
1 Логические задачи.
2 Весёлые задачки для
маленьких умников.
3 Упражнение «Найди
закономерность»
4 Коварная викторина
про слова.
5 Игра «логический
домик»
6 Графическое
упражнение
«Штриховки»
Итого:

8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

10

120

Список используемой литературы

Асанов Л. «Лучшие задачи на сообразительность» Москва, «АСТ – ПРЕСС» 1999г.
Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей» Ярославль,
«Академия развития» 1996 г.
Гаманов Ю. «Развиваю логику и сообразительность» «Питер» С-Пб, 2000 г.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» С-Пб,
«Детство» изд. 2-е испр., доп. 2002 г.
Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. «Логика и счёт» Москва, ИКЦ Март 2004 г.
Светлова И. «Развиваем логику» Москва «Эксмо» 2002 г.
Соколова Е.И. «Логика» (Готовимся к школе по интенсивной методике) Москва
«Эксмо» 2002 г.
Соколова Е.И. «Занимательная логика» Москва, «Атберг» 1998г
Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников»
Ярославль, «Академия развития» 1997 г.
Годовой курс для детей 6-7 лет «Логика, мышление» Москва , «Мозаика» 2003 г.
«Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра
А.А. Москва, 1991г.
«Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург,
Детство – пресс, 1992г.
«Математика от трёх до шести» — программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе
Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» —
пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2002г.
Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» // Вопросы психологии,
№4, 1996г.
Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис
числа у ребёнка», Москва, 1969г.
Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».