MymnUUiaJlbHOe aBTOHOMHOe ,ll.OWKOJibHOe o6pa30BaTeJlbHOe yy:pe)l(,Aemte
,n:eTCKHH ca.n: o6mepa3BHBaJOIIJ,ero BH,n:a C npHOpITTeTHbIM ocymeCTBJieHHeM .n:esi.TeJibHOCTH
no TI03HaBaTeJibHO-pe'-IeBOMY pa3B11THIO BOCTIHTaHHHKOB
.N2 131
PaccMo-rpetta Ha 3ace.n.aHHH
ne.n.aror11Y:eCKoro coaeTa
TTpOTOKOJI ,NQ
OT
1
30.08.2024 f.
~0110.JIHUTEJlhHMI Olill(EOEPA30BATEJlhHMI
OEW:EPA3BHBAIOII(MI IlPOrPAMMA
xy~oiKeCTBeHHOH uanpaBJieHHOCTH
«TeampaJlbHORJttoJauKa»
Bo1pacT o6yqaiom:uxcH: 3-7(8) Jlem
CpoK peaJiu1aQuu: 4 200a
Yposeub nporpaMMLI: cmapmoBblU
Pa3pa60Tl'.JHK nporpaMMhI:
IJeOG202 OOnOJlHUmeflbH020 o6pa30BGHUJ1,
BacWibeea A,'luca AHopeeeHa
r. EKaTep1-rn6ypr, 2024 r.
2
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы .................................... 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ........................................................................ 6
1.3. Планируемые результаты освоения программы .................................... 7
1.4. Учебно-тематический план ..................................................................... 8
1.5. Содержание учебно-тематического плана ............................................ 12
2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................... 16
2.1. Календарный учебный график .............................................................. 16
2.2. Формы аттестации/контроля ................................................................. 17
2.3. Оценочные материалы ........................................................................... 17
2.4. Методическое обеспечение программы ............................................... 17
2.5. Условия реализации программы ........................................................... 18
2.6. Воспитательный компонент .................................................................. 18
3. Список литературы ................................................................................... 19
3
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральная мозаика» разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП
2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации МАДОУ детского сада № 131;
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
образовательных программ в МАДОУ детского сада № 131;
Положение о порядке проведения входного, текущего контроля,
итогового контроля освоения обучающимися образовательных программ,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МАДОУ детского сада
№ 131;
Положение о реализации образовательных программ с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
МАДОУ детского сада № 131.
Направленность (профиль): художественная.
Актуальность программы:
Через знакомство и приобщение детей к театральному искусству
обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется
подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающеэстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз
многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому
занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой,
изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Программа «Театральная мозаика» учитывает эти особенности общения с
театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и
исполнительскую культуру.
4
Отличительные особенности программы:
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные
направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие
навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим
миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело
поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать
выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик
персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка,
совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог
с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно,
четко, понять, изъясняться. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно,
свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом, что способствует
реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению
и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя,
которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать
товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Новизна программы в том, что театральная деятельность помогает
создавать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить
фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности,
разрядиться эмоционально и физически. Игровая деятельность в театральном
кружке развлекает и воспитывает детей, учит сопереживать происходящему,
создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка и повышает его
уверенность в себе.
Адресат программы: Программа предназначена для обучения детей в
возрасте 3-7(8) лет.
Возрастные особенности детей:
Дети 3-4 лет.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью
физического и психического развития. Происходят существенные изменения в
характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими
взрослыми и сверстниками. Дети начинают осваивать гендерные роли,
проявляют интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола.
В интеллектуальной сфере накапливается определённый запас представлений о
разнообразных свойствах предметов -сенсорные эталоны формы, цвета,
величины; явлениях окружающей действительности, о самом себе.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок
оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству
(форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о
группах предметов (одежда, посуда, мебель). На данном возрастном этапе дети
овладевают грамматическим строем речи; увеличивается запас слов. Дети
начинают использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте очень
высока потребность в движении. Развивается моторная координация.
5
Дети 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития
организма ребёнка. Дети овладевают различными способами взаимодействия с
другими людьми. Лучше ориентируются в человеческих отношениях. Имеют
представления о специфике поведения в общении с другими людьми, об
отдельных женских и мужских качествах. На этом этапе особое значение
приобретает совместная игра. Активно развивается интеллектуальная сфера. У
детей появляется умение оперировать в уме представлениями о предметах,
обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между
предметами. Ведущим становится познавательный мотив, стремление получить
от взрослых новую информацию. Характерна высокая мыслительная
активность и любознательность. В этом возрасте произносят все звуки родного
языка. Продолжается процесс придумывания новых слов и выражений. Речь
становится более связной и последовательной. На пятом году жизни дети могут
пересказать небольшие литературные произведения, рассказать об игрушке,
картине, о некоторых событиях из личной жизни. Происходят заметные
изменения в физическом развитии детей. Развиваются ловкость и координация
движений.
Дети 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают
создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный
характер отношений, выбирают собственную линию поведения. Происходят
изменения в представлениях о себе: имеют дифференцированное представление
о своей гендерной принадлежности, в соответствии с этим оценивают свои
поступки. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и
потребностей; расширяются знания о предметах и явлениях. Формируется
способность к практическому и умственному экспериментированию,
обобщению и установлению причинно-следственных связей. Совершенствуется
грамматический строй речи. Свободно используются средства интонационной
выразительности. Словарь активно пополняется обобщающими словами,
синонимами
и
антонимами,
многозначными
словами.
Растущие возможности детей обуславливают увеличение физиологической
нагрузки на организм в процессе различных форм работы. Активно
формируется осанка детей, развивается выносливость и силовые качества.
Дети 6-7 лет
Переход в подготовительную группу связан с изменением
психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми
старшими в детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как
самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со
сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности.
Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Осознанно выполняют правила поведения, соответствующие гендерной роли,
владеют различными видами деятельности характерными для людей разного
6
пола. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему
школьному обучению. Происходит расширение представлений о признаках
предметов. Дети целенаправленно, последовательно обследуют внешние
особенности предметов. Для речевого развития детей седьмого года жизни
характерен богатый словарь, который продолжает развиваться за счёт
пассивной лексики. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей,
впечатлений, при описании предметов, пересказе. Происходит овладение
морфологической системой языка, чутко реагируют на грамматические
ошибки. В процессе диалога развёрнуто отвечают на вопросы, сами задают их.
Появляется речь-рассуждение. Речь становится подлинным средством общения.
В этом возрасте у детей значительно быстрее происходит формирование
двигательных навыков. У детей расширяется представление о самом себе,
своих физических возможностях.
Уровень освоения программы: стартовый
Наполняемость группы: 5-15 человек
Объем программы: 144 часа
Срок освоения программы: 4 года
Режим занятий: 2 раза в неделю в каждой возрастной группе
Форма реализации: индивидуальная, подгрупповая, групповая
Форма(ы) обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используются в основном групповая форма
организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных
случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся
в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся,
являющихся основным составом объединения. Состав группы является
постоянным.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создать условия для воспитания нравственных качеств
личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами
театральной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города
Екатеринбурга.
Развивающие:
- Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства
видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в
соответствии с их возрастными особенностями).
- Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории
мировой культуры.
7
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми
различных видов творчества по возрастным группам.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей художественный вкус.
- Формировать морально-этические нормы поведения.
- Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую
бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Предметные образовательные результаты:
- пересказывают и драматизирует небольшие литературные произведения;
- инсценируют игровые песни, придумывает варианты образных движений в
играх и хороводах;
- умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным
характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный
музыкальный ритмический рисунок.
Метапредметные результаты:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои
движения и управлять ими;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен
наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Личностные результаты:
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим
людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх; старается разрешать конфликты;
- сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
- владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии,
правила поведения в театре.
8
1.4.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Общее
кол-во
часов
Форма
контроля
1
Театральная игра: игры-стихи, игры –
пантомимы, игры на имитации
движений
4
2
Основы театральной культуры
3
В том числе
теор.
часы
практ.
часы
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
3
3
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
2
Культура и техника речи
4
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
3
4
Художественная литература
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
2
-
5
Ритмопластика, этюды
3
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
3
6
Работа над спектаклем
5
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
5
7
Коммуникативные игры
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
8
Физкультминутки, динамические паузы
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
2
9
Релаксация
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
10
Электронные средства обучения
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
2
-
11
Артикуляционная, дыхательная,
пальчиковая гимнастика
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
12
Развлечения, спектакль
6
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
6
9
13
Диагностика
2
Всего часов:
36
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
1
8
28
2-й год обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Общее
кол-во
часов
Форма
контроля
1
Театральная игра: игры-стихи, игры –
пантомимы, игры на имитации
движений
4
2
Основы театральной культуры
3
В том числе
теор.
часы
практ.
часы
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
3
3
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
2
Культура и техника речи
4
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
3
4
Художественная литература
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
2
-
5
Ритмопластика, этюды
3
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
3
6
Работа над спектаклем
5
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
5
7
Коммуникативные игры
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
8
Физкультминутки, динамические
паузы
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
2
9
Релаксация
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
10
Электронные средства обучения
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
2
-
11
Артикуляционная, дыхательная,
пальчиковая гимнастика
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
10
12
Развлечения, спектакль
6
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
6
13
Диагностика
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
1
Всего часов:
36
8
28
3-й год обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Общее
кол-во
часов
Форма
контроля
1
Театральная игра: игры-стихи, игры –
пантомимы, игры на имитации
движений
4
2
Основы театральной культуры
3
В том числе
теор.
часы
практ.
часы
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
3
3
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
2
Культура и техника речи
4
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
3
4
Художественная литература
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
2
-
5
Ритмопластика, этюды
3
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
3
6
Работа над спектаклем
5
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
5
7
Коммуникативные игры
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
8
Физкультминутки, динамические
паузы
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
2
9
Релаксация
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
10
Электронные средства обучения
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
2
-
11
11
Артикуляционная, дыхательная,
пальчиковая гимнастика
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
12
Развлечения, спектакль
6
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
6
13
Диагностика
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
1
Всего часов:
36
8
28
4-й год обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Общее
кол-во
часов
Форма
контроля
1
Театральная игра: игры-стихи, игры –
пантомимы, игры на имитации
движений
4
2
Основы театральной культуры
3
В том числе
теор.
часы
практ.
часы
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
3
3
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
2
Культура и техника речи
4
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
3
4
Художественная литература
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
2
-
5
Ритмопластика, этюды
3
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
3
6
Работа над спектаклем
5
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
5
7
Коммуникативные игры
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
8
Физкультминутки, динамические
паузы
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
2
9
Релаксация
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
12
10
Электронные средства обучения
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
2
-
11
Артикуляционная, дыхательная,
пальчиковая гимнастика
1
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
1
12
Развлечения, спектакль
6
Наблюдение
с фиксацией
результатов
-
6
13
Диагностика
2
Наблюдение
с фиксацией
результатов
1
1
Всего часов:
36
8
28
1.5.
Содержание учебно-тематического плана
1-й год обучения
месяц
1 неделя
2 неделя
Сентябрь
Давайте
познакомимся
Ох, уж этот
театр!
Октябрь
Прогулка по
лесу
Мы играем и
поем
Ноябрь
«Уронили
Курица с
мишку на пол» цыплятами
по
стихотворениям
А. Барто
Декабрь
Заюшкина
избушка (театр
конусной
игрушки)
Январь
Потеряли
котятки по
дороге
перчатки
3 неделя
4 неделя
Для деда, для бабы
Курочка- Ряба
яичко снесла
золотое
Забыла девочка
котенка покормить,
не мог он
вспомнить, как
покушать
попросить
Быстро времечко
пройдет, и
Цыпленок
подрастет
Ходит осень по
дорожкам (по
сказке «Теремок»)
Ох, трудна
работа – выгнать
лису
Возьмем Мишку на
прогулку
Пришел Мишка с
прогулки
Отыскали
перчатки, вот
спасибо,
котятки!
Встали детки в
кружок –
закружились как
снежок
Как собака друга
искала
Про котенка,
который забыл, как
надо
просить есть
Мы водили
хоровод
13
Февраль
Собачке
грустно. Ей не
спится, с кем
собачке
подружиться
Без друзей нам
В гости к сказке
не прожить ни за (Колобок)
что на свете
«Колобок на новый
лад» по мотивам
русской народной
сказки
Март
Весна пришла!
В гости
пальчики
пришли
Воробей и кот
Хитрый воробышек
обманул кота
В гостях у
дедушки
Корнея
В гостях у
бабушки
Два веселых
гуся
Жили – были два
гуся
Солнышко
пригревает
Ладушкиладошки
Пчелки-детки,
полетели!
К нам гости
пришли!
Апрель
Май
2-й год обучения
Месяц
Сентябрь
1 неделя
Изменю себя
друзья,
догадайтесь
кто же я
Музыка осени
2 неделя
Пойми меня.
Язык жестов
3 неделя
Игровые
упражнения
4 неделя
Игры с бабушкой
Забавушкой
Присказка
Колобок
Колобок, колобок –
румяный бок
Речь и движения
В гости сказка к
нам пришла
Болтливая утка
Красная шапочка
Декабрь
Колобок не тот,
а другой
Поможем
Красной
Шапочке
Январь
Кукушка
В гостях у козлят
Февраль
Волк и семеро
козлят
Волк и семеро
козлят на новый
лад
Вежливые слова
Путешествие по
сказке «Волк и
семеро козлят»
Терем-теремтеремок
Март
Стоит в поле
теремок
Дайте срок,
построим
теремок
Ох, красивый
теремок, очень,
очень он высок
Апрель
У меня
зазвонил…
Кто сказал
мяу?
Телефон
Только «мяу» где
сыскать?
Вот так грибвеликан, всем
хватило место там
Октябрь
Ноябрь
Май
Речевые
фантазии и
фантазии
движений
Кукушка
Дождик льет,
льет, а грибочек
все растет
Звери в гостях у
Снегурочки
Показ сказки
«Теремок»
родителям своей
группы
Не вы ли «мяумяу» говорили?
По следам сказок
14
3-й год обучения
месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
1 неделя
Что такое
театр?
Какие бывают
театры?
Театр
Петрушки
Репетиция
Январь
Февраль
Коза и волк
Страшный
волк
Март
Весенняя
сказка
Наше
настроение
Театр куколмарионеток
Апрель
Май
2 неделя
Театральные
профессии
Мы в театре
3 неделя
Учимся быть
артистами
Мир театра
Деревянные и
тряпичные куклы
«СорокаБелобока»
Т.Кирсановой
Болтливая утка
Дом для
поросенка –
крепость
Снегурочка с
подружками
Вот какие чудеса!
Волшебная
корзинка
Сочини сказку
Путешествие по
сказкам Корнея
Чуковского
4 неделя
Веселые истории
Встреча с Феей
Театра
Театральная
афиша
Новогодние
игрушки
Волк и лиса
Кукольный
спектакль «Три
поросенка»
Гори, гори ясно
Три поросенка
Расскажи стихи
руками
Весна
Играем сказку
«Мы любим
сказки». Итоговая
викторина с
участием
родителей
Итоговое занятие
«В мире театра»
Снегурочка
4-й год обучения
Месяц
Сентябрь
1 неделя
Здравствуй,
театр!
Октябрь
Мимика
Ноябрь
«Игрушка для
театрального
уголка своими
руками».
Конкурс
Демонстрация
театра на
фланели
Мимика и жесты
Декабрь
Январь
Слух и чувство
ритма
2 неделя
Кто работает в
театре.
«Закулисье»
Страна
«Театралия»
Театр на пальце
3 неделя
Как вести себя
театре
4 неделя
Театр варежек,
здравствуй!
Сила голоса
Импровизация
Театр теней
Театр на руке
Конусный
настольный
театр
Рисуем театр
(конкурс рисунков
«В театре»).
Знакомство с
куклами бибабо
Зимнее царство
Театральные
игры
Знакомство с
кукламиговорунчиками
Знакомство со
штоковым
театром
15
Февраль
Путешествие в
волшебный мир
театра. Театр
марионеток
Театр
деревянных
фигурок,
резиновых
игрушек
Сказки А.С.
Пушкина
Магнитный театр.
Театр куколоригами
Беседа о дружбе
и друзьях по
рассказам
В.Осеевой
От игры — до
спектакля
Фантастическое
путешествие.
Спортивнотеатрализованный
праздник
КВН по
театрализованной
деятельности для
родителей
Водяная – Су
Анасы
Март
Театр масок
Апрель
Настоящие
друзья
Май
«В мире театра». Путешествие в
Театрализованная страну сказок
викторина
совместно с
родителями
Экскурсия в
кукольный театр
Театральный
калейдоскоп
Театральные
фантазии. КВН
16
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
Год обучения
Дата начала
обучения
1-год обучения
Календарный учебный график
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных дней
15 сентября
Дата
окончания
обучения
31 мая
72
Количество
учебных
часов
144
2-год обучения
15 сентября
31 мая
36
72
144
3-год обучения
15 сентября
31 мая
36
72
144
4-год обучения
15 сентября
31 мая
36
72
144
Режим
занятий
2 занятия
2 часа в
неделю
2 занятия
2 часа в
неделю
2 занятия
2 часа в
неделю
2 занятия
2 часа в
неделю
17
2.2. Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и
метапредметных результатов: практическая работа, творческая работа,
фестиваль, конкурс,
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных
качеств: наблюдение, беседа, опросы, анкетирование,
Особенности организации аттестации/контроля:
Перед зачислением ребенка на обучение по образовательной программе
проводится входная диагностика, позволяющая определить исходный уровень
развития компетенций ребенка, необходимых для обучения по программе. В
соответствии с входной диагностикой дошкольнику рекомендуется тот или
иной уровень освоения программы.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится с целью
контроля знаний обучающихся и проверки результативности обучения
посредством диагностического инструментария.
2.3. Оценочные материалы
Диагностический инструментарий включает в себя следующие формы:
- наблюдение с фиксацией результатов;
- фронтальные и индивидуальные вопросы;
- проведение праздников, концертов
- проведение театрализованных постановок;
- проведение открытых занятий для родителей.
2.4. Методическое обеспечение программы
Методические материалы: Программа «Театральная мозаика» основана на
программе М.Д. Маханевой и Иващенко Л.П. «Театрализованная деятельность
детей дошкольного возраста»
Методики и технологии:
1. Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки).
2. Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки).
3. Работа с картинкой (описание картинки, подвижные, спокойные,
творческие игры).
4. Разучивание и декламация стихов, разучивание песен.
6. Инсценировка коротких рассказов и пьес.
7. Воспроизведение ситуативных диалогов.
Краткое описание работы с методическими материалами: Занятия состоят
из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает
краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных
бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг
нас. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского
мастерства.
Форма обучения – игровая, любое задание превратить в интересную и
выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по
18
содержанию
занятия
подобраны
стихи,
песенки,
загадки,
рифмы.
2.5. Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 5-15 человек
и отвечающего правилам СанПин;
шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых
прототипов проекта;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные
определители животных и растений, научная и справочная литература,
наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.
Материально-техническое обеспечение программы:
Дидактический материал
- карточки-пиктограммы на
определение основных эмоций;
- иллюстрации;
-пазлы «Эмоции»;
- портреты композиторов, писателей;
- декорации;
- ширма;
-атрибуты;
-костюмы;
-шапочки-маски;
- куклы Би-Ба-Бо;
- пальчиковый театр;
- настольный театр;
Техническое оснащение
- ноутбук;
- СD проигрыватель с USB
выходом;
- колонки;
- комплект СD дисков для
проведения занятий.
Кадровое обеспечение программы:
Для реализации программы требуется педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
2.6. Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы: создать условия для культурноэстетического развития, воспитания нравственных качеств личности
воспитанников.
Задачи воспитательной работы: Способствовать развитию основных
культурных
способов
деятельности,
проявлению
инициативы
и
19
самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении и др.;
способности выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности.
Приоритетные
направления
воспитательной
деятельности:
социокультурное и медиакультурное воспитание, культурологическое и
эстетическое воспитание
Формы воспитательной работы: беседа, дискуссия, культпоход,
викторина, ярмарка, фестиваль, сюжетно-ролевая игра,
Методы воспитательной работы: рассказ, беседа, пример, упражнение,
приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение,
анализ результатов деятельности,
Планируемые результаты воспитательной работы
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим
людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх; старается разрешать конфликты;
- сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
- владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии,
правила поведения в театре.
3. Список литературы
1. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и
родителям/В.Н.Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль:
«Академия развития», «Академия К˚», 2001.– 256с.
2. Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты
занятий./Под ред.А.А. Грибовской– М:ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
3. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников:методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова. – М.Просвещение, 2006. –
192с.
4. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В.Дубровская. – С.-Пб. :
«Детство Пресс», 2004. – 128с.
5. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам/ Т.Н. Караманенко,
Ю.Г. Караманенко.-Москва «Просвещение», 2002 г.
6. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей
дошкольного и школьноговозраста/О.А. Куревина.- М., 2003.
7. Куцакова,
Л.В.
Воспитание
ребенка-дошкольника:
развитого,
образованного,самостоятельного,
инициативного,
неповторимого,
культурного, активно-творческого/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова.М.,2003.
8. Ледяйкина, Е.Г., Топникова, Л.А. Праздники для современных
малышей/Е.Г. Ледяйкина Е.Г., Л.А. Топникова. - Ярославль, 2002.
9. Маханева, М.Д.Театральные занятия в детском саду/ М.Д. Маханева.Москва, Творческий центр «Сфера»,2003г.
10. Мирясова, В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о
животных/ В.И. Мирясова. - М., 2000.
20
11. Михайлова, М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры,
аттракционы/ М.А. Михайлова.- Ярославль, 2002.
12. Петрова, Т.Н., Сергеева, Е.А., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в
детском саду/ Т.Н. Петрова, Е.А. Сергеева, Е.С. Петрова. - М., 2000.