Mym1u1maJTbHOe aBTOHOMHOe .L(OWKOJTbHOe o6pa30BaTeJTbHOe y'ipe)K,Uem,e ):J:eTCKHH Ca,ll,
o6ruepa3BHBaJO[Uero BH.L(a c npHOpHTeTHblM ocyrueCTBJTeHHeM ;:i:e~TeJTbHOCTH
no IT03HaBaTeJTbHO-peqeBOMY pa3BHTH10 BOCITHTaHHHKOB
.N°Q 131
•.
~-,:::..:::...
o\lA;\CBc,a~
.:o:11,11of' '.I;~"
,.-. ex.,
EP)K)],AIO
PacCMOTpeHa Ha 3ace;:i:aHHH
OY N~ 131
ne,ll,arorw-1ecKoro coseTa
TTpoTOKOJI
OT
.A. BoRK06a
.N°Q 1
02.09.2024
30.08.2024
"?-.°'.......i-''
·,,. ,.., ,·". ...~~ ..H3IcyJILT)'pHo-cnopTHBHOH HanpaBJieHHOCTU
«3oop06bl Upe6e1tOIO>
BoJpacT 06yqa10m,uxcst: 3-7(8)
CpoK peaJinJau,uu: 4 2oda
YposeHb nporpaMMbI: cmapmoeb1u
Pa3pa60T'9:IIK nporpaMMbI:
ne0a202 OOnOll1-tUmellbH020 o6pa306aHLI.R
Ponzux ElleHa PoMaHoeHa
r. EKaTeplrn6ypr, 2024 r.
2
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы .................................... 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ........................................................................ 6
1.3. Планируемые результаты освоения программы .................................... 7
1.4. Учебно-тематический план ..................................................................... 8
1.5. Содержание учебно-тематического плана ............................................ 11
2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................... 16
2.1. Календарный учебный график .............................................................. 16
2.2. Формы аттестации/контроля ................................................................. 17
2.3. Оценочные материалы ........................................................................... 17
2.4. Методическое обеспечение программы ............................................... 19
2.5. Условия реализации программы ........................................................... 20
2.6. Воспитательный компонент .................................................................. 21
3. Список литературы ................................................................................... 21
3
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Здоровый ребенок» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП
2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации МАДОУ детского сада № 131;
Положение о реализации образовательных программ с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
МАДОУ детский сад № 131.
Направленность (профиль): физкультурно-спортивная
Актуальность программы:
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки
правильных привычек и формирования основ здорового образа жизни, которые
в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и
сохранения
здоровья
приведут
к
положительным
результатам.
Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное,
развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы
взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на
достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе
образования, воспитания и обучения.
Действие физических упражнений тесно связано с физиологическими
свойствами мышц. Физические упражнения стимулируют физиологические
процессы в организме через нервный и гуморальный механизмы. Мышечная
деятельность повышает тонус центральной нервной системы, изменяет
функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания
по механизму моторно-висцеральных рефлексов. усиливаются воздействия на
мышцу сердца, сосудистую систему. Физические упражнения обеспечивают
более совершенную легочную вентиляцию.
Физические упражнения осуществляются с одновременным участием и
4
психической и физической сферы человека.
Физические упражнения формируют новый динамический стереотип, что
способствует уменьшению или исчезновению патологических проявлений,
например, таких как нарушений осанки и плоскостопие.
Отличительные особенности программы заключаются в самой
структуре программы, в ее содержательной части, в организационнопедагогической основе обучения: групповая форма работы в сочетании с
индивидуальным подходом; обучение, развитие и воспитание на основе
современных
педагогических
технологий
личностно-ориентированной
направленности; методов, форм, приемов, способствующих наибольшей
заинтересованности детей в этом виде деятельности, а так же более полному
раскрытию их творческого потенциала и формированию стремления к
саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию.
Новизна программы состоит в специфике ее содержания,
образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные
особенности детей, их возможности и потребности.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей в возрасте 3-7(8).
Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Дети 3-4 лет:
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью
физического и психического развития.
В этом возрасте очень высока
потребность в движении (двигательная активность составляет не менее
половины времени бодрствования). Развивается моторная координация.
Младшие дошкольники осваивают основные движения. Начинают развиваться
физические качества: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость.
Происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности
ребёнка, в отношениях с окружающими взрослыми и сверстниками. Дети
начинают осваивать гендерные роли, проявляют интерес, внимание, заботу, по
отношению к детям другого пола. В интеллектуальной сфере накапливается
определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов,
явлениях окружающей действительности, о самом себе. Преобладающей
формой мышления становится наглядно-образное.
Дети 4-5 лет:
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития
организма ребёнка. Происходят заметные изменения в физическом развитии
детей. Развиваются ловкость и координация движений. Дети могут удерживать
равновесии, движения становятся более совершенными. Дети овладевают
различными способами взаимодействия с другими людьми. Лучше
ориентируются в человеческих отношениях. Имеют представления о специфике
поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских
качествах. На этом этапе особое значение приобретает совместная игра,
подвижные игры. Активно развивается интеллектуальная сфера. Ведущим
становится познавательный мотив, который проявляется в многочисленных
вопросах, стремление получит от взрослых новую информацию
5
познавательного характера. Характерна высокая мыслительная активность и
любознательность.
Дети 5-6 лет:
Растущие
возможности
детей
обуславливают
увеличение
физиологической нагрузки на организм в процессе различных форм работы.
Увеличиваются объём и интенсивность общеразвивающих упражнений.
Активно формируется осанка детей, развивается выносливость и силовые
качества. Дети способны выполнять соответствующие возрасту гигиенические
процедуры, имеют навыки опрятности, представления о здоровом образе
жизни. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают
создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный
характер отношений, выбирают собственную линию поведения. Происходят
изменения в представлениях о себе: имеют дифференцированное представление
о своей гендерной принадлежности, в соответствии с этим оценивают свои
поступки.
Дети 6-7(8) лет:
В этом возрасте у детей значительно быстрее происходит формирование
двигательных навыков. Совершенствуются ходьба и бег. Дети овладевают
прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с
места. У детей расширяется представление о самом себе, своих физических
возможностях. Дошкольники в полной мере владеют навыками личной
гигиены. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что
проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою
позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в
реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения,
соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности
характерными для людей разного пола. Старшие дошкольники начинают
проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Некоторые особенности дошкольного возраста, которые учитываются
при разработке программа:
• Не окончательно сформированные двигательные навыки. Долгое сидение или
стояние на ногах, неправильная поза, а также мебель не по возрасту ребёнка
неблагоприятно отражаются на формировании скелета и часто приводят к
нарушению осанки.
• Гибкость костно-суставного аппарата и эластичность мышц. Физиологические
изгибы неустойчивы, а кости и суставы легко подвергаются деформации под
влиянием неблагоприятных воздействий.
• Недостаточно развитые мелкие мышцы (пальцев, кистей, стоп) в сравнении с
крупной мускулатурой. Из-за этого детям легче даются движения всей рукой, а
не её мелкими мышечными группами.
• Преобладание брюшного типа дыхания. При выполнении упражнений следует
обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха.
• Совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы.
6
К трём годам у ребёнка бывает обычно достаточно развита способность к
анализу
и
синтезу
воздействий
окружающей
среды.
Чтобы детям было интересно, занятия организуются в весёлой игровой форме.
Уровень освоения программы: стартовый
Наполняемость группы: 5-15 человек
Объем программы: 144 часа
Срок освоения программы: 4 года
Режим занятий: 2 раза в неделю в каждой возрастной группе
Форма реализации: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Форма(ы) обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используются в основном групповая форма
организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных
случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся
в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся,
являющихся основным составом объединения. Состав группы является
постоянным.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: содействие сохранению и укреплению здоровья,
всестороннему развитию личности дошкольника.
Задачи программы:
Образовательные:
Укрепление здоровья:
способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного
аппарата;
формировать правильную осанку;
содействовать профилактике плоскостопия;
содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов
дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем
организма.
Развивающие:
Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, перцептивную
чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
развивать крупную и мелкую моторику;
развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную
активность, расширять кругозор;
Воспитательные:
формировать навыки самостоятельного выражения движения;
воспитывать умения эмоционального выражения, закрепощенности и
творчества в движениях;
развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и
трудолюбия.
7
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Предметные образовательные результаты:
знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими
упражнениями;
могут хорошо ориентироваться в зале при проведении подвижных игр;
умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений,
двигательные задания по креативной корригирующей гимнастике;
обладают силовой и общей выносливостью мышц туловища;
имеют развитые координационные способности;
обладают способностью и потребностью самостоятельно заниматься
упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и
физического совершенствования.
Метапредметные результаты:
умеют планировать, контролировать и оценивать собственные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умеют определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
умеют действовать по заданному алгоритму или образцу;
умеют оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами;
умеют адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;
умеют выделять и объяснять причинно-следственные связи.
Личностные результаты:
положительно относятся к занятиям двигательной (физкультурной)
деятельностью;
обладает необходимыми знаниями о здоровьесбережении, а также умеет
использовать их для удовлетворения индивидуальных интересов и
потребностей;
владеет знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития, физической подготовленности;
способен управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий;
умеет планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха;
владеет красивой (правильной) осанкой, умеет её длительно сохранять
при
разнообразных
формах
движения
и
передвижений;
хорошее телосложение, желание поддержать его в рамках принятых норм
и представлений посредством занятий.
8
1.4.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ Название раздела,
п/п
тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
«Медведь, заяц и
волк»
4
1
3
2
«Лиса и зайцы».
4
1
3
3
«Медведь и
пчелы».
4
1
3
4
«Найди
гнездышко».
4
1
3
5
«Нам не страшен
серый волк».
4
1
3
6
«Лошадки».
4
1
3
7
«У медведя во
бору».
4
1
3
8
«Огуречик огуречик».
4
1
3
9
«Солнечные
зайчики и тучка».
4
1
3
Итого
36
9
27
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
2-й год обучения
№ Название раздела,
п/п
тема
1
«Мы веселые
ребята».
Количество часов
Всего
Теория
Практика
4
1
3
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
с фиксацией
результатов
9
2
«Ловишки».
4
1
3
3
«Хвостики».
4
1
3
4
«Два Мороза».
4
1
3
5
«Подковка».
4
1
3
6
«Ручейки и озера».
4
1
3
7
«Водяной».
4
1
3
8
«Волк во рву».
4
1
3
9
«Хитрая Лиса».
4
1
3
Итого
36
9
27
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
3-й год обучения
№ Название раздела,
п/п
тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
«Клей».
4
1
3
2
«Пень, елка, сноп».
4
1
3
3
«Тихо - громко».
4
1
3
4
«Ракета».
4
1
3
5
«Ловишки со
4
1
3
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
10
стеной».
6
«Ловишки с
ленточками».
4
1
3
7
«Собери мячи
ногами».
4
1
3
8
«Хоп».
4
1
3
9
«Охотники и утки.
4
1
3
Итого
36
9
27
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
4-й год обучения
№ Название раздела,
п/п
тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
«Охотники за
приведениями».
4
1
3
2
«Положи мешочек,
но не на пол».
4
1
3
3
«Липкие пеньки».
4
1
3
4
«Неболейка.
4
1
3
5
«Быстро - возьми».
4
1
3
6
«Мышеловка».
4
1
3
7
«Флажки».
4
1
3
8
«Мороз».
4
1
3
Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Наблюдение
с фиксацией
11
9
«Ловишки с
мячом».
4
1
3
Итого
36
9
27
1.5.
результатов
Наблюдение
с фиксацией
результатов
Содержание учебно-тематического плана
1-й год обучения
Месяц
Тема
занятия
Сентябрь «Медведь,
заяц и волк»
Октябрь
«Лиса
зайцы».
и
Ноябрь
«Медведь
пчелы».
и
Декабрь
«Найди
гнездышко».
Январь
«Нам
не
страшен
серый волк».
Февраль
«Лошадки».
Март
«У медведя
во бору».
Апрель
«Огуречик
огуречик».
-
Кол Виды деятельности
во
4
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении
стоя,
подвижная
игра
«Медведь, заяц и волк».
4
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении сидя, подвижная игра «Лиса и
зайцы».
4
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении стоя и сидя, подвижная игра
«Медведь и пчелы».
4
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении
лежа
на
спине
и
животе,
подвижная
игра
«Найди
гнездышко».
4
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении стоя и стоя на четвереньках,
подвижная игра «Нам не страшен серый
волк».
4
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с
гимнастическими палками, подвижная игра
«Лошадки».
4
Занятия фитбол – гимнастика. Дать
представления о форме и физических
свойствах фитбола. Подвижная игра «У
медведя во бору».
4
Занятия фитбол – гимнастика.
Совершенствовать качество выполнения
12
Май
упражнений в равновесии. Подвижная игра
«Огуречик - огуречик».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ лежа
и стоя на четвереньках, подвижная игра по
желанию
детей.
Подвижная
игра
«Солнечные зайчики и тучка».
«Солнечные
зайчики
и
тучка».
4
Всего часов
36
2-й год обучения
№
Тема
п/п
занятия
Сентябрь «Мы веселые
ребята».
Кол во
4
Октябрь
«Ловишки».
4
Ноябрь
«Хвостики».
4
Декабрь
«Два
Мороза».
4
Январь
«Подковка».
4
Февраль
«Ручейки
озера».
Март
«Водяной».
Апрель
«Волк
и
4
4
во
4
Виды деятельности
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении стоя, подвижная игра «Мы
веселые ребята».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении сидя, подвижная игра
«Ловишки».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении стоя и сидя, подвижная игра
«Хвостики».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении
лежа
на
спине
и
животе, подвижная игра «Два Мороза».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении стоя и стоя на четвереньках,
подвижная игра «Подковка».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с
гимнастическими палками, подвижная
игра «Ручейки и озера».
Занятия фитбол – гимнастика. Научить
сохранению правильной осанки при
выполнении упражнений для рук и ног в
сочетании с покачиваниями на фитболе.
Подвижная игра «Водяной».
Упражнения дыхательной гимнастики,
13
рву».
Май
«Хитрая
Лиса».
4
Всего часов
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ
лежа и стоя на четвереньках, подвижная
игра по желанию детей. Подвижная игра
«Волк во рву».
Проверка
состояния
физического
здоровья дошкольным медицинским
работником детского сада.
Контрольные испытания: наклон вперед
из положения сидя на полу, челночный
бег, прыжок в длину с места. Подвижная
игра «Хитрая Лиса».
36
3-й год обучения
№
Тема
п/п
занятия
Сентябрь «Клей».
Кол во
4
Октябрь
«Пень,
сноп».
елка,
4
Ноябрь
«Тихо
громко».
-
4
Декабрь
«Ракета».
4
Январь
«Ловишки со
стеной».
4
Февраль
«Ловишки с
ленточками».
4
Виды деятельности
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении стоя, подвижная игра
«Клей».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении
лежа
на
спине
и
животе, подвижная игра «Пень, елка,
сноп».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении стоя и стоя на четвереньках,
подвижная игра «Тихо - громко».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с
гимнастическими палками, подвижная
игра «Ракета».
Занятия фитбол – гимнастика. Дать
представления о форме и физических
свойствах фитбола. Подвижная игра
«Ловишки со стеной».
Занятия фитбол – гимнастика. Научить
сохранению правильной осанки при
выполнении упражнений для рук и ног
в сочетании с покачиваниями на
фитболе. Подвижная игра «Ловишки с
14
Март
«Собери мячи
ногами».
4
Апрель
«Хоп».
4
Май
«Охотники и
утки.
4
Всего часов
36
ленточками».
Занятия фитбол – гимнастика. Научить
выполнению
комплекса
ОРУ
с
испольнием фитбола в едином для всей
группы
темпе.
Рекомендуемые
упражнения:
комплексы
ОРУ
в
соответствии
с
возрастными
требованиями
к
занимающимся.
Подвижная игра «Собери мячи ногами».
Занятия фитбол – гимнастика.
Совершенствовать
качество
выполнения упражнений в равновесии.
Подвижная игра «Хоп».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ
лежа и стоя на четвереньках, подвижная
игра по желанию детей. Подвижная
игра «Охотники и утки.
4-й год обучения
№
Тема занятия Кол Виды деятельности
п/п
во
Сентябрь «Охотники за
4
Упражнения дыхательной гимнастики,
приведениями».
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении сидя, подвижная игра
«Охотники за приведениями».
Октябрь «Положи
4
Упражнения дыхательной гимнастики,
мешочек, но не
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
на пол».
положении стоя и сидя, подвижная игра
«Положи мешочек, но не на пол».
Ноябрь
«Липкие
4
Упражнения дыхательной гимнастики,
пеньки».
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ в
положении стоя и стоя на четвереньках,
подвижная игра «Липкие пеньки».
Декабрь «Неболейка.
4
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ с
гимнастическими палками, подвижная
игра «Неболейка.
Январь
«Быстро
4
Занятия фитбол – гимнастика. Дать
возьми».
представления о форме и физических
свойствах фитбола. Подвижная игра
15
Февраль
«Мышеловка».
4
Март
«Флажки».
4
Апрель
«Мороз».
4
Май
«Ловишки
мячом».
Всего часов
с
4
36
«Быстро - возьми».
Занятия фитбол – гимнастика. Научить
сохранению правильной осанки при
выполнении упражнений для рук и ног в
сочетании с покачиваниями на фитболе.
Подвижная игра «Мышеловка».
Занятия фитбол – гимнастика. Научить
выполнению
комплекса
ОРУ
с
испольнием фитбола в едином для всей
группы
темпе.
Рекомендуемые
упражнения:
комплексы
ОРУ
в
соответствии
с
возрастными
требованиями
к
занимающимся.
Подвижная игра «Флажки».
Занятия фитбол – гимнастика.
Совершенствовать качество выполнения
упражнений в равновесии. Подвижная
игра «Мороз».
Упражнения дыхательной гимнастики,
ОРУ для профил. плоскостопия, ОРУ
лежа и стоя на четвереньках, подвижная
игра по желанию детей. Подвижная игра
«Ловишки с мячом».
16
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
Год обучения
Дата начала
обучения
1-год обучения
Календарный учебный график
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
15 сентября
Дата
окончания
обучения
31 мая
72
Количество
учебных
часов
144
2-год обучения
15 сентября
31 мая
36
72
144
3-год обучения
15 сентября
31 мая
36
72
144
4-год обучения
15 сентября
31 мая
36
72
144
Режим
занятий
2 занятия
2 часа в
неделю
2 занятия
2 часа в
неделю
2 занятия
2 часа в
неделю
2 занятия
2 часа в
неделю
17
2.2. Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и
метапредметных результатов: наблюдение, сдача нормативов
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных
качеств: наблюдение, беседа, опросы, анкетирование,
Особенности организации аттестации/контроля:
Перед зачислением ребенка на обучение по образовательной программе
проводится входная диагностика, позволяющая определить исходный уровень
развития компетенций ребенка, необходимых для обучения по программе. В
соответствии с входной диагностикой дошкольнику рекомендуется тот или
иной уровень освоения программы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится с целью
контроля уровня развития обучающихся и проверки результативности обучения
посредством диагностического инструментария.
2.3. Оценочные материалы
Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы:
- наблюдение с фиксацией результатов;
- фронтальные и индивидуальные вопросы;
- сдача нормативов;
- проведение открытых занятий для родителей.
Критерии оценки педагогической диагностики детей
Контроль уровня освоения воспитанниками программы проводится по
результатам диагностики 2 раза в год. Также для подведения результатов
работы проводятся в середине и конце учебного года открытые занятия и
мероприятия для родителей.
Педагогическая диагностика уровня освоения воспитанниками Программы
основывается на следующих показателях:
итог
Творческие
проявления
Эмоциональност
ь
Игровая
деятельность
Основные виды
движений
Гибкость тела
Координация,
ловкость
движений
Ф.И. ребенка
Педагогическая диагностика
уровня освоения учащимися программы «Здоровый ребенок»
18
Характеристика знаний и умений по программе
Координация, ловкость движений – точность движений, координация
рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития
координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону
левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и
согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после
повторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.
Основные движения – способность правильно выполнять основные виды
движений: бег, ходьба, лазание, подлезание, прыжки. (Наблюдение)
3 балла – все виды движений выполняются правильно и качественно.
2 балла – движения выполняются не в полном объеме, ребенок не старается.
1 балл – движения выполняются не верно.
Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей
гибкости корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра,
ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между
ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как
можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми.
Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в
которую ребенок упирался пальцами. 3см и меньше – низкий уровень (1 балл),
4-7см – средний уровень (2 балла), 8-11см – высокий уровень (3 балла).
Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение,
лѐжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол),
одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до
макушки.
3 балла – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
2 балла – средняя подвижность позвоночника.
1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
Игровая деятельность – участие ребенка в различных игровых
упражнениях, играх разного характера, инициатива в игре. (Наблюдение)
3 балла – активное участие в игровой деятельности, выражение игровых
образов в игре, соблюдение последовательности игровых действий
.
2 балла – в игру вступает неохотно, малоактивен, не является инициатором
игровых действий, игровые действия соблюдаются не всегда.
1 балла – в игровой деятельности не участвует, игровые упражнения выполняет
не в полном объеме, не соблюдает игровых действий.
19
Творческие проявления - умение импровизировать на основе освоенных
на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные
упражнения.
Игра «Морская фигура». Детям предлагается изобразить самостоятельно
фигуру(необычное упражнение), либо предлагаемое упражнение: ромашку,
пчелку, солнечный зайчик и т.п.
3 балла - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения,
подбирать пластический образ.
2 балла - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные
движения.
1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой импровизации.
Уровни развития ребенка:
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) - ребенок активно выполняет все
предложенные задания, отзывчив, эмоционален. У него высокая двигательная
активность, хорошая координация движений, устойчивый интерес и
потребность в движении.
Второй уровень (средний 10-14 баллов) ребенок эпизодически
принимает участие в занятии, реакции неоднозначны. Этому уровню
свойственна слабая творческая активность ребенка, движения его довольно
простые, исполняет лишь однотипные движения. В образно - игровых
движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение
упражнений на координацию после повторного показа движений.
Третий уровень (низкий 6-9 баллов) - ребенок совсем не принимает
участие в занятии, не отзывчив, реакции отвлеченные, повторяет несложные
упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, малоподвижные,
наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий. Мимика
бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в
творческой игровой импровизации. Упражнения на гибкость вызывают
затруднения.
2.4. Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
Методологической основой дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Здоровый ребенок» является программа
«Зеленый огонек здоровья», автор Картушина М.Ю. –М: «Сфера», 2007
Методики и технологии:
Статические. Направлены на напряжение мышц в процессе удержания
тела в конкретном положении для развития выносливости, укрепления
мышечного корсета.
Динамические. Связаны с движением.
Расслабляющие. Для снятия мышечного напряжения.
Упражнения, направленные на мышцы отдельных частей тела. Например,
живота, шеи, спины, рук, ног.
20
Дыхательные. Для предупреждения застоя в лёгких и нормализации
дыхания.
Корригирующие. Чтобы укрепить позвоночник и исправить осанку
Краткое описание работы с методическими материалами:
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму,
облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений, повышает
эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения
и творческих способностей ребенка.
2.5. Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 5-15 человек и
отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся;
шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых
прототипов проекта;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные
определители животных и растений, научная и справочная литература,
наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.
Материально-техническое обеспечение программы:
№ п/п
Наименование
цифровое пианино
1
2
музыкальный центр
3
комплект компакт-дисков с музыкальными
произведениями
4
ковровое покрытие
5
индивидуальные коврики
6
мультимедийный проектор
7
экран
8
большие мячи с держателями
9
мягкие модули
10
ортопедические коврики
11
ребристая доска
12
тактильные коврики
13
гимнастические палки
14
мячи резиновые средние
15
мячи массажные малые
Количество
1 шт
1 шт
1 комплект
1 шт
15 шт.
1 шт
1 шт
15 шт
1 комплект
5 шт
1 шт
5 шт
15 шт
15 шт
15 шт
21
Кадровое обеспечение программы:
Для реализации программы требуется педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
2.6. Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы
Формирование
ценности
здорового
образа
жизни,
культуры
межличностного общения.
Задачи воспитательной работы
воспитывать волевые качества, стремление выполнять поставленные
задачи;
знакомить с нормами поведения и социальными правилами в разных
видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
учить соблюдать правила безопасности при занятиях физическими
упражнениями с предметами и без предметов;
воспитывать навыки личной гигиены;
Приоритетные
направления
воспитательной
деятельности:
нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей,
здоровьесбережение.
Формы воспитательной работы: беседа, дискуссия, подвижная игра,
Методы воспитательной работы: рассказ, беседа, дискуссия, пример,
упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра,
поощрение, наблюдение, тестирование,
Планируемые результаты воспитательной работы
ребенок способен к волевым усилиям, обладает целеустремленностью,
выполняет поставленную задачу;
может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных
видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
владеет этикой культуры общения в коллективе;
может соблюдать правила личной гигиены;
знает правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с
предметами и без предметов.
3. Список литературы
1.
2.
3.
4.
для педагога:
Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом. – М: «Гном и Д»,
2003. – 56 с.
Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие
двигательные программы для детей 5-6 лет. – М: ВЛАДОС, 2001. – 333 с.
Бекина С.И., Ломова Т.П, Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М:
Просвещение, 1981. – 157 с.
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М:
22
«Мозаика-синтез», 2005. – 112 с.
5. Бочкарева О.И. Стстема работы по формированию здорового образа жизни. –
Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. 96 с.
6. Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для
дошкольников. – М: Скрипторий, 2006. – 104 с.
7. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М:
Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
8. Иванова Т.В. Система работы по формированию здорового образа жизни. –
Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
9. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления
дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
10. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Лечебная физкультура и массаж. Методики
оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Практическое пособие. – М: АРКТИ, 2007. – 104 с.
11. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М: ВАКО,
2010. – 175 с.
12. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М: Сфера,
2007. – 112 с.
13. Крашенинникова Н.Б., Макарова И.А. Педагогическая технология
социально-эмоционального развития дошкольников средствами музыки:
учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: «Белый цвет», 2014. –
202 с.
14. Подольская Е.И.Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших
дошкольников. – М: «Скрипторий», 2009. – 80 с.
15. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М:
Просвещение, 1991. – 222 с.
16. Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! Спб: Детство-пресс, 2005.
- 47
с.
17. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие
двигательные программы для детей 5-6 лет. – М: ВЛАДОС, 2001. – 333 с.
18. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный
подход. – М: СФЕРА, 2007. – 144 с.
19. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М:
АЙРИС ПРЕСС, 2008. – 112 с.
для обучающихся:
1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом. – М: «Гном и Д»,
2003. – 56 с.
2. Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для
дошкольников. – М: Скрипторий, 2006. – 104 с.
3. Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! Спб: Детство-пресс, 2005.
- 47
с.
для родителей (законных представителей):
1. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Лечебная физкультура и массаж. Методики
оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Практическое пособие. – М: АРКТИ, 2007. – 104 с.
23
2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М: ВАКО,
2010. – 175 с.
3. Подольская Е.И.Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших
дошкольников. – М: «Скрипторий», 2009. – 80 с.Щетинин М.Н.
Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М: АЙРИС ПРЕСС,
2008. – 112 с.