Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа_Театральная мозаика

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

10

3.

Календарный учебный график

11

4.

Организационно-педагогические условия реализации программы

11

5.

Материально-техническое обеспечение программы

13

6.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

13

7.

Календарно-тематическое планирование в соответствии с годами
обучения по программе

20

7.1.

Первый год обучения (Младший возраст 3-4 года)

20

7.2

Второй год обучения (Средний возраст 4-5 лет)

22

7.3

Третий год обучения (Старший возраст 5-6 лет)

25

7.4.

Четвертый год обучения (Подготовительный возраст 6-7-8 лет)

27

Список используемой литературы

30

8.

2

другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понять,
изъясняться. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что
занят очень важным делом, что способствует реализации творческих сил и духовных
потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций
исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему
продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что театральная
деятельность помогает создавать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить
фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности, разрядиться
эмоционально и физически. Игровая деятельность в театральном кружке развлекает и
воспитывает детей, учит сопереживать происходящему, создает эмоциональный настрой,
раскрепощает ребенка и повышает его уверенность в себе.
Программа «Театральная мозаика» основана на программе М.Д. Маханевой и Иващенко Л.П.
«Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста» и предназначена для обучения
детей 3-7-8 лет, рассчитана на четыре года обучения (в младшей, средней, старшей и
подготовительной группах) и реализуется в форме кружковой работы.
Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств
личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный,
драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о
театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной
терминологии, театрах города Екатеринбурга.
Развивающие:
- Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения
пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их
возрастными особенностями).
- Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной
деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным
группам.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей художественный вкус.
- Формировать морально-этические нормы поведения.
- Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней
свободой и нравственной ответственностью.
Программа «Театральная мозаика» строится на следующих концептуальных принципах:
- Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности.
Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной
составляющей окружающего мира.
- Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов
интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

4

- Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной
деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий
учебный год.
- Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных
перегрузок.
- Принцип наглядности. В образовательной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видео- и аудиозаписи, и др.
- Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность
осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот
принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл
познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг
нас. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Форма обучения – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для
ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны
стихи, песенки, загадки, рифмы.
Методы и приемы: 1. Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки).
2. Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки).
3. Работа с картинкой (описание картинки, подвижные, спокойные,
творческие игры).
4. Разучивание и декламация стихов, разучивание песен.
6. Инсценировка коротких рассказов и пьес.
7. Воспроизведение ситуативных диалогов.
Объем программы – 6480 часов/4 года обучения, рассчитан на 36 недель в год, с недельной
нагрузкой – 2 раза в неделю.
Форма организации занятий – групповая (по возрастам).
Продолжительность
непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для
детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей
от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Содержание программы:
Этапы программы: подготовительный, диагностический, основной, итоговый.
1этап: подготовительный.
- определение целей и содержания работы с воспитанниками, разработка программы и подбор
инструментария для мониторинга по выявлению уровня сформированности навыков детей в
образовательной области «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
2 этап: Динамика развития ребенка.
3 этап: Основной.
- организация непрерывной образовательной деятельности согласно перспективному
тематическому плану;
- работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки.
4 этап: итоговый.
- отслеживание динамики развития ребенка.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это
5

способствует удержанию внимания детей и позволяет избежать их переутомления.
Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей в
образовательной деятельности способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а
переключается на другой вид деятельности.
Структура образовательной деятельности включает в себя:
1. Организационный момент (приветствие)
2. Речевая зарядка
3. Фонетическая зарядка
4. Основная часть с игровыми элементами
5. Заключительный момент (итог)
Планируемые результаты освоения Программы:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям и
самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх; старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и
управлять ими;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
склонен
наблюдать,
экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
Результатами освоения программы детьми первого года обучения (младшего
дошкольного возраста, 3-4 года) являются следующие знания умения и навыки:
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- повышение интереса у детей к театральному искусству;
- сформированы способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения;
- дети умеют применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных
эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства
выразительности речи;
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительных
инсценировках или драматизациях;
- умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями;
6

- пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с использованием
настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя;
- могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идет
медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки
цыплята, летают птички и т. д.
- могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии;
- умеют выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.
Результатами освоения программы детьми второго года обучения (среднего
дошкольного возраста, 4-5 лет) являются следующие знания умения и навыки:
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- умеют проявлять интерес к информации, получаемой в процессе общения;
- эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, которые готовятся к
постановке;
- понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние
(сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики
(нарядный, красивый);
- проявляют умение объединяться с детьми для совместных действий;
- разделяют игровые и реальные взаимодействия;
- умеют планировать последовательность действий;
- проявляют инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных
играх;
- взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают новые роли или
действия, обогащают сюжет;
- адекватно воспринимают в театре художественный образ;
- в театрализованных играх воплощаются в роли, используя художественные выразительные
средства (интонация, мимика).
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- в театрализованных играх умеют интонационно выделять речь персонажей;
- способны самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
- могут описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать отрывок из
сказки;
- имеют простейшие представления о театральных профессиях и могут о них рассказать;
- понимают и употребляют слова-антонимы; умеют образовывать новые слова по аналогии со
знакомыми словами;
- могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку;
- рассматривают иллюстрированные издания детских книг, пересказывая сюжет сказки;
- драматизируют (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- выполняют упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность
движений;
7

- выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в
соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- умеют выполнять танцевальные движения при этом, продолжая имитировать характерные
движения персонажей из театрализуемого произведения.
Результатами освоения программы детьми третьего года обучения (старшего
дошкольного возраста, 5-6 лет) являются следующие знания умения и навыки:
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
-использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино,
литература, экскурсии и др.);
-эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и
историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
-проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое
отношение к конкретному поступку литературного персонажа;
- понимает скрытые мотивы поведения героев произведения;
- проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического
текста;
- проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес
к искусству;
- придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и
интонационно взятой роли;
- использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и
антонимы;
- проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую
часть работы будет выполнять;
- если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией
ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи:
убеждает, доказывает, объясняет;
- может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
- способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить
небольшое стихотворение;
- умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и
оформление постановки;
- в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения;
- владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в
театре;
- участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры»,
«костюмеры», «оформители» и т. д.);

8

- пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и
образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием
действия;
- различает жанры литературных произведений.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений
(вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.);
- умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что
позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;
- умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером
музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.
Результатами
освоения
программы
детьми
четвертого
года
обучения
(подготовительного к школе возраста, 6-7-8 лет) являются следующие знания умения и
навыки:
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- самостоятельно отбирают или придумывает разнообразные сюжеты игр;
- придерживаются в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
Находит новую трактовку роли и исполняет ее;
- понимают образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и
оформление постановки;
- в беседе о просмотренном спектакле могут высказать свою точку зрения;
- владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в
театре;
- участвуют в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры»,
«костюмеры», «оформители» и т. д.);
- способны предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- пересказывают и драматизирует небольшие литературные произведения;
- сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- инсценируют игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;
- умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером
музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

9

2.

Учебный план

Первый год Второй год
Наименован
ие раздела
программы

Подразделы
программы

Третий год Четвертый

обучения

обучения

обучения

год

(группа

(группа

(группа

обучения

3-4 года)

4-5 лет)

5-6 лет)

(группа

всего

6-7-8 лет)
В неделю

В неделю

В неделю

зан.

мин.

зан.

мин.

зан.

2

30

2

40

2

50

48

720

52

1040

50

24

360

20

400

72

1080

72

1440

В неделю

мин. зан

мин.

зан.

мин.

2

60

8

1250

47

1410

197

4420

22

550

25

750

91

2060

72

1800

72

2160

288

6480

Развитие
мыслительных
Практическ
ая часть
программы

процессов
Развитие
речевых умений
Развитие
двигательных
навыков
Развитие
мыслительных
процессов

Теоретическ

Развитие

ая часть

речевых умений

программы
Развитие
двигательных
навыков
Итого в год:

10

3.

Календарный учебный график

Содержание

Группа
(с 3 лет до 4
лет)

Группа
(с 4 лет до 5
лет)

Группа
(с 5 лет до 6
лет)

Группа
(с 6 лет до 7-8
лет)

Количество
возрастных групп

1

1

1

1

Начало учебного года

01 сентября
2020

01 сентября
2020

01 сентября
2020

01 сентября
2020

31 мая
2021 года

31 мая
2021года

31 мая
2021 года

31 мая
2021 года

36

36

36

36

1-е полугодие

17

17

17

17

2-е полугодие

19

19

19

19

Продолжительность
учебной недели

5

5

5

5

Всего в неделю

2

2

2

2

Объем в неделю

30 минут

40 минут

50 минут

60 минут

Сроки проведения
педагогической
диагностики

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Вводная –
сентябрь

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая – май

Итоговая –
май

Длительность
непрерывной
образовательной
ситуации

15 минут

20минут

25 минут

30 минут

Количество
открытых
мероприятий

3

3

3

3

Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года всего,
в том числе:

4.

Вводная –
сентябрь

Организационно-педагогические условия реализации программы

Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных направлений
педагогического влияния на детей и взрослых и организация их совместной деятельности.
Педагогические условия программы, обеспечивающие успешность процесса социально11

педагогической адаптации к современному социуму детей и достижению ими предполагаемого
результата в процессе реализации программы дополнительного образования включают в себя:
- субъект-субъектные отношения педагога и ребенка;
- вариативность образования;
- создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка;
- личное участие в мероприятиях программы;
- создание развивающей среды.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций,
обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации программы:
- обеспечение повышения квалификации педагога;
- интеграция основного и дополнительного образования,
- формирование готовности у воспитанников к активной самостоятельной деятельности;
- обеспечение образовательного процесса методической литературой, образовательными
программами;
- педагогический мониторинг;
- обеспечение творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного
процесса.
Система организационных условий направлена на планирование,
организацию,
координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.
Программой дополнительного образования предусмотрены следующие формы занятий:
групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность занятий соответствует возрасту детей: 34 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
− организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных форм
занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные, репетиционные;
− создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в конкурсах и
открытых мероприятиях;
− создание информационной среды различными средствами (беседы, игры).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных
особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное
увеличение образовательной нагрузки на ребёнка и сопровождается объяснением, показом,
самостоятельной работой, анализом.
Виды театра по возрастным группам
(по Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович)
2 младшая группа
(3-4 года)

Средняя группа
(4-5 лет)

1.Настольный театр:
- резиновой игрушки
-дымковской игрушки
-конусной игрушки
- крупной игрушки
- мелкой игрушки
- кукол

1. Настольный театр
2. Драматизация в
костюмах
3.Драматизация в
шапочках
4.Театр кукол
5.Верховые куклы
6.Театр ложек

Старшая группа
(5-6 лет)
1. Настольный
театр
2. Драматизация в
костюмах
3.Драматизация в
шапочках
4. Верховые куклы
на гапите
12

Подготовительная к
школе группа
(6-7-8 лет)
1. Настольный театр
2. Драматизация в
костюмах
3.Драматизация в
шапочках
4. Верховые куклы на
гапите
5.Театр ложек

-вязанной игрушки
2.Драматизация
в
шапочках
зверей,
птиц и т.п.
3.Драматизация
в
костюмах

5.

5.Театр ложек
6. Театр
марионеток
7.Куклы с живой
рукой
8.Тростевые куклы

6. Театр марионеток
7.Куклы с живой рукой
8.Тростевые куклы
9.Перчаточные куклы
10. Люди-куклы
11.Театральные

Материально-техническое обеспечение программы

Дидактический материал
- карточки-пиктограммы на определение
основных эмоций;
- иллюстрации;
-пазлы «Эмоции»;
- портреты композиторов, писателей;
- декорации;
- ширма;
-атрибуты;
-костюмы;
-шапочки-маски;
- куклы Би-Ба-Бо;
- пальчиковый театр;
- настольный театр;

Техническое оснащение
- ноутбук;
- СD проигрыватель с USB выходом;
- колонки;
- комплект СD дисков для
проведения занятий.

6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Перед зачислением ребенка на обучение по образовательной программе проводится входная
диагностика, позволяющая определить исходный уровень развития компетенций ребенка,
необходимых для обучения по программе. В соответствии с входной диагностикой дошкольнику
рекомендуется тот или иной уровень освоения программы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля знаний
обучающихся и проверки результативности обучения посредством диагностического
инструментария.
Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы:
- наблюдение с фиксацией результатов;
- фронтальные и индивидуальные вопросы;
- проведение праздников, концертов
- проведение театрализованных постановок;
- проведение открытых занятий для родителей.
Критерии оценки педагогической диагностики детей
Контроль уровня освоения воспитанниками программы проводится по результатам
диагностики 2 раза в год. Также для подведения результатов работы проводятся в середине
и конце учебного года открытые занятия и мероприятия для родителей.
Педагогическая диагностика уровня освоения воспитанниками программы основывается на
следующих показателях:

13

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 3-4 лет
(1 год обучения)
Высокий уровень: 3 балла
Средний уровень: 2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Параметры
Основы
театральной
культуры

Речевая
культура

3 балла
Проявляет устойчивый
интерес к театральному
искусству и
театрализованной
деятельности. Знает правила
поведения в театре

2балла
Интересуется
театральной
деятельностью

1балл
Не проявляет интереса
к театральной
деятельности. Знает
правила поведения в
театре

Называет различные виды
театра, знает их различия,
может охарактеризовать
театральные профессии
Понимает главную идею
литературного
произведения, поясняет свое
высказывание
Дает подробные словесные
характеристики главных и
второстепенных героев

Использует свои
знания в
театрализованной
деятельности
Понимает главную
идею литературного
произведения

Затрудняется назвать
различные виды театра

Дает словесные
характеристики
главных и
второстепенных
героев
Творчески интерпретирует
Выделяет и может
единицы сюжета на основе
охарактеризовать
литературного произведения единицы сюжета
Умеет пересказывать
В пересказе
произведение от разных
использует средства
лиц, используя языковые и
языковой
интонационно-образные
выразительности
средства выразительности
(эпитеты, сравнения,
речи
образные
выражения)
Эмоционально- Творчески применяет в
Владеет знаниями о
образное
спектаклях и инсценировках различных
развитие
знания о различных
эмоциональных
эмоциональных состояниях состояниях и может
и характере героев,
продемонстрировать,
использует различные
используя мимику,
средства воспитателя
жест, позу,
движение, требуется
помощь
выразительности
Музыкальное
Импровизирует под музыку
Передает в
развитие
разного характера, создавая
свободных
выразительные
пластических
пластические образы
движениях характер
14

Понимает содержание
произведения
Различает главных и
второстепенных героев

Затрудняется выделить
единицы сюжета
Пересказывает
произведение с
помощью педагога

Различает
эмоциональные
состояния и их
характеристики, но
затруднятся их
продемонстрировать
средствами мимики,
жеста, движения
Затрудняется в
создании пластических
образов в соответствии
с характером музыки

Основы
коллективной
творческой
деятельности

музыки
Проявляет
Проявляет
инициативу,согласованность инициативу и
действий с партнерами,
согласованность
творческую активность на
действий с
всех этапах работы над
партнерами в
спектаклем
планировании
коллективной
деятельности

Не проявляет
инициативы, пассивен
на всех этапах работы
над спектаклем

Диагностическая карта для детей 3-4 лет (1 год обучения)

умеют выполнять движения,
передающие характер изображаемых
животных

могут самостоятельно выполнять
танцевальные движения под плясовые
мелодии

РАЗВИТИЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ

способны
выразительно
и
эмоционально передавать игровые и
сказочные образы

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ
УМЕНИЙ

умеют применять в спектаклях
инсценировках полученные знания о
различных
эмоциональных
состояниях и характере героев,
используют
различные
средства
выразительности речи
проявляют умение взаимодействовать
и ладить со сверстниками в
непродолжительных инсценировках
или драматизациях
пересказывают
содержание
произведения с опорой на рисунки в
книге
могут исполнить небольшую роль в
инсценировках или драматизациях
при помощи взрослого

Фамилия,
имя
ребенка

сформированы
способности
анализировать героев сказок, делать
простейшие обобщения

РАЗВИТИЕ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 4-5 лет
(2 год обучения)
Высокий уровень: 3 балла
Средний уровень: 2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Параметры
Основы
театральной
культуры

3 балла
Проявляет устойчивый
интерес к театральному
искусству и
театрализованной
деятельности. Знает правила
поведения в театре

2балла
Интересуется
театральной
деятельностью

1балл
Не проявляет
интереса к
театральной
деятельности. Знает
правила поведения в
театре

Называет различные виды
театра, знает их различия,

Использует свои
знания в

Затрудняется
назвать различные

15

Речевая
культура

Эмоциональнообразное
развитие

Музыкальное
развитие

Основы
коллективной
творческой
деятельности

может охарактеризовать
театральные профессии
Понимает главную идею
литературного
произведения, поясняет свое
высказывание
Дает подробные словесные
характеристики главных и
второстепенных героев

театрализованной
деятельности
Понимает главную
идею литературного
произведения

Дает словесные
характеристики
главных и
второстепенных
героев
Творчески интерпретирует
Выделяет и может
единицы сюжета на основе
охарактеризовать
литературного произведения единицы сюжета
Умеет пересказывать
В пересказе
произведение от разных
использует средства
лиц, используя языковые и
языковой
интонационно-образные
выразительности
средства выразительности
(эпитеты, сравнения,
речи
образные выражения)
Творчески применяет в
Владеет знаниями о
спектаклях и инсценировках различных
знания о различных
эмоциональных
эмоциональных состояниях состояниях и может
и характере героев,
продемонстрировать,
использует различные
используя мимику,
средства воспитателя
жест, позу, движение,
требуется помощь
выразительности
Импровизирует под музыку Передает в свободных
разного характера, создавая
пластических
выразительные
движениях характер
пластические образы
музыки

виды театра
Понимает
содержание
произведения
Различает главных и
второстепенных
героев

Затрудняется
выделить единицы
сюжета
Пересказывает
произведение с
помощью педагога

Различает
эмоциональные
состояния и их
характеристики, но
затруднятся их
продемонстрировать
средствами мимики,
жеста, движения

Затрудняется в
создании
пластических
образов в
соответствии с
характером музыки
Проявляет
Проявляет инициативу Не проявляет
инициативу,согласованность и согласованность
инициативы,
действий с партнерами,
действий с партнерами пассивен на всех
творческую активность на
в планировании
этапах работы над
всех этапах работы над
коллективной
спектаклем
спектаклем
деятельности

16

Диагностическая карта для детей 4-5 лет (2 год обучения)

Выполняют движения,
отвечающие характеру музыки

Умеют выполнять
танцевальные движения

РАЗВИТИЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ

Выполняют
упражнения,
демонстрируя выразительность,
грациозность,
пластичность
движений

Могут
назвать
любимую
сказку, прочитать наизусть
любимое
стихотворение,
считалку

РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВЫХ
УМЕНИЙ

Понимают
и
употребляют
слова-антонимы, умеют
образовывать новые слова

Могут
описать
предмет,
картину, составить рассказ по
картинке, пересказать отрывок
из сказки

Фамилия,
имя
ребенка

Умеют взаимодействовать и
ладить со сверстниками ,
проявляют
инициативу
и
предлагают новые роли
Понимают и употребляют в
своей
речи
слова,
обозначающие эмоциональное
состояние

РАЗВИТИЕ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 5-6 лет (3 год
обучения)
Высокий уровень: 3 балла
Средний уровень: 2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Параметры
Основы
театральной
культуры

Речевая культура

3 балла
Проявляет устойчивый
интерес к театральному
искусству и
театрализованной
деятельности. Знает правила
поведения в театре

2балла
Интересуется
театральной
деятельностью

1балл
Не проявляет
интереса к
театральной
деятельности. Знает
правила поведения в
театре

Называет различные виды
театра, знает их различия,
может охарактеризовать
театральные профессии
Понимает главную идею
литературного
произведения, поясняет свое
высказывание
Дает подробные словесные
характеристики главных и
второстепенных героев

Использует свои
знания в
театрализованной
деятельности
Понимает главную
идею литературного
произведения

Затрудняется
назвать различные
виды театра

Дает словесные
характеристики
главных и
второстепенных
героев
Творчески интерпретирует
Выделяет и может
единицы сюжета на основе
охарактеризовать
литературного произведения единицы сюжета
17

Понимает
содержание
произведения
Различает главных и
второстепенных
героев

Затрудняется
выделить единицы
сюжета

Умеет пересказывать
произведение от разных
лиц, используя языковые и
интонационно-образные
средства выразительности
речи
Эмоциональнообразное
развитие

Творчески применяет в
спектаклях и инсценировках
знания о различных
эмоциональных состояниях
и характере героев,
использует различные
средства воспитателя

Музыкальное
развитие

Импровизирует под музыку
разного характера, создавая
выразительные
пластические образы

Основы
коллективной
творческой
деятельности

Проявляет
инициативу,согласованность
действий с партнерами,
творческую активность на
всех этапах работы над
спектаклем

В пересказе
использует средства
языковой
выразительности
(эпитеты, сравнения,
образные
выражения)
Владеет знаниями о
различных
эмоциональных
состояниях и может
продемонстрировать,
используя мимику,
жест, позу,
движение, требуется
помощь
выразительности
Передает в
свободных
пластических
движениях характер
музыки
Проявляет
инициативу и
согласованность
действий с
партнерами в
планировании
коллективной
деятельности

Пересказывает
произведение с
помощью педагога

Различает
эмоциональные
состояния и их
характеристики, но
затруднятся их
продемонстрировать
средствами мимики,
жеста, движения
Затрудняется в
создании
пластических
образов в
соответствии с
характером музыки
Не проявляет
инициативы,
пассивен на всех
этапах работы над
спектаклем

Диагностическая карта для детей 5-6 лет (3 год обучения)

18

Усеют устанавливать
последовательность различных
событий

Инсценируют игровые песни,
придумывают варианты
образных движений в играх,
хороводах

РАЗВИТИЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ

Ориентируются в окружающем
пространстве, понимают смысл
пространственных отношений

В беседе о просмотренном
спектакле умеют высказывать
свою точку зрения

Могут
самостоятельно
придумать небольшую сказку,
историю на заданную тему

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ
УМЕНИЙ

Придерживаются в процессе
игры намеченного замысла,
оставляя
место
для
импровизации
Проявляют умение работать
коллективно, договариваются
со сверстниками

Фамилия,
имя
ребенка

Эмоционально
тонко
чувствуют
переживания
близких
взрослых,
детей,
персонажей сказок и историй

РАЗВИТИЕ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей 6-7 лет
(4 год обучения)
Высокий уровень: 3 балла
Средний уровень: 2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Параметры
Основы
театральной
культуры

Речевая
культура

3 балла
Проявляет устойчивый
интерес к театральному
искусству и
театрализованной
деятельности. Знает
правила поведения в
театре

2балла
Интересуется
театральной
деятельностью

1балл
Не проявляет интереса к
театральной деятельности.
Знает правила поведения в
театре

Называет различные
виды театра, знает их
различия, может
охарактеризовать
театральные профессии
Понимает главную идею
литературного
произведения, поясняет
свое высказывание
Дает подробные
словесные
характеристики главных
и второстепенных героев

Использует свои
знания в
театрализованной
деятельности

Затрудняется назвать
различные виды театра

Понимает главную
идею литературного
произведения

Понимает содержание
произведения

Дает словесные
характеристики
главных и
второстепенных
героев
Выделяет и может
охарактеризовать
единицы сюжета

Различает главных и
второстепенных героев

В пересказе
использует средства
языковой
выразительности
(эпитеты, сравнения,
образные выражения)
Владеет знаниями о
различных
эмоциональных
состояниях и может
продемонстрировать,
используя мимику,
жест, позу, движение,
требуется помощь
выразительности
Передает в свободных
пластических

Пересказывает
произведение с помощью
педагога

Творчески
интерпретирует единицы
сюжета на основе
литературного
произведения
Умеет пересказывать
произведение от разных
лиц, используя языковые
и интонационнообразные средства
выразительности речи
Эмоционально- Творчески применяет в
образное
спектаклях и
развитие
инсценировках знания о
различных
эмоциональных
состояниях и характере
героев, использует
различные средства
воспитателя
Музыкальное
Импровизирует под
развитие
музыку разного

19

Затрудняется выделить
единицы сюжета

Различает эмоциональные
состояния и их
характеристики, но
затруднятся их
продемонстрировать
средствами мимики,
жеста, движения
Затрудняется в создании
пластических образов в

Основы
коллективной
творческой
деятельности

характера, создавая
выразительные
пластические образы
Проявляет инициативу,
согласованность
действий с партнерами,
творческую активность
на всех этапах работы
над спектаклем

движениях характер
музыки
Проявляет
инициативу и
согласованность
действий с
партнерами в
планировании
коллективной
деятельности

соответствии с характером
музыки
Не проявляет инициативы,
пассивен на всех этапах
работы над спектаклем

Диагностическая карта для детей 6-7 лет (4 год обучения)

Передает несложный
музыкальный ритмический
рисунок

РАЗВИТИЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ

Умеет выразительно и
ритмично двигаться в
соответствии с разным
характером музыки,
музыкальными образами

Инсценирует игровые песни

Различает жанры литературных
произведений

РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВЫХ
УМЕНИЙ

Сопереживает
персонажам
сказок, историй, рассказов

Пересказывает и драматизирует
небольшие
литературные
произведения

Владеет навыками театральной
культуры: знает театральные
профессии, правила поведения
в театре

Фамилия
имя
ребенка

Самостоятельно
отбирает,
придумывает
разнообразные
сюжеты игр

РАЗВИТИЕ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ

7. Календарно-тематическое планирование в соответствии с годами обучения по
программе.
7.1. Первый год обучения (Младший возраст, 3-4 года)
Цель: Развитие у детей интереса к театральному искусству.
Задачи:
Обучающие:
- формировать способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения;
- учить применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных
эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства
выразительности речи;
- учить пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с
использованием настольного или магнитного театров, отвечать на вопросы воспитателя;
- учить исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого.
Развивающие:
- развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
20

- развивать мелкую моторику, координацию в пространстве.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в подгруппе, соблюдая правила
- воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу, учить складывать материал на
место после занятий.
Учебно-тематический план театрализованной деятельности к программе
«Театральная мозаика» с детьми 3-4 лет (1 год обучения)
№
п/п

Наименование разделов и тем

Общее
кол-во
часов

Форма
контроля

1

Театральная игра: игры-стихи, игры –
пантомимы, игры на имитации
движений

4

Наблюдение
с фиксацией
результатов

2

Основы театральной культуры

3

В том числе
теор.
часы

практ.
часы

1

3

3

1

2

Культура и техника речи

4

1

3

4

Художественная литература

2

2

-

5

Ритмопластика, этюды

3

-

3

6

Работа над спектаклем

5

-

5

7

Коммуникативные игры

1

-

1

8

Физкультминутки, динамические
паузы

2

-

2

9

Релаксация

1

-

1

10

Электронные средства обучения

2

2

-

11

Артикуляционная, дыхательная,
пальчиковая гимнастика

1

-

1

12

Развлечения, спектакль

6

-

6

13

Диагностика

2

1

1

Всего часов:

36

8

28

Календарно-тематическое планирование на первом году обучения (младшем дошкольном
возрасте) составлено по месяцам с сентября по май включительно, в каждом месяце
запланирована одна тема, таким образом, учебный материал каждой темы осваивается детьми в
течение одного учебного месяца.
21

Календарно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для
детей от 3 до 4 лет (1 год обучения)
месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Для деда, для бабы
Курочка- Ряба яичко
снесла золотое
Забыла девочка
котенка покормить,
не мог он
вспомнить, как
покушать попросить

Ходит осень по
дорожкам (по сказке
«Теремок»)
Про котенка,
который забыл, как
надо
просить есть

Быстро времечко
пройдет, и
Цыпленок подрастет

Мы водили хоровод

Сентябрь

Давайте
познакомимся

Ох, уж этот театр!

Октябрь

Прогулка по
лесу

Мы играем и поем

Ноябрь

«Уронили
Курица с
мишку на пол» цыплятами
по
стихотворениям
А. Барто

Декабрь

Заюшкина
избушка (театр
конусной
игрушки)

Ох, трудна работа – Возьмем Мишку на
выгнать лису
прогулку

Пришел Мишка с
прогулки

Январь

Потеряли
котятки по
дороге
перчатки

Отыскали
перчатки, вот
спасибо, котятки!

Встали детки в
кружок –
закружились как
снежок

Как собака друга
искала

Февраль

Собачке
грустно. Ей не
спится, с кем
собачке
подружиться

Без друзей нам не
прожить ни за что
на свете

В гости к сказке
(Колобок)

«Колобок на новый
лад» по мотивам
русской народной
сказки

Март

Весна пришла!

В гости пальчики
пришли

Воробей и кот

Хитрый воробышек
обманул кота

В гостях у
дедушки
Корнея
В гостях у
бабушки

Два веселых гуся

Жили – были два
гуся

Солнышко
пригревает

Ладушки-ладошки

Пчелки-детки,
полетели!

К нам гости пришли!

Апрель
Май

7.2. Второй год обучения (Средний возраст, 4-5 лет)
Цель: Продолжать развивать у детей интерес к театральному искусству.
Задачи:
Обучающие:
22

- развивать способности эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок,
которые готовятся к постановке; понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие
эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый),
эстетические характеристики (нарядный, красивый);
- учить проявлять инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в
театрализованных играх;
- учить самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
- формировать простейшие представления о театральных профессиях и могут о них рассказать;
- учить драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки;
- учить выполнять упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность
движений; танцевальные движения при этом, продолжая имитировать характерные движения
персонажей из театрализуемого произведения.
Развивающие:
- развивать внимание, речь, языковую память, наглядно-образное мышление;
- развивать мелкую моторику, координацию в пространстве, на листе бумаги.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в подгруппе, соблюдая правила, выполнять совместные
действия;
- воспитывать навыки языкового общения со сверстниками, взаимодействуя со сверстниками,
проявлять инициативу и предлагать новые роли или действия, обогащающие сюжет;
- воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу, учить складывать материал на
место после занятий.
Учебно-тематический план театрализованной деятельности к программе
«Театральная мозаика» с детьми 4-5 лет (2 год обучения)
№
п/п

Наименование разделов и тем

Общее
кол-во
часов

Форма
контроля

1

Театральная игра: игры-стихи,
игры – пантомимы, игры на
имитации движений

4

Наблюдение
с фиксацией
результатов

2

Основы театральной культуры

3

В том числе
теор.
часы

практ.
часы

1

3

3

1

2

Культура и техника речи

4

1

3

4

Художественная литература

2

2

-

5

Ритмопластика, этюды

3

-

3

6

Работа над спектаклем

5

-

5

7

Коммуникативные игры

1

-

1

23

8

Физкультминутки, динамические
паузы

2

-

2

9

Релаксация

1

-

1

10

Электронные средства обучения

2

2

-

11

Артикуляционная, дыхательная,
пальчиковая гимнастика

1

-

1

12

Развлечения, спектакль

6

-

6

13

Диагностика

2

1

1

Всего часов:

36

8

28

Календарно-тематическое планирование на втором году обучения (среднем дошкольном
возрасте), так же, как и на предыдущем году обучения, составлено по месяцам с сентября по
май включительно, в каждом месяце запланирована одна тема, таким образом, учебный
материал каждой темы осваивается детьми в течение одного учебного месяца.
В среднем дошкольном возрасте изучаемые темы дублируются, изучаемый материал
«наслаивается» на уже пройденный в младшем возрасте, дополняется содержание,
используемые методы и приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
Календарно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для
детей 4-5 лет (2 год обучения)
Месяц
1 неделя
Сентябрь Изменю себя друзья,
догадайтесь кто же я

2 неделя
Пойми меня. Язык
жестов

3 неделя
Игровые
упражнения

4 неделя
Игры с бабушкой
Забавушкой

Колобок

Колобок, колобок –
румяный бок

Октябрь

Музыка осени

Присказка

Ноябрь

Колобок не тот, а
другой
Поможем Красной
Шапочке

Речь и движения

В гости сказка к
нам пришла
Речевые фантазии и Болтливая утка
фантазии движений

Красная шапочка

Январь

Кукушка

Кукушка

В гостях у козлят

Февраль

Волк и семеро
козлят

Волк и семеро
козлят на новый
лад

Вежливые слова

Путешествие по
сказке «Волк и
семеро козлят»
Терем-теремтеремок

Март

Стоит в поле
теремок

Дайте срок,
построим теремок

Ох, красивый
теремок, очень,
очень он высок

Декабрь

24

Звери в гостях у
Снегурочки

Показ сказки
«Теремок»
родителям своей
группы

Апрель

У меня зазвонил…

Телефон

Май

Кто сказал мяу?

Дождик льет, льет,
а грибочек все
растет

Только «мяу» где Не вы ли «мяусыскать?
мяу» говорили?
Вот так грибПо следам сказок
великан, всем
хватило место там

7.3. Третий год обучения (Старший возраст, 5-6 лет)
Цель: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к театральной
деятельности, как средству общения и обмена информацией.
Задачи:
Обучающие:
- учить использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры
(кино, литература, экскурсии и др.);
- развивать навык эмоционально тонко чувствовать переживания близких взрослых, детей,
персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных
спектаклей;
- учить сопровождать игровое взаимодействие речью, соответствующей и по содержанию, и
интонационно взятой роли;
- учить понимать образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности
и оформление постановки;
- формировать навыки театральной культуры: знакомить с театральными профессиями,
правилами поведения в театре;
- учить различать жанры литературных произведений.
Развивающие:
- развивать восприятие, внимание, память, воображение, интуитивное и логическое мышление;
- развивать творческие способности дошкольников;
- развивать умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше
(сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет
завтра;
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к драматизации;
- воспитывать культуру общения друг с другом; умение работать коллективно, договариваться
со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять;
- воспитывать умение решать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения,
решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать,
объяснять;
- воспитывать чувство толерантности, уважения друг к другу.
Учебно-тематический план театрализованной деятельности к программе
«Театральная мозаика» с детьми 5-6 лет (3 год обучения)
№
п/п

Наименование разделов и тем

Общее
кол-во
часов
25

Форма
контроля

В том числе
теор.
часы

практ.
часы

1

Театральная игра: игры-стихи, игры –
пантомимы, игры на имитации
движений

4

2

Основы театральной культуры

3

Наблюдение
с фиксацией
результатов

1

3

3

1

2

Культура и техника речи

4

1

3

4

Художественная литература

2

2

-

5

Ритмопластика, этюды

3

-

3

6

Работа над спектаклем

5

-

5

7

Коммуникативные игры

1

-

1

8

Физкультминутки, динамические паузы

2

-

2

9

Релаксация

1

-

1

10

Электронные средства обучения

2

2

-

11

Артикуляционная, дыхательная,
пальчиковая гимнастика

1

-

1

12

Развлечения, спектакль

6

-

6

13

Диагностика

2

1

1

Всего часов:

36

8

28

Календарно-тематическое планирование на третьем году обучения так же, как и на
предыдущем году обучения, составлено по месяцам с сентября по май включительно, в каждом
месяце запланирована одна тема, таким образом, учебный материал каждой темы осваивается
детьми в течение одного учебного месяца.
В старшем дошкольном возрасте изучаемые темы дублируются, изучаемый материал
«наслаивается» на уже пройденный в среднем возрасте, дополняется содержание, используемые
методы и приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
Календарно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для
детей 5-6 лет (3 год обучения)
месяц
1 неделя
Что
такое театр?
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Какие бывают
театры?
Театр Петрушки

2 неделя
Театральные
профессии
Мы в театре

3 неделя
Учимся быть
артистами
Мир театра

Деревянные и
тряпичные куклы

Волшебная
корзинка

26

4 неделя
Веселые истории
Встреча с Феей
Театра
Театральная
афиша

Декабрь

Репетиция

«Сорока-Белобока»
Т.Кирсановой

Сочини сказку

Новогодние
игрушки

Январь
Февраль

Коза и волк
Страшный волк

Болтливая утка
Дом для поросенка
– крепость

Три поросенка
Расскажи стихи
руками

Март

Весенняя сказка

Апрель

Наше настроение

Снегурочка с
подружками
Вот какие чудеса!

Волк и лиса
Кукольный
спектакль «Три
поросенка»
Гори, гори ясно
Весна

Играем сказку

Май

Театр куколмарионеток

«Мы любим
сказки». Итоговая
викторина с
участием
родителей

Итоговое занятие
«В мире театра»

7.4.

Путешествие по
сказкам Корнея
Чуковского

Снегурочка

Четвертый год обучения (Подготовительный возраст, 6 -7-8 лет)

Цель: формирование у детей навыков драматизации и развитие устойчивого интереса к
дальнейшему участию в театрализованной деятельности, как средству общения и обмена
информацией.
Задачи:
Обучающие:
- учить придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для
импровизации, находить новую трактовку роли и исполнять ее;
- учить понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности
и оформление постановки;
- формировать навыки театральной культуры: знакомить с театральными профессиями,
правилами поведения в театре;
- учить работать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры»,
«костюмеры», «оформители» и т. д.);
Развивающие:
- развитие восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, интуитивного и логического
мышления;
- развитие творческих способностей дошкольников;
- развивать навыки театральной культуры.
Воспитательные:
- воспитание у детей устойчивого интереса к участию в театральной деятельности;
- воспитание культуры общения друг с другом; умение решать конфликты, связанные с
субординацией ролевого поведения, решать спорные вопросы и улаживать конфликты
- воспитание чувства толерантности, уважения к различным культурам и традициям
Учебно-тематический план театрализованной деятельности к программе
«Театральная мозаика» с детьми 6-7 лет (4 год обучения)
№

Наименование разделов и тем

Общее

27

Форма

В том числе

п/п

кол-во
часов

контроля

теор.
часы

практ.
часы

Наблюдение с
фиксацией
результатов

1

3

1

Театральная игра: игры-стихи, игры
– пантомимы, игры на имитации
движений

4

2

Основы театральной культуры

3

1

2

3

Культура и техника речи

4

1

3

4

Художественная литература

2

2

-

5

Ритмопластика, этюды

3

-

3

6

Работа над спектаклем

5

-

5

7

Коммуникативные игры

1

-

1

8

Физкультминутки, динамические
паузы

2

-

2

9

Релаксация

1

-

1

10

Электронные средства обучения

2

2

-

11

Артикуляционная, дыхательная,
пальчиковая гимнастика

1

-

1

12

Развлечения, спектакль

6

-

6

13

Диагностика

2

1

1

Всего часов:

36

8

28

Календарно-тематическое планирование на четвертом году обучения так же, как и на
предыдущем году обучения, составлено по месяцам с сентября по май включительно, в каждом
месяце запланирована одна тема, таким образом, учебный материал каждой темы осваивается
детьми в течение одного учебного месяца.
В подготовительном к школе возрасте изучаемые темы дублируются, изучаемый материал
«наслаивается» на уже пройденный в старшем возрасте, дополняется содержание,
используемые методы и приемы, вносится новый дополнительный учебный материал.
Календарно – тематический план проведения по театрализованной деятельности для
детей 6-7 лет (4 год обучения)
Месяц
1 неделя
Сентябрь Здравствуй,
театр!

2 неделя
3 неделя
Кто работает в
Как вести себя
театре. «Закулисье» театре

28

4 неделя
Театр варежек,
здравствуй!

Октябрь

Мимика

Ноябрь

Сила голоса

Импровизация

«Игрушка для
театрального
уголка своими
руками». Конкурс
Демонстрация
театра на фланели
Мимика и жесты
Конусный
настольный театр

Театр теней

Театр на руке

Рисуем театр
(конкурс рисунков
«В театре»).
Знакомство с
куклами бибабо

Зимнее царство

Январь

Слух и чувство
ритма

Театральные игры

Знакомство со
штоковым театром

Февраль

Путешествие в
волшебный мир
театра. Театр
марионеток

Театр деревянных
фигурок,
резиновых игрушек

Знакомство с
кукламиговорунчиками
Магнитный театр.
Театр кукол-оригами

Март

Театр масок

Сказки А.С.
Пушкина

Апрель

Настоящие друзья Беседа о дружбе и
друзьях по
рассказам
В.Осеевой

От игры — до
спектакля

Май

«В мире театра».
Театрализованная
викторина
совместно с
родителями

Экскурсия в
кукольный театр

Декабрь

Страна
«Театралия»
Театр на пальце

Театральные
фантазии. КВН

Путешествие в
страну сказок

29

Фантастическое
путешествие.
Спортивнотеатрализованный
праздник
КВН по
театрализованной
деятельности для
родителей
Водяная – Су Анасы

Театральный
калейдоскоп

8. Список литературы
1.

Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям/В.Н.Белкина,
Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2001.–
256с.

2.

Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под
ред.А.А. Грибовской– М:ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

3.

Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников:методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений/ Т.Н. Доронова. – М.Просвещение, 2006. – 192с.

4.

Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В.Дубровская. – С.-Пб. : «Детство Пресс»,
2004. – 128с.

5.

Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам/ Т.Н. Караманенко, Ю.Г.
Караманенко.-Москва «Просвещение», 2002 г.

6.

Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и
школьноговозраста/О.А. Куревина.- М., 2003.

7.

Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого,
образованного,самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активнотворческого/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова.- М.,2003.

8.

Ледяйкина, Е.Г., Топникова, Л.А. Праздники для современных малышей/Е.Г. Ледяйкина
Е.Г., Л.А. Топникова. - Ярославль, 2002.

9.

Маханева, М.Д.Театральные занятия в детском саду/ М.Д. Маханева.-Москва, Творческий
центр «Сфера»,2003г.

10.

Мирясова, В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных/ В.И. Мирясова.
- М., 2000.

11.

Михайлова, М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы/ М.А.
Михайлова.- Ярославль, 2002.

12.

Петрова, Т.Н., Сергеева, Е.А., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду/ Т.Н.
Петрова, Е.А. Сергеева, Е.С. Петрова. - М., 2000.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».