MyttHU,HnaJJbHOe aBTOHOMHOe ,1.1,OWKOJlhHOe o6pa30BaTeJibHOe y'ipe)l(JleH1-1e ,neTCKHM ca.n
o6m epa.3BHBa101Uero BHJJ.a c n pwopHTeTHbIM ocym.eCTsnem-teM ,1.1,e5:tTenbHOCTH
no TTO3HaBaTeJibHO-peYeBOMY pa3BHTIDO BOCITHTaHHHKOB
.N'!! 131
P)l()].AfO
PaCCMOTpetta Ha 3ace,1.1,aHHH
Y N2 131
n e,n.arornqecKoro cosern
TipOTOKOJI
. Bo11Koea
OT
2.09.2024
N!! I
30.08.2024
,[(OOOJIHIITEJibHMI 06IJJ;E06PA30BATEJlbHMI
06llJ.EPA3BHBAIOIJJ;MI nPOrPAMMA
xy.LJ;o~eCTBeHHOH HanpaBJieHHOCTH
«Xopeozpa)uR»
BoJpacT o6yqaiorn.nxcH: 3-7(8) Rem
CpoK peaJIH38UHH: 4 zooa
YpoeenL nporpaMMLI: c mapmoebiu
Pa3pa60T4.MKrrporpaMMhI:
Ileda202 oonOJIHUmeJlbH020 o6pa30(JQHWI,
An.eKcaHdpoea O!lb2a HuKOJlaeeHa
r. EKaTep1rn6ypr, 2024 r.
2
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы .................................... 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ........................................................................ 6
1.3. Планируемые результаты освоения программы .................................... 7
1.4. Учебно-тематический план ..................................................................... 8
1.5. Содержание учебно-тематического планаError! Bookmark not defined.
2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................... 18
2.1. Календарный учебный график .............................................................. 18
2.2. Формы аттестации/контроля ................................................................. 19
2.3. Оценочные материалы ........................................................................... 19
2.4. Методическое обеспечение программы ............................................... 19
2.5. Условия реализации программы ........................................................... 20
2.6. Воспитательный компонент .................................................................. 21
3. Список литературы ................................................................................... 21
3
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Хореография» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП
2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации МАДОУ детского сада № 131;
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МАДОУ
детского сада № 131;
Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового
контроля освоения обучающимися образовательных программ, промежуточной
и итоговой аттестации обучающихся в МАДОУ детский сад № 131;
Положение о реализации образовательных программ с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
МАДОУ детский сад № 131.
Направленность (профиль): художественная
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольный период
закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и
физического развития ребёнка, формируется его личность. Одной из важнейших
задач учебно-воспитательного процесса являются: художественно-эстетическое
и культурное развитие детей, приобщение к миру танца, знакомство с
различными направлениями. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки
развивает и внутренне обогащает, прививает умение через танец выражать
различные состояния мысли, чувства человека, его взаимоотношения с
окружающим миром. Кроме того, в этот период дети интенсивно растут и
4
развиваются, движения становятся их потребностью, поэтому физическое
воспитание особенно важно в этот возрастной период. Движение в ритме и
темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних
органов, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате
которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки,
уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего
укрепления организма и физического развития ребёнка.
Отличительные особенности программы заключаются в самой
структуре программы, в ее содержательной части, в организационнопедагогической основе обучения: групповая форма работы в сочетании с
индивидуальным подходом; обучение, развитие и воспитание на основе
современных
педагогических
технологий
личностно-ориентированной
направленности; методов, форм, приемов, способствующих наибольшей
заинтересованности детей в этом виде деятельности, а так же более полному
раскрытию их творческого потенциала и формированию стремления к
саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию.
Новизна программы такова, что она дает возможность развивать у детей
не только танцевальные навыки, но и музыкально-сценические способности.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 37(8) лет.
Возрастные особенности обучающихся:
Дети 3-4 лет:
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью
физического и психического развития.
В этом возрасте очень высока потребность в движении (двигательная
активность составляет не менее половины времени бодрствования). Развивается
моторная координация. Младшие дошкольники осваивают основные движения.
Начинают развиваться физические качества: скорость, сила, координация,
гибкость, выносливость.
Происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности
ребёнка, в отношениях с окружающими взрослыми и сверстниками. Дети
начинают осваивать гендерные роли, проявляют интерес, внимание, заботу, по
отношению к детям другого пола.
В интеллектуальной сфере накапливается определённый запас представлений
о
разнообразных
свойствах
предметов,
явлениях
окружающей
действительности, о самом себе. Преобладающей формой мышления становится
наглядно-образное.
На данном возрастном этапе дети овладевают грамматическим строем речи,
5
высказываются в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях.
Значительно увеличивается запас слов. Дети начинают использовать в речи
сложные предложения.
Дети 4-5 лет:
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития
организма ребёнка.
Происходят заметные изменения в физическом развитии детей. Развиваются
ловкость и координация движений. Дети могут удерживать равновесии,
движения становятся более совершенными.
Дети овладевают различными способами взаимодействия с другими людьми.
Лучше ориентируются в человеческих отношениях. Имеют представления о
специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и
мужских качествах. На этом этапе особое значение приобретает совместная игра,
подвижные игры. Активно развивается интеллектуальная сфера. Ведущим
становится познавательный мотив, который проявляется в многочисленных
вопросах, стремление получит от взрослых новую информацию познавательного
характера. Характерна высокая мыслительная активность и любознательность.
Дети 5-6 лет:
Растущие возможности детей обуславливают увеличение физиологической
нагрузки на организм в процессе различных форм работы. Увеличиваются объём
и интенсивность общеразвивающих упражнений. Активно формируется осанка
детей, развивается выносливость и силовые качества. Дети способны выполнять
соответствующие возрасту гигиенические процедуры, имеют навыки
опрятности,
представления
о
здоровом
образе
жизни.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают
создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный
характер отношений, выбирают собственную линию поведения. Происходят
изменения в представлениях о себе: имеют дифференцированное представление
о своей гендерной принадлежности, в соответствии с этим оценивают свои
поступки.
Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и
потребностей; расширяются знания о предметах и явлениях. Формируется
способность к практическому и умственному экспериментированию,
обобщению и установлению причинно-следственных связей. Возрастает
способность
ориентироваться
в
пространстве.
Совершенствуется
грамматический строй речи. Свободно используются средства интонационной
выразительности. Словарь активно пополняется.
6
Дети 6-7(8) лет:
В этом возрасте у детей значительно быстрее происходит формирование
двигательных навыков. Совершенствуются ходьба и бег. Дети овладевают
прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места.
У детей расширяется представление о самом себе, своих физических
возможностях. Дошкольники в полной мере владеют навыками личной гигиены.
Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что
проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою
позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в
реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения,
соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности
характерными для людей разного пола. Старшие дошкольники начинают
проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый
словарь, точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при
описании предметов. Речь становится подлинным средством общения.
Уровень освоения программы: базовый
Наполняемость группы: 5-15 человек
Объем программы: 144 часа
Срок освоения программы: 4 года
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу с одной группой
Форма реализации: индивидуальная, подгрупповая, групповая
Форма(ы) обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используются в основном групповая форма
организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных
случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в
соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся,
являющихся основным составом объединения. Состав группы является
постоянным.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Содействие всестороннему развитию личности
дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать ключевые понятия о выразительных средствах танца;
- научить детей двигаться в характере и темпе музыки;
- обучить различным видам движения;
- расширять музыкального кругозор;
- дать возможность выразить собственное восприятие музыки через образы
7
Развивающие:
- развить пластику, выразительность движений;
- развить координацию движений;
- развить гибкость, координацию;
- развить и укрепить опорно-двигательный аппарат;
- развить чувство ритма;
- развивать чувствительностью к музыке и желание двигаться;
Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность, умение работать в коллективе;
- привить нормы этики и культуры общения в коллективе;
- привитие любви, уважения, танцевальному искусству;
- прививать любовь и желание к активному образу жизни;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- организация досуга детей и подростков.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Предметные образовательные результаты:
- обладать ключевые понятиями о выразительных средствах танца;
- уметь двигаться в характере и темпе музыки;
- знать и обладать различными видами движений;
- обладать расширенным музыкальным кругозором;
- уметь выразить собственное восприятие музыки через образы.
Метапредметные результаты:
- обладать пластикой, выразительностью движений;
- обладать координацией движений;
- обладать гибкостью, координацией;
- обладать развитым опорно-двигательным аппаратом;
- обладать чувством ритма;
- проявление чувствительности к музыке и проявление желания двигаться.
Личностные результаты:
- проявление целеустремленности, умения работать в коллективе;
- проявление этики и культуры общения в коллективе;
- проявление любви, уважения, к танцевальному искусству;
- проявление желания к активному образу жизни;
- психологическое раскрепощение ребенка на занятиях;
- проведение досуга детей и подростков на данных занятиях.
8
1.4.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№
п/п
Количество часов
Название раздела, тема
Всего
Теория
Формы
аттестации /
Практика
контроля
Беседа, игра
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Азбука музыкального
движения
Развитие пластики тела
4
1
3
5
1
4
4.
Танцевально- ритмическая
гимнастика
6
1
5
5.
9
2
7
6.
Танцевальная окраска
композиций репертуара
Сценический тренаж
7
1
6
7.
Открытое занятие
2
1
1
8.
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
36
8
28
3.
Внешний
контроль
Внешний
контроль
Внешний
контроль.
Наблюдение.
Наблюдение,
внешний контроль
Наблюдение
Внешний
контроль
Концертное
выступление,
исполнение
движений в
вокальных
номерах,
демонстрация
выученного
материала.
2-й год обучения
№
п/п
Количество часов
Название раздела, тема
Всего
Теория
Формы
аттестации /
Практика
контроля
Беседа, игра
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Развитие пластики тела
4
1
3
3.
Танцевально-ритмическая
гимнастика
Диско-танцы
5
1
4
6
1
5
4.
Внешний
контроль
Внешний
контроль
Внешний
контроль.
9
Наблюдение.
5.
Характерные танцы
9
2
7
6.
Сценический тренаж
8
1
7
7.
Открытое занятие
1
-
1
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
36
7
29
8.
Наблюдение,
внешний контроль
Наблюдение.
Внешний
контроль
Концертное
выступление,
исполнение
движений в
вокальных
номерах,
демонстрация
выученного
материала
3-й год обучения
№
п/п
Количество часов
Название раздела, тема
Всего
Теория
Формы
аттестации /
Практика
контроля
Беседа, игра
1.
Вводное занятие
1
1
2.
6
1
5
3.
Совершенствование
пластики тела
Артистизм в танце
5
1
4
4.
Вальс
5
-
5
Внешний
контроль.
Наблюдение.
5.
Диско
6
-
6
Наблюдение,
внешний контроль
6.
Игра как элемент,
развивающий
ассоциативное мышление
10
-
10
Наблюдение.
7.
Открытое занятие
1
-
1
8.
Итоговое занятие
2
-
2
Внешний
контроль
Концертное
выступление,
исполнение
движений в
Внешний
контроль
Внешний
контроль
10
вокальных
номерах,
демонстрация
выученного
материала.
Итого
36
3
33
4 год обучения
№
п/п
Количество часов
Название раздела, тема
Всего
Теория
Формы
аттестации /
Практика
контроля
Беседа, игра
1.
Вводное занятие
1
1
2.
6
1
5
3.
Совершенствование
пластики тела
Артистизм в танце
5
1
4
4.
Вальс
5
-
5
5.
Диско
6
-
6
6.
10
-
10
7.
Игра как элемент,
развивающий
ассоциативное мышление
Открытое занятие
2
-
2
8.
Итоговое занятие
1
-
1
Итого
36
3
33
Внешний
контроль
Внешний
контроль
Внешний
контроль.
Наблюдение.
Наблюдение,
внешний
контроль
Наблюдение.
Внешний
контроль
Концертное
выступление,
исполнение
движений в
вокальных
номерах,
демонстрация
выученного
материала.
11
1.5. Содержание учебно-тематического плана
1-й год обучения
№
1.
2.
Разделы, темы,
количество часов
Вводное занятие
Азбука музыкального
движения
3.
Развитие пластики тела
4.
Танцевально-ритмическая
гимнастика
Содержание
ТЕОРИЯ. Знакомство с обучающимися.
Введение в образовательную программу.
Техника безопасности. Культура поведения на
занятиях.
ПРАКТИКА. Разучивание приветствия поклон, построение по линиям, игра
«Знакомство».
ТЕОРИЯ. Беседа об основных понятиях :
музыкальный размер, направления движения.
Виды музыкальных размеров : 2/4, 3/4,
4/4.Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Различие танцев по характеру темпу, размеру:
вальс, полонез, полька. Беседа о жанре,
характере и музыкальновыразительных
средствах.
ПРАКТИКА. Прослушивание различных
мелодий, ритмов, хлопки под музыку, игра
«Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с
увеличением темпа: хлопки на сильную долю.
Музыкально- ритмические упражнения на
усвоение понятий:
«Темп», «Ритм», « Динамика», « Музыкальная
фраза», « Акцент». Использование
музыкального материала с ярко выраженным
ритмическим рисунком.
ТЕОРИЯ. Терминология, что такое «пластика»,
какие упражнения развивают пластичность,
основные понятия и принципы исполнения
движений.
ПРАКТИКА. Система специальных
упражнений на развитие основных навыков
движения под музыку. (Приложения1,2)
ТЕОРИЯ. Знакомство с основными группами
мышц: верхнего плечевого пояса, брюшного
пресса. Что такое осанка и для чего она нужна.
Названия основных видов шагов. Понятие
маленьких и больших, по разным
длительностям. Основные степени поворотов на
месте и в движении: целый поворот, половина,
поворот по четвертям.
ПРАКТИКА. Упражнения на развитие
основных навыков по данной теме.
12
5.
Танцевальная окраска
композиций репертуара
6.
Сценический тренаж
7.
Открытое занятие
8.
Итоговое занятие
Общеукрепляющие и развивающие упражнения
под музыку.
Танцевальные шаги: с носка, с подъема ноги, на
согнутых коленях на месте и с продвижением,
на полупальцах с прямыми коленями.
Постановка рук- подготовительная, первая,
вторая, третья позиции. Позиции ног: первая,
вторая , третья.
ТЕОРИЯ. Что такое «танцевальная окраска»,
какие движения к какой музыке подходят,
приведение примеров, показ.
ПРАКТИКА. Упражнения на движения вместе с
пением, подбор удобно исполняемых движений
под вокальное произведение с целью
комфортного вокального исполнения при танце.
Постановка движений под вокальные
произведения.
ТЕОРИЯ: Что такое «Эмоции», для чего они
нужны. Как передавать эмоции с помощью
движений телом, как выразить и показать
эмоцию в танце. Как себя вести на сцене во
время исполнения синтезированного номера –
вокал + танец.
ПРАКТИКА. Умение передать эмоции и
чувства исполняемого произведения не только
голосовыми данными и вокальным
исполнением, но и через танец, движение.
Умение правильно держать себя на сцене во
время исполнения номера, не теряться, не
отвлекаться от танца на вокал и наоборот, в
целях качественного исполнения всего номера.
Умение синтезировать вокал и танец.
Возможность выразить заданную эмоцию и
вызвать ее у зрителя.
ПРАКТИКА. Показ танцевальных номеров и
заданных миниатюр. Показ танцевальных
движений поставленных под вокальные
произведение.
ПРАКТИКА. Исполнение вокальных песен с
разученными хореографическими движениями.
13
2-й год обучения
№
1.
Разделы, темы,
количество часов
Вводное занятие
2.
Развитие пластики тела
3.
Танцевально- ритмическая
гимнастика
4.
Диско-танцы
5.
Характерные танцы
Содержание
ТЕОРИЯ. Знакомство с обучающимися.
Введение в образовательную программу.
Техника безопасности. Культура поведения на
занятиях.
ПРАКТИКА. Разучивание приветствия - поклон,
построение по линиям, игра «Знакомство».
ТЕОРИЯ. Терминология, что такое «пластика»,
какие упражнения развивают пластичность,
основные понятия и принципы исполнения
движений.
ПРАКТИКА. Система специальных
упражнений на развитие основных навыков
движения под музыку. (Приложения 1,2)
ТЕОРИЯ. Знакомство с основными группами
мышц: верхнего плечевого пояса, брюшного
пресса. Что такое осанка и для чего она нужна.
Названия основных видов шагов. Понятие
маленьких и больших, по разным длительностям.
Основные степени поворотов на месте и в
движении: целый поворот, половина, поворот по
четвертям.
ПРАКТИКА. Упражнения на развитие
основных навыков по данной теме.
Общеукрепляющие и развивающие упражнения
под музыку.
Танцевальные шаги: с носка, с подъема ноги,
на согнутых коленях на месте и с
продвижением, на полупальцах с прямыми
коленями.
Постановка рук- подготовительная, первая,
вторая, третья позиции.
ТЕОРИЯ. Разъяснение характера танца.
Движение рук. Диско – вариации. Какие
движения существуют. Что такое «диско» как
отдельный жанр. Характер танца. Произвольное
построение. Разбор движений.
ПРАКТИКА. Показ элементов движения,
повторение фигур, многократное повторение.
Соединение элементов диско в произвольные
цепочки. Повторение выученных отдельных
движений под счет.
ТЕОРИЯ: Разъяснение характера танца
«Кадриль». История танца. зъяснение характера
танца «Полька карнавальная»
14
6.
Сценический тренаж
7.
Открытое занятие
8.
Итоговое занятие
Основное движение польки с подскоком на
каждой ноге, вращения по отдельности и в
одном направлении. Расхождение на простых
шагах с хлопком в ладони и повторение.
ПРАКТИКА: Основное движение, движение
притоп, смена пар. Многократное повторение.
Разучивание элементов танца.
Повторение под счет и с музыкальным
сопровождением.
ТЕОРИЯ: Что такое «Эмоции», для чего они
нужны. Как передавать эмоции с помощью
движений телом, как выразить и показать
эмоцию в танце. Как себя вести на сцене во
время исполнения синтезированного номера –
вокал + танец.
ПРАКТИКА. Умение передать эмоции и
чувства исполняемого произведения не только
голосовыми данными и вокальным
исполнением, но и через танец, движение.
Умение правильно держать себя на сцене во
время исполнения номера, не теряться, не
отвлекаться от танца на вокал и наоборот, в
целях качественного исполнения всего номера.
Умение синтезировать вокал и танец.
Возможность выразить заданную эмоцию и
вызвать ее у зрителя.
ПРАКТИКА. Показ танцевальных номеров и
заданных миниатюр. Показ танцевальных
движений поставленных под вокальные
произведение.
ПРАКТИКА. Исполнение вокальных песен с
разученными хореографическими движениями.
3-й год обучения
№
1.
2.
Разделы, темы,
количество часов
Вводное занятие
Совершенствование
пластики тела.
Содержание
ТЕОРИЯ. Знакомство с обучающимися.
Введение в образовательную программу.
Техника безопасности. Культура поведения на
занятиях. ПРАКТИКА. Разучивание
приветствия - поклон, построение по линиям,
игра «Знакомство».
ТЕОРИЯ. Что такое «пластика», понятия о
линиях корпуса, основные принципы движения.
ПРАКТИКА. Упражнения на сознательное
управление своими мышцами, расслабление и
15
3.
Артистизм в танце.
4.
Вальс
5.
Диско
растягивание мышц ног, рук, каждого пальчика
на руке, на ноге.
ТЕОРИЯ: Что такое «Артистизм», как его
использовать и проявлять во время танца, как
подавать в хореографическом номере.
ПРАКТИКА: Упражнения на проявление
артистических способностей. Упражнения на
раскрепощение мимики и движений тела. Игры
на артистичность. Работа над артистизмом и
эмоциональной подачей в произведениях во
время танца.
ПРАКТИКА: Разучивание элементов «Вальса»,
хореографические элементы в парах. Включение
плавных движений Вальса в постановки
хореографии к вокальным произведениям.
ПРАКТИКА. Показ элементов движения,
повторение фигур, многократное повторение.
Разучивание диско – вариаций.
Соединение элементов диско в произвольные
цепочки. Повторение выученных отдельных
движений под счет.
ПРАКТИКА.
Упражнение «Подходящие ассоциации»;
Упражнение «Поиск недостающих ассоциаций»;
Упражнение «Необычные ассоциации».
Ассоциативные игры в движении:
1. Сходство (подобие)
2. Контраст (противоположность).
3. Причинно-следственные связи.
4. Обобщение
5. Подчинение.
6. Часть и целое.
7. Дополнение.
6.
Игра как элемент,
развивающий
ассоциативное мышление.
7.
Открытое занятие
ПРАКТИКА. Показ танцевальных номеров и
заданных миниатюр. Показ танцевальных
движений поставленных под вокальные
произведение.
8.
Итоговое занятие
ПРАКТИКА. Исполнение вокальных песен с
разученными хореографическими движениями.
16
4-й год обучения
№
1.
Разделы, темы,
количество часов
Вводное занятие
2.
Совершенствование
пластики тела.
3.
Артистизм в танце.
4.
Вальс
5.
Диско
6.
Игра как элемент,
развивающий
ассоциативное мышление.
Содержание
ТЕОРИЯ. Знакомство с обучающимися.
Введение в образовательную программу.
Техника безопасности. Культура поведения на
занятиях.
ПРАКТИКА. Разучивание приветствия поклон, построение по линиям, игра
«Знакомство».
ТЕОРИЯ. Что такое «пластика», понятия о
линиях корпуса, основные принципы движения.
ПРАКТИКА. Упражнения на сознательное
управление своими мышцами, расслабление и
растягивание мышц ног, рук, каждого пальчика
на руке, на ноге.
ТЕОРИЯ: Что такое «Артистизм», как его
использовать и проявлять во время танца, как
подавать в хореографическом номере.
ПРАКТИКА: Упражнения на проявление
артистических способностей. Упражнения на
раскрепощение мимики и движений тела. Игры
на артистичность. Работа над артистизмом и
эмоциональной подачей в произведениях во
время танца.
ПРАКТИКА: Разучивание элементов «Вальса»,
хореографические элементы в парах. Включение
плавных движений Вальса в постановки
хореографии к вокальным произведениям.
ПРАКТИКА. Показ элементов движения,
повторение фигур, многократное повторение.
Разучивание диско – вариаций.
Соединение элементов диско в произвольные
цепочки. Повторение выученных отдельных
движений под счет.
ПРАКТИКА.
Упражнение «Подходящие ассоциации»;
Упражнение «Поиск недостающих ассоциаций»;
Упражнение «Необычные ассоциации».
Ассоциативные игры в движении:
1. Сходство (подобие)
2. Контраст (противоположность).
3. Причинно-следственные связи.
4. Обобщение
5. Подчинение.
6. Часть и целое.
17
7.
Открытое занятие
8.
Итоговое занятие
7. Дополнение.
ПРАКТИКА. Показ танцевальных номеров и
заданных миниатюр. Показ танцевальных
движений поставленных под вокальные
произведение.
ПРАКТИКА. Исполнение вокальных песен с
разученными хореографическими движениями.
18
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
Год обучения
Дата начала
обучения
1-год обучения
Календарный учебный график
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
15 сентября
Дата
окончания
обучения
31 мая
72
Количество
учебных
часов
144
2-год обучения
15 сентября
31 мая
36
72
144
3-год обучения
15 сентября
31 мая
36
72
144
4-год обучения
15 сентября
31 мая
36
72
144
Режим
занятий
2 занятия
2 часа в
неделю
2 занятия
2 часа в
неделю
2 занятия
2 часа в
неделю
2 занятия
2 часа в
неделю
19
2.2. Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и
метапредметных результатов: фестиваль, конкурс, отчетный концерт.
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных
качеств: наблюдение, беседа,
Особенности организации аттестации/контроля:
Аттестация проводится, как правило, в форме открытого занятия с
приглашением родителей и представителей педагогического коллектива и
руководства организации.
Перед зачислением ребенка на обучение по образовательной программе
проводится входная диагностика, позволяющая определить исходный уровень
развития компетенций ребенка, необходимых для обучения по программе. В
соответствии с входной диагностикой дошкольнику рекомендуется тот или иной
уровень освоения программы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится с целью
контроля знаний обучающихся и проверки результативности обучения
посредством диагностического инструментария.
2.3. Оценочные материалы
Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы:
- наблюдение с фиксацией результатов;
- проведение праздников;
- участие в конкурсах и мероприятиях на различных уровнях;
- проведение открытых занятий для родителей.
2.4. Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
Методологической
основой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы является программа «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторы
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
Методики и технологии:
В программе используются традиционные и нетрадиционные методики и
технологии:
танцевально-ритмическая гимнастика (игроритмика, игрогимнастика и
игротанец);
нетрадиционные виды упражнений (игропластика, пальчиковая
гимнастика, музыкально-подвижные игры и игры-путешествия);
креативная гимнастика (музыкально-творческие игры и специальные
задания).
20
Краткое описание работы с методическими материалами:
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму,
облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений, повышает
эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и
творческих способностей ребенка.
2.5. Условия реализации программы
Для эффективной реализации программы необходимы определённые
условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 5-15 человек
и отвечающего правилам СанПин;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
Материально-техническое обеспечение программы:
№ п/п
Наименование
цифровое пианино
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
музыкальный центр
комплект компакт-дисков с музыкальными
произведениями
ковровое покрытие
индивидуальные коврики
мультимедийный проектор
экран
стул детский
мягкие модули
барабан
дудочка
игровые ложки
бубен
музыкальный колокольчик
Количество
1 шт
1 шт
10 шт
1 шт
1 шт
1 шт
15 шт
15 шт
15 шт
15 шт
15 шт
15 шт
Кадровое обеспечение программы:
Для реализации программы требуется педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
21
2.6. Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы:
Формирование у обучающихся эстетического восприятия, вкуса и чувства
гармонии.
Задачи воспитательной работы:
- воспитывать целеустремленность, умение работать в коллективе;
- привить нормы этики и культуры общения в коллективе;
- привитие любви, уважения, танцевальному искусству;
- прививать любовь и желание к активному образу жизни;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- организация досуга детей и подростков.
Приоритетные направления воспитательной деятельности:
здоровьесберегающее воспитание, культурологическое и эстетическое
воспитание.
Методы воспитательной работы: рассказ, беседа, упражнение,
приучение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, наблюдение,
Планируемые результаты воспитательной работы
- проявление целеустремленности, умения работать в коллективе;
- проявление этики и культуры общения в коллективе;
- проявление любви, уважения, к танцевальному искусству.
3. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
для педагога:
Безруких
М.М.
Здоровьеформирующее
физическое
развитие:
Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. – М: ВЛАДОС,
2001. – 333 с.
Бекина С.И., Ломова Т.П, Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М:
Просвещение, 1981. – 157 с.
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М:
«Мозаика-синтез», 2005. – 112 с.
Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для
дошкольников. – М: Скрипторий, 2006. – 104 с.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М:
Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
Иванова Т.В. Система работы по формированию здорового образа жизни.
– Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с Картушина М.Ю. Зеленый огонек
здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2007.
– 208 с.
Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Лечебная физкультура и массаж. Методики
оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста:
22
Практическое пособие. – М: АРКТИ, 2007. – 104 с.
8. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М: ВАКО,
2010. – 175 с.
9. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М: Сфера,
2007. – 112 с.
10. Крашенинникова Н.Б., Макарова И.А. Педагогическая технология
социально-эмоционального развития дошкольников средствами музыки:
учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: «Белый цвет», 2014. –
202 с.
11. Подольская Е.И.Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у
старших дошкольников. – М: «Скрипторий», 2009. – 80 с.
12. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М:
Просвещение, 1991. – 222 с.
13. Безруких
М.М.
Здоровьеформирующее
физическое
развитие:
Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. – М: ВЛАДОС,
2001. – 333 с.
14. Фирилева, Ж. Е., Сайкина, Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая
гимнастика для детей: Учеб.-метод. пособие для педагогов для
дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
352 с.
15. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный
подход.
–
М:
СФЕРА,
2007.
–
144
с.
Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М:
АЙРИС ПРЕСС, 2008. – 112 с.
для обучающихся:
1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом. – М: «Гном и Д»,
2003. – 56 с.
2. Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для
дошкольников. – М: Скрипторий, 2006. – 104 с.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М: ВАКО,
2010. – 175 с.
3. Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! Спб: Детство-пресс, 2005.
для родителей (законных представителей):
1. Бочкарева О.И. Система работы по формированию здорового образа
жизни. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. 96 с.
2. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Лечебная физкультура и массаж. Методики
оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Практическое пособие. – М: АРКТИ, 2007. – 104 с.
Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М:
АЙРИС ПРЕСС, 2008. – 112 с.