Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_Логика для дошкольников

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

9

3.

Календарный учебный график

10

4.

Организационно-педагогические

условия

реализации

11

программы

5.

Материально-техническое обеспечение программы

11

6.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

12

7.

Календарно-тематическое планирование в соответствии с
годами обучения по программе

14

7.1.

Первый год обучения (Младший возраст 3-4 года)

14

7.2

Второй год обучения (Средний возраст 4-5 лет)

15

7.3

Третий год обучения (Старший возраст 5-6 лет)

16

7.4.

Четвертый год обучения (Подготовительный возраст 6-7-8 лет)

25

Список используемой литературы

26

8.

2

анализировать тот или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная
фотографичность, но при этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он
воспринимает, мог припомнить впоследствии. Характерной особенностью внимания
ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами.
Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к
воспринимаемым объектам. Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не
доступны детям дошкольного возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного
возраста не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в
однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т. д. К
старшему дошкольному возрасту (6 – 7 лет) происходит созревание психических и
физиологических структур головного мозга. Становление готовности к систематическому
учебному труду. Стремление к гармонии в отношениях со сверстниками и взрослому,
деловому контакту с ними. Превосходство над ребенком со стороны взрослого или
сверстника приводят его к ощущениям собственной неполноценности. Управление
эмоциями и активностью детей осуществляется через создание ситуации успеха.
Дисциплинарные способы воздействия на ребенка блокируют процессы его личностного
развития. Учение и обучение – обеспечивают ведущую роль в умственном развитии
детей. В работе с детьми старшего дошкольного возраста главная функция педагога
сводится к гармонизации всех видов отношений ребенка в процессе его умственного
развития, или учение и обучение в условиях гармоничных отношений. Поэтому, обучение
должно строиться с учетом этих особенностей и существенно отличаться от обучения в
начальной школе. При этом:
- не отходить от основного принципа наглядности и образности;
- руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
- учить исключительно на практике, без применения даже элементарных
теоретических понятий.
Цель программы – формировать познавательные способности детей младшего и
старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать,
классифицировать;
- совершенствовать произвольное внимание, память;
- способствовать расширению кругозора;
- формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь
дошкольников;
Развивающие:
- развивать мотивацию к познанию и творчеству;
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
- развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и
умозаключения на основании приобретённых знаний;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Ожидаемый результат:
Главным результатом реализации программы является повышение уровня развития
4

интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Создание собственной
загадки или задачи каждым обучающимся своего оригинального логического мышления
продукта будет являться его личным успехом. А главным критерием оценки ребёнка
будет моральное удовлетворение от собственного достижения.
Программа сформирована в соответствии с учетом общедидактических, психологопедагогических принципов:
- принцип развивающего образования;
- принцип практической применяемости педагогических подходов;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и
возможностями;
- принцип комплексно – тематического планирования образовательного процесса;
- принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.
Формы реализации программы:
Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому
ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает
сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на
занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта
общения и чувства коллективизма.
Методы и приемы:
1. Фонетическая зарядка
2. Настольно – печатные игры
3. Чистоговорки, языколомки
4. Словесные игры
5. Анализ и синтез предметов
6. Чтение микрорассказов
7. Психогимнастика.
8. Пальчиковая гимнастика
9. Загадки – складки
10. Словарные упражнения
11. Работа с раздаточным материалом
12. Вопросы
13. Работа с рабочими тетрадями
Объем программы – 6480 часов/4 года обучения, рассчитан на 36 недель в год, с
недельной нагрузкой – 2 раза в неделю.
Форма организации занятий – групповая (по возрастам). Продолжительность
непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут,
для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а
для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Содержание программы:
Методологической основой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Логика для дошкольников» является программа «Логика для
дошкольников», автор Тихомирова Л.Ф. – Ярославль: Академия развития, 1999
Программа состоит из двух блоков:
5

1. Формирование основных понятий:
- Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки;
величина; форма
- Упражнения на выделение количественных характеристик множеств
объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное
соответствие, уравнивание количеств);
- Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей
(внутри — снаружи; расположение в пространстве; расположение на
плоскости);
- Упражнения
на
формирование
приёмов
умственных
действий,
классификации, сравнения, обобщения, анализа, синтеза
- Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память,
внимание, восприятие, воображение.
2. Практическое применение приобретенных знаний в деятельности:
- Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость,
причинность, системность, пространственная подвижность
Этапы программы: подготовительный, диагностический, основной,
итоговый. 1этап: подготовительный.
- определение целей и содержания работы с воспитанниками, разработка программы и
подбор инструментария для мониторинга по выявлению уровня сформированности
навыков детей.
2 этап: Динамика развития ребенка.
3 этап: Основной.
- организация игровой деятельности согласно перспективному тематическому плану;
- работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки.
4 этап: итоговый.
- отслеживание динамики развития ребенка.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это
способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать их переутомления.
Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей в
образовательной деятельности способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а
переключается на другой вид деятельности.
Структура образовательной деятельности включает в себя:
1. Организационный момент (приветствие)
2. Основная часть с игровыми элементами
3. Заключительный момент (итог)
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
формированию элементарных логических представлений и понятий.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности
позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.
В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский
и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игротренинги,
6

физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию
усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных
заданий, положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют
значимость для них самих и для общества.
Планируемые результаты освоения Программы:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры на этапе
завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям
и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх; старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои
движения и управлять ими;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
склонен
наблюдать,
экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Результатами освоения программы детьми первого года обучения (младшего
возраста, 3-4 года) являются следующие знания умения и навыки:
- знать основные цвета и геометрические формы, называть их;
- умение обследовать предметы, называть их, сравнивать по нескольким
существенным признакам;
- запоминать и воспроизводить последовательность картинок, действий;
- длительное время сосредотачивать внимание на одном виде деятельности, не
отвлекаясь;
- взаимодействовать со взрослым и сверстниками, задавать интересующие ребенка
вопросы.
Результатами освоения программы детьми второго года обучения (среднего
возраста, 4-5 лет) являются следующие знания умения и навыки:
- знать основные цвета и геометрические формы, называть их;
- умение обобщать и классифицировать;
- обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета;
7

взаимодействовать со взрослым и сверстниками, задавать интересующие ребенка
вопросы.
Результатами освоения программы детьми третьего года обучения (старшего
возраста, 5-6 лет) являются следующие знания умения и навыки:
- обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета;
- сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости
движения, по расположению, по назначению;
- проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления.
(словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные);
- разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
Результатами освоения программы детьми четвертого года обучения
(подготовительного возраста, 6-7-8 лет) являются следующие знания умения и навыки:
- анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
- сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости
движения, по расположению, по назначению;
- легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и
выводы;
- проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления.
(словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные);
- знать особенности логических и математических задач, решать их;
-

8

Учебный план

2.

Первый год Второй год

Третий год

Четвертый год

обучения

обучения

обучения

обучения

(группа

(группа

(группа

(группа

3-4 года)

4-5 лет)

5-6 лет)

6-7-8 лет)

В неделю

В неделю

В неделю

В неделю

зан.

мин.

зан.

мин.

зан.

2

30

2

40

2

50

48

720

52

1040

50

практической деятельности

24

360

20

400

Итого в год:

72

1080

72

1440

Наименование раздела
программы

Формирование основных
понятий

мин. зан

всего

мин.

зан.

мин.

2

60

8

1250

47

1410

197

4420

22

550

25

750

91

2060

72

1800

72

2160

288

6480

Применение в

9

Календарный учебный график

3.

Содержание

Группа
(с 3 лет до 4
лет)

Группа
(с 4 лет до 5
лет)

Группа
(с 5 лет до 6
лет)

Группа
(с 6 лет до 7
лет)

Количество
возрастных групп

1

1

1

1

Начало учебного года

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

01 сентября
2020 г

31 мая

31 мая

31 мая

31 мая

2021 года

2021 года

2021 года

2021 года

Продолжительность
учебного года всего,
в том числе:

36

36

36

36

1-е полугодие

17

17

17

17

2-е полугодие

19

19

19

19

Продолжительность
учебной недели

5

5

5

5

Всего в неделю

2

2

2

2

Объем в неделю

30 минут

40 минут

50 минут

60 минут

Сроки проведения
педагогической
диагностики

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая –
май

Длительность
непосредственно
образовательной
ситуации

15 минут

20минут

25 минут

30 минут

Количество
открытых
мероприятий

3

3

3

3

Окончание учебного
года

Вводная –
сентябрь

4. Организационно - педагогические условия реализации программы
Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных направлений
педагогического влияния на детей и взрослых и организация их совместной деятельности.
Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность процесса социальнопедагогической адаптации к современному социуму детей в процессе реализации программы
дополнительного образования являются:
- субъект-субъектные отношения педагога и ребенка;
- вариативность образования; создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка;
- личное участие в мероприятиях программы;
- создание развивающей среды.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций,
обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации программы:
- обеспечение повышения квалификации педагогов;
- интеграция основного и дополнительного образования, формирование готовности у
воспитанников к активной самостоятельной деятельности;
- обеспечение образовательного процесса методической литературой, образовательными
программами; педагогический мониторинг;
- обеспечение творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного
процесса.
Система организационных условий направлена на планирование,
организацию,
координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.
Программой дополнительного образования предусмотрены следующие формы занятий:
групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность занятий соответствует возрасту детей:
3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
− организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных
форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные, репетиционные;
− создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в конкурсах и
открытых мероприятиях;
− создание информационной среды различными средствами (беседы, игры).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных
особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное
увеличение образовательной нагрузки на ребёнка и сопровождается объяснением, показом,
самостоятельной работой, анализом.

−
−
−
−
−
−
−
−
−

5. Материально-техническое обеспечение программы
музыкальный центр – 1 шт.
комплект компакт-дисков с музыкальными произведениями – 10 шт.
ковер – 1 шт.
индивидуальные коврики
мультимедийный проектор – 1 шт.
экран – 1 шт.
стол детский
стул детский
мягкие модули
11

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

набор муляжей домашних животных
набор муляжей диких животных
набор муляжей овощей
набор муляжей фруктов
набор игрушек (кукла, мяч, машина, паровоз и др)
игровой набор медицинских инструментов «Доктор»
счетный материал
цветные дощечки
учебный набор цифр, букв и знаков с магнитным креплением
наглядный материал «Времена года»
наглядный материал «Одежда»
наглядный материал «Мебель»
наглядный материал «Тело человека»
шкаф для пособий, игрушек, атрибутов – 2 шт.

6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Перед зачислением ребенка на обучение по образовательной программе проводится входная
диагностика, позволяющая определить исходный уровень развития компетенций ребенка,
необходимых для обучения по программе. В соответствии с входной диагностикой дошкольнику
рекомендуется тот или иной уровень освоения программы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля знаний
обучающихся и проверки результативности обучения посредством диагностического
инструментария.
Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы:
- наблюдение с фиксацией результатов;
- фронтальные и индивидуальные вопросы;
- проведение праздников;
- проведение интеллектуальных и дидактических игр;
- проведение открытых занятий для родителей.
Критерии оценки педагогической диагностики детей
Контроль уровня освоения воспитанниками Программы проводится по результатам
диагностики 2 раза в год. Также для подведения результатов работы проводятся в
середине и конце учебного года открытые занятия и мероприятия для родителей.
Педагогическая диагностика уровня освоения воспитанниками Программы основывается
на следующих показателях:
Младший и средний дошкольный возраст:
- знать основные цвета и геометрические формы, называть их;
- умение обследовать предметы, называть их, сравнивать по нескольким существенным
признакам;
- умение обобщать и классифицировать;
- запоминать и воспроизводить последовательность картинок, действий;
- длительное время сосредотачивать внимание на одном виде деятельности, не
отвлекаясь;
- взаимодействовать со взрослым и сверстниками, задавать интересующие ребенка
вопросы.

12

Старший дошкольный возраст и подготовительный к школе возраст:
- обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета;
- анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
- сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по
расположению, по назначению;
- легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы;
- проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления.
(словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные);
- знать особенности логических и математических задач, решать их;
- разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
По результатам освоения программы на каждого ребенка заполняется индивидуальная
карта, в которой прописываются успехи освоения программы ребенком по выделенным
показателям. Далее определяются уровни освоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно
устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен
объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими
понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое,
устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их
описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться
в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий
спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в
результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и
микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение,
обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и
различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять
предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по
группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и
наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок
не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о
них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный
словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще
всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает
трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень: Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение,
классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие
предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять
предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и
наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок
не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не
способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не
способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего
невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в
группе.
На основании проведенной диагностики с ребенком планируется коррекционная работа,
составляется индивидуальный план развития.

13

Календарно-тематическое планирование в соответствии с годами обучения по
программе.
7.1. Первый год обучения (Младший дошкольный возраст, 3-4 года)
Цель: развивать интерес к познавательной деятельности, формировать познавательные
способности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с основными цветами и геометрическими формами, учить называть их;
- развивать умение обследовать предметы, называть их, сравнивать по нескольким
существенным признакам;
- учить запоминать и воспроизводить последовательность картинок, действий;
- учить взаимодействовать со взрослым и сверстниками, задавать интересующие ребенка
вопросы.
Развивающие:
- развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление, речь;
- развивать умение длительное время сосредотачивать внимание на одном виде
деятельности, не отвлекаясь;
Воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, задавать вопросы;
- учить слушать инструкции педагога, выполнять поставленные задачи.
Календарно-тематическое планирование в младшем дошкольном возрасте составлено в
соответствии с изучаемыми темами. На каждую изучаемую тему отводится определенное
количество занятий.
В среднем дошкольном возрасте изучаемые темы дублируются, изучаемый материал
«наслаивается» на уже пройденный в младшем возрасте, дополняется содержание,
используемые методы и приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
№
Тема
Задачи
Содержание
Количество
часов
Формирование основных понятий
1
Вводное занятие
Формировать умения 1 Знакомство. «Гном, гном,
1
«Давайте
детей активно
как тебя зовут?»
познакомимся
включаться
2Игра «Я знаю…» (с
выполнить
мячом)
поставленную задачу 3 Упражнение «Кто
самостоятельно,
наблюдательнее?»
точно.
2
Цвет. Форма.
Развивать сенсорное 1 Вычленение первых трёх
5
Размер.
восприятие, умение
прзнаков предметов: цвет,
выполнять задание
форма, размер.
по инструкции.
2 Упражнеиние «Кто
Активизировать речь наблюдательнее?»
детей, учить детей
3 Игра «Круг, треугольник,
рассуждать вслух.
квадрат»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Игра «Цвет»
3
Вкус. Запах.
Познакомить детей с 1 Вычленение
5
Осязание
ещё некоторыми
специфических признаков
признаками
предмета (вкус, запах)
предметов,
2 Игра «Угадай на вкус»
7.

4

Игры на развитие
внимания

5

Игры на развитие
памяти

6

Игры на развитие
речи

7

Игры на решение
проблемных
ситуаций

8

Итоговые занятия

характерных не для
всех предметов, а
только для
специфических.
Упражнять детей в
соотношении
предмета с
материалом, из
которого он
изготовлен.
Формировать умение
длительное время
сосредотачивать
внимание на одном
виде деятельности,
не отвлекаясь
Учить запоминать и
воспроизводить
последовательность
картинок, действий

3 Игра «Определи по
запаху»
4 Упражнение «Что из
чего?»
5 Упражнение на
выделение признаков
предметов.

Каталог игр (приложение)

12

Каталог игр (приложение)

14

Развивать умение
Каталог игр (приложение)
взаимодействовать
со взрослым и
сверстниками,
задавать
интересующие
ребенка вопросы
Применение в практической деятельности
Учить решать
Каталог игр (приложение)
проблемные
ситуации, делать
умозаключения и
выводы.
«Чему мы
Совместные открытые
научились»
занятия с родителями
Итого:

10

24

2
72

График проведения открытых мероприятий.
1. Открытое занятие. Тема: «Едет, едет паровоз». Октябрь.
2. «Праздник Логики»». Февраль. Сценарий разрабатывается индивидуально для каждой
группы в соответствии с возрастом.
3. Открытое занятие для родителей. Тема «Играем вместе с родителями». Май. Планконспект пишется отдельно для каждой группы в зависимости от возраста.
7.2. Второй год обучения (Средний дошкольный возраст, 4-5 лет)
Цель: продолжать развивать интерес к познавательной деятельности, формировать
познавательные способности детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:

15

- продолжать знакомить детей с основными цветами и геометрическими формами, учить
называть их;
- формировать умение обследовать предметы, называть их, сравнивать по нескольким
существенным признакам;
- учить запоминать и воспроизводить последовательность картинок, действий;
Развивающие:
- развивать внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение, связную речь;
- продолжать развивать умение длительное время сосредотачивать внимание на одном виде
деятельности, не отвлекаясь;
Воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, задавать вопросы;
- учить слушать инструкции педагога, выполнять поставленные задачи.
Календарно-тематическое планирование в среднем дошкольном возрасте, так же, как и
на предыдущем году обучения, составлено в соответствии с изучаемыми темами. На каждую
изучаемую тему отводится определенное количество занятий.
В среднем дошкольном возрасте изучаемые темы дублируются, изучаемый материал
«наслаивается» на уже пройденный в младшем возрасте, дополняется содержание,
используемые методы и приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
7.3. Третий год обучения (Старший дошкольный возраст, 4-5 лет)
Цель: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на
основе развития логических структур мышления.
Задачи:
Обучающие:
- учить сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения,
по расположению, по назначению;
- формировать познавательный интерес к головоломкам различного направления. (словесно –
логические, математические, геометрические, конструктивные);
- разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическоее мышление, воображение, связную речь;
- развивать мотивацию к познанию и творчеству;
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
- развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на
основании приобретённых знаний;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Календарно-тематическое планирование в старшем дошкольном возрасте составлено в
соответствии с изучаемыми темами. На каждую изучаемую тему отводится определенное
количество занятий.
№

Тема

Задачи

Содержание

Количество
часов

Формирование основных понятий

16

1

2

3

4

«Логика. Что это такое?» Познакомить детей с
предметом логики. Дать
представление о
познании человеком
окружающего мира, об
основных формах
чувственного познания
и абстрактного
мышления.
Формировать умения
детей активно
включаться выполнить
поставленную задачу
самостоятельно, точно.
Загадки. Анализ
Учить детей отгадывать
загадки, уметь
построения.
объяснить по какому
признаку они
догадались, о чём идёт
речь. Упражнять в
умении выделять
главное, отвлекаясь от
второстепенного.
Познакомить детей с
загадкой, как одной из
единиц познания
окружающего мира.
Анализ. Синтез.
Познакомить детей с
Признаки предметов.
понятием «признак
предмета», упражнять в
умении вычленять
отдельные признаки
предметов. Развивать у
детей умение мыслить с
помощью
разнообразных
логических приёмов,
проводить простейший
анализ и синтез.

Цвет. Форма. Размер.

Учить детей вычленять
в предметах данные
признаки, обосновывать
его выбор, доказывать
его целесообразность.
Развивать сенсорное
восприятие, умение
выполнять задание по
инструкции.
Активизировать речь

17

1 Знакомство с
предметом «логика».
2 Игра «Я знаю…» (с
мячом)
3 Упражнение «Кто
наблюдательнее?»
4 Беседа о временах года.
5 Дидактическая игра
«Что сначала, что потом»
(коллективная)
6 Графическое
упражнение.

2

1 Беседа о загадках.
2 Классификация
загадок.
3 Упражнение «Отгадай
загадку – нарисуй
отгадку»
4 Игра «Где игрушка?»
5 Беседа о временах года
«Когда это бывает?»
6 Графическое
упражнение.

2

1 Беседа о предметах
которые нас окружают.
2 Упражнение
«Определи предмет на
ощупь»
3 Упражнение
«Узнавание предмета по
заданным признакам»
4 Игра «найди отличия»
5 Упражнение
«Определи время года по
перечисленным
признакам»
6 Графическое
упражнение.
1 Повторение
предыдущей темы,
вычленение первых трёх
прзнаков предметов:
цвет, форма, размер.
2 Упражнеиние «Кто
наблюдательнее?»
3 Игра «Круг,
треугольник, квадрат»
4 Игра «Определи

2

2

детей, учить детей
рассуждать вслух.

5

Вкус. Запах. Материал.

6

Живое – неживое. К
какой группе относится.
Использование
человеком.

7

Сравнение. Сериация.
Вид – род.

фигуру»
5 Игра «Цвет»
6 Графическое
упражнение.
Познакомить детей с
1 Вычленение
ещё некоторыми
специфических
признаками предметов, признаков предмета
характерных не для всех (вкус, запах)
предметов, а только для 2 Игра «Угадай на вкус»
специфических.
3 Игра «Определи по
Упражнять детей в
запаху»
соотношении предмета 4 Упражнение «Что из
с материалом, из
чего?»
которого он изготовлен. 5 Упражнение на
Поощрять и
выделение признаков
поддерживать интерес
предметов.
детей к выполнению
6 Графическое
заданий.
упражнение на
тренировку памяти.
Учить детей определять 1 Беседа по теме.
по существенным
Знакомство со способами
признакам отношение
группировки предметов
предмета к
по какому – либо
определённой группе.
признаку.
Выяснить значение
2 Игра «Живое –
каждого из предметов
неживое»
для использования
3 Упражнение
человеком. Упражнять
«Предметное лото»
детей в установлении
4 Упражнение
причинно –
«Продолжи
следственных связей, в
предложение»
умении видеть
5 Закрепление знаний о
результат, полученный
сезонных явлениях.
в ходе определённой
6 Графическое
работы.
упражнение.
Формировать и
1 Закрепление всех
развивать у детей
признаков предметов.
основные операции
2 Упражнение «Цепочка
мышления. Учить
слов»
находить сходства и
3 Изучение и знакомство
различия между
с новыми понятиями.
предметами и
Игра «Сравнение». Как
явлениями.
нужно сравнивать. Как
Формировать умения
нельзя сравнивать.
устанавливать наиболее 4 Игра «Найди родню»
часто встречающиеся
5 Упражнение «Доскажи
отношения между
словечко»
понятиями, такими как
6 Графическое
вид – род. Развивать
упражнение на
зрительное и слуховое
тренировку памяти.
восприятие.

18

2

2

2

8

Отрицание.Ограничение. Учить детей видеть
существующие
противоречия: уметь
применять в ходе
упражнений различные
категории. Упражнять в
умении видеть корень
проблемы.
Формировать
способность отстаивать
свою точку зрения,
доказывать истинность
своего ответа.

9

Обобщение.
Классификация.

10

Что лишнее?
Чего не хватает?

11

Придумывание загадок.

Познакомить детей с
классификацией
предметов и её
существенными
признаками
(естественными и
основными) и не
существенными
(вспомогательными).
Учить обобщать и
распределять предметы
по группам, где каждая
группа, каждый класс
имеет своё постоянное
место. Упражнять детей
в умении находить и
использовать свойства
объектов для
достижения
поставленной цели.
На основе полученных
знаний, учить детей
видеть противоречия,
устранять ошибку,
которую они считают
допущенной. Развивать
внимательность,
наблюдательность,
умение анализировать
предложенный
материал.

Упражнять детей в
придумывании загадок,

19

1 Закрепление видовых и
родовых понятий. Игра
«Рыбы – птицы – звери»
2 Упражнение
«Наоборот»
3 Работа с предметами.
Игра «Что загадали?»
4 Игра «Определи
фигуру»
5 Отгадывание загадок (с
использованием
ограничения, отрицания)
6 Графическое
упражнение.
1 Упражнение
«Продолжи ряд»
2 Знакомство с
понятиями
«классификация»,
«обобщение».
3 Работа в малых
группах на
классификацию
предметов и явлений.
4 Игра «Подбери по
смыслу»
5 Игра «Круг –
кружочек»
6 Графическое
упражнение.

2

1 Беседа по прошлой
теме, закрепление
приёмов обобщения и
классификации.
2 Упражнение
«Пропущенные фигуры»
3 Игра «Чего без чего не
бывает»
4 Работа в парах по
карточкам «Чего без чего
не бывает»
5 Игра «Что лишнее? Кто
Лишний?»
6 Графическое
упражнение по образцу
«Закономерность»
1 Работа с различными
видами загадок.

2

2

2

отражая в них
характерные признаки
предмета, о котором
идёт речь. Развивать
абстрактное мышление,
воображение .
Формировать
творческую активность,
развивать речь.

12

Алгоритм отгадывания.

13

Суждения.

14

Умозаключения.

2 Разгадывание ребусов,
шарад
3 Беседа по теме.
Определение структуры
и плана построения
загадки.
4 Придумывание загадок
детьми. Анализ
результатов.
5 Игра «Лото загадок»
6 Упражнение на
ориентировку «Красный,
жёлтый, зелёный»
Упражнять детей в
1 Упражнение «Узнай
умении анализировать,
предмет по заданным
выдвигать идеи и
признакам»
проверять их
2 Установление
истинность на практике. алгоритма отгадывания.
Развивать умственную
3 Упражнение «Шумно,
активность детей,
вкусно, кругло, красно»
способность мыслить
4 Работа в группах по
логично, использовать
карточкам (одна группа
умение оперировать
загадывает предмет,
полученными знаниями. другая, используя
алгоритм, отгадывает)
5 игра «Цепочка слов»
6 Диктант «Замени
название предмета
геометрической
фигурой»
Упражнять детей в
1 Игра «Хорошо –
умении утверждать или плохо»
отрицать признаки
2 Закрепить времена года
предметов или их
и их признаки.
отношений. Учить
Высказать своё суждение
детей не только
о них.
выдвигать идеи, но и
3 Упражнение
развивать умение
«Вопрошайка»
тщательно и детально
4 Игра
разрабатывать их.
«Интеллектуальный
Формировать
теннис»
активность и личное
5 Упражнение «Закончи
участие в выдвижении
предложение – выскажи
тех или иных суждений. суждение»
6 Графический диктант.
Учить детей делать
1 Игра «Что сначала, что
выводы, опираясь на
потом»
факты обследования;
2 Природные явления и
получать заключение по времена года:
определённым
взаимосвязь, смена,
правилам вывода.
признаки.
Упражнять в
3 Упражнение «Вывод»

20

2

2

2

установлении связи
между различными
явлениями, легко
переходить от одних
связей к другим.
15

16

Ожившие фигуры.
Преобразования.

Учить детей тщательно
и детально обследовать
фигуры, делать выводы.
Во время
преобразования фигур
формировать умения
учитывать все факторы
преобразования.
Развивать мышление,
сосредоточенность на
поставленной задаче.

Чего на свете не бывает? Формировать у детей
образное мышление,
фантазию, умение
логично высказывать
своё суждение.
Развивать творческую и
речевую активность,
лингвистическое
мышление.

17

Логика в математике.

Учить детей мыслить
логически и творчески
выражать свои мысли,
используя
математические
термины. Развивать
всестороннее
восприятие
конкретного.

18

Логика и наша речь.

Упражнять детей в
умении выражать свои
мысли, слушать и
понимать других.
Развивать навыки

21

4 Упражнение «По
какому признаку?»
5 Весёлая игра на
внимание и мышление
«Он – она»
6 Графический диктант.
1 Упражнение «Из каких
фигур состоит предмет»
2 Игра «Танграм»,
«Колумбово яйцо»
3 Знакомство с
«Фабрикой
преобразований»
4 Игра «Ожившие
фигуры»
5 Упражнение
«Пропавшие буквы в
весёлых стихах»
6 Упражнение на
тренировку памяти.
1 Беседа по теме «Так
бывает или нет?»
2 Упражнение
«Нелепицы»
3 Игра «Слова, которых
не бывает»
4 Упражнение «Чего на
свете не бывает?»
5 Игра «Исправь
ошибку»
6 Графическое
упражнение «Фантазия».
1 Упражнения «Лишнее
число»,
«Математические бусы»,
«Ошибки – невидимки»
2 Игра «Путешествие»
(по ориентировке на
плоскости листа).
3 Упражнение «Сосчитай
фигуры»
4 Упражнение «Форма.
Размер. Цвет»
5 Игра «Ошибка
художника»
6 Диктант на внимание и
мышление.
1 Игра «Назови слово»
2 Коварная викторина
про слова.
3 Игра «Цепочка слов»
4 Упражнение

2

2

2

речевого общения,
умение правильно и
логично строить фразы.

19

Логика в окружающем
мире.

20

Ощущение.
Восприятие.
Представления.

21

Понятие.
Абстрагирование.

22

Слова. Определения.

«Продолжи рассказ»
5 Ребусы и анаграммы
«Зашифрованное слово»
6 Расшифруй и напиши
слово.
Учить детей находить и 1 Упражнение «Сравним
вычленять логические
картинки»
связи в окружающем
2 Игра «Что где лежит?»
мире, делать выводы.
3 Игра «Из отдельных
Учить устанавливать
частей собери предмет
связи между
скорей»
предметами и
4 Упражнение
явлениями. Развивать
«Придумай название»
познавательную
5 Чтение произведения о
активность детей.
временах года.
6 Графическое
упражнение.
Упражнять детей в
1 Беседа по теме.
познании окружающего 2 Игра «Чудесный
мира с помощью
мешочек»
чувственных форм.
3 Упражнение «Узнаем
Учить детей пользуясь
предмет по заданным
своими ощущениями
признакам»
судить о предмете в
4 Задания с палочками.
целом. Развивать
5 Упражнение «Соедини
внимательность и
картинки и слова»
сосредоточенность.
6 Графическое
упражнение.
Учить детей
1 Упражнение
мысленному выделению «Объясните понятие»
одного из признаков
2 Упражнение «Найдём
предмета и отвлечение
предмет не похожий на
от других, т.е
другие»
выделение
3 Игра «Что на что
существенных
похоже»
признаков и отвлечение 4 Упражнение «Поиск
от несуществующих,
предметов обладающих
второстепенных.
сходными свойствами»
Развивать умственную
5 Упражнение «Поиск
активность.
предметов с
противоположными
свойствами»
6 графическое
упражнение «Мозаика»
(абстрактный рисунок).
Развивать у детей
1 Беседа по теме.
мыслительные
2 Упражнение «Дай
операции анализа и
определение»
синтеза; формировать
3 Игра «Закончи
умения и навыки в
предложение»
составлении
4 Упражнение «Соедини
определений. Развивать слова»

22

2

2

2

2

связную речь, умение
логично выстраивать
свой ответ.

23

Часть – целое.
Причина – следствие.

24

Последовательность
Противоположность

25

26

Продолжать учить
детей
классифицировать
предметы, но не только
по видовым иродовым
понятиям, но и по
составляющим каждого
отдельного предмета.
Развивать
наблюдательность,
стремление к
самостоятельному
умозаключению.
Формировать у детей
понятийное мышление,
стремление к
овладению основными
операциями
логического мышления;
умение исключать
неясность,
двусмысленность.

Количественные и
Учить детей понимать
качественные
количественные и
соотношения предметов. качественные
соотношения
предметов, уметь
понимать их категории.
Познакомить детей
более подробно с
группой парных
понятий. Развивать
умение делать
самостоятельные
выводы.
Логические пары.
Учить детей составлять
Логические цепочки.
логические пары,
учитывая какой – либо
общий признак, уметь
объяснить свой выбор.

23

5 Упражнения «Вставь в
определение нужное
слово», Проверка
определений»
6 Графическое
упражнение.
1 Отгадывание загадок.
2 Игра «Рассеянный
художник»
3 Упражнение «Кому,
что?»
4 Коллективная работа
«Подбери заплатки к
коврикам»
5 Упражнение «Установи
причину событий»
6 Графическое
упражнение «Закончи
рисунок»
1 Игра «Круглый год»
2 Упражнение

2

2

«Последовательность»

3 Творческое задание
«Проектировщики и
строители»
4 Упражнение «После,
потом, сейчас»
5 Упражнение
«Знакомим с
противоположными
понятиями»
6 Графическое
упражнение «Закончи
узор»
1 Беседа по теме.
2 Игра «Где игрушка»
3 Упражнение
«Прочитаем сказку»
4 Упражнение
«Отгадываем загадки,
ответим на вопросы»
5 Объяснение смысла
пословиц.
6 Графическое
упражнение
«Разноцветные бусы»
1 Упражнение «Найди
пару»
2 Игра «Цепочка слов»
3 Игра «Что сначала, что
потом»

2

2

Упражнять детей в
составлении логических
цепочек с учётом
признака последнего
предмета в цепочке.
Развивать логическое
мышление, умение
давать чёткие ответы.

4 Упражнение «Найди
сходство»
5 Игра «Логические
цепочки»
6 Графическое
упражнение «Укрась
кубики»

Применение в практической деятельности
27

Сочинение на заданную
тему.

28

Чего только не
услышишь.

29

Взгляд с позиции
другого.

30

Нелогичные ситуации.

Предложить детям
придумать, как можно
больше предложений на
заданную тему, как
реалистичных, так и
фантастических. Учить
детей прослеживать
логическую связь
между ними.

1 Беседа по теме.
2 Игра «Угадай героя
сказки»
3 Игра «Зашифрованное
слово»
4 Упражнение
«Сочиняем наоборот»
5 Сочиняем сказку
«Загадочный ящик»
6 Графическое
упражнение «Два Замка»
Учить детей видеть и
1 Беседа по теме «Звуки
понимать неожиданные вокруг нас»
нестандартные оттенки 2 Игра «Испорченный
и нюансы ситуаций,
телефон»
выделять логические
3 Игра «Переведите с
несоответствия.
детского языка»
Развивать
4 Упражнение «Каскад
внимательность,
слов»
творческую активность. 5 Разучивание и
повторение
скороговорок.
6 Графическое
упражнение «переведи
язык звуков, на язык
линий»
Учить воспринимать
1 Игра «Фотограф»
одни и те же события
2 Упражнение
по-разному, поощрять в «Сыщики»
детях не только
3 Весёлая
результат, но и саму
этимологическая
попытку решения
викторина.
ситуации. Развивать у
4 Игра «Хорошо –
детей желание
плохо»
обсуждать ситуацию,
5 Взгляд с позиции
делать свои выводы.
другого.
6 Графическое
упражнение «Зеркало»
Учить детей отличать
1 Игра «Кто что делает?»
нелогичные ситуации от 2 Игра «Чепуха»
других, привычных.
3 Игра «Бывает – не

24

2

4

4

4

Упражнять в умении
самим, создавать такие
ситуации. Развивать
внимание, творческую
активность.

31

Поиск способов
применения предметов.

Развивать у детей
способность
концентрировать
мышление на одном
предмете,
рассматривать
практически все
свойства предмета.
Развивать умение
вводить предметы в
самые разные ситуации
и взаимосвязи.

32

Логические задачи.

Развивать у детей
логическое мышление,
умение применять
полученные знания для
решения нестандартных
задач. Упражнять в
умении мыслить
разносторонне.

бывает»
4 Упражнение «Найди
ошибку в рисунках»
5 Игра «определи, что
здесь изображено?»
6 Графическое
упражнение «Нарисуй по
точкам»
1 Игра «Поиск общих
свойств»
2 Игра «Поиск
предметов обладающих
сходными свойствами»
3 Игра «Поиск
предметов с
противоположными
свойствами»
4 Упражнение «Новая
жизнь старых вещей»
5 Игра «Как это можно
использовать?»
6 Графический диктант.
1 Логические задачи.
2 Весёлые задачки для
маленьких умников.
3 Упражнение «Найди
закономерность»
4 Коварная викторина
про слова.
5 Игра «логический
домик»
6 Графическое
упражнение
«Штриховки»
Итого:

4

4

72

График проведения открытых мероприятий.
1. Открытое занятие. Тема: «Логические задачки». Октябрь.
2. «Праздник Логики». Все группы. Февраль. Сценарий разрабатывается индивидуально
для каждой группы в соответствии с возрастом.
3. Открытое занятие для родителей. Тема «Логическая олимпиада». Май. План-конспект
пишется отдельно для каждой группы в зависимости от возраста.
7.4. Четвертый год обучения (Подготовительный к школе дошкольный возраст,
6-7-8 лет)
Цель: продолжать формировать познавательные способности детей старшего дошкольного
возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
Обучающие:
25

- учить анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
- совершенствовать умение сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по
скорости движения, по расположению, по назначению;
- формировать способности легко решать логические и проблемные ситуации, делать
умозаключения и выводы;
- продолжать развивать познавательный интерес к головоломкам различного направления.
(словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные);
- продолжать знакомить с особенностями логических и математических задач, учить решать
их;
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическоее мышление, воображение, связную речь;
- развивать мотивацию к познанию и творчеству;
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
- развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на
основании приобретённых знаний;
Воспитательные:
- продолжать воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Календарно-тематическое планирование в подготовительном дошкольном возрасте,
как и на предыдущем году обучения, составлено в соответствии с изучаемыми темами. На
каждую изучаемую тему отводится определенное количество занятий.
В подготовительном дошкольном возрасте изучаемые темы дублируются, изучаемый
материал «наслаивается» на уже пройденный в старшем возрасте, дополняется содержание,
используемые методы и приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.

8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Список используемой литературы

Асанов Л. «Лучшие задачи на сообразительность» Москва, «АСТ – ПРЕСС» 1999г.
Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей» Ярославль,
«Академия развития» 1996 г.
Гаманов Ю. «Развиваю логику и сообразительность» «Питер» С-Пб, 2000 г.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» С-Пб,
«Детство» изд. 2-е испр., доп. 2002 г.
Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. «Логика и счёт» Москва, ИКЦ Март 2004 г.
Светлова И. «Развиваем логику» Москва «Эксмо» 2002 г.
Соколова Е.И. «Логика» (Готовимся к школе по интенсивной методике) Москва
«Эксмо» 2002 г.
Соколова Е.И. «Занимательная логика» Москва, «Атберг» 1998г
Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников»
Ярославль, «Академия развития» 1997 г.
Годовой курс для детей 6-7 лет «Логика, мышление» Москва , «Мозаика» 2003 г.
«Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра
А.А. Москва, 1991г.
«Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург,
Детство – пресс, 1992г.
«Математика от трёх до шести» — программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе
Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».

26

16.
17.
18.
19.
20.

Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» —
пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2002г.
Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» // Вопросы психологии,
№4, 1996г.
Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис
числа у ребёнка», Москва, 1969г.
Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».