MA.D:OY .n;eTCKI1M ca,n; o6rn,epa3BHBaIOr:u;ero BI1,ll.a C np11op11TeTHbIM ocyrn,eCTBJieHHeM ,n;e.sneJibHOCTH no IlO3HaBaTeJibHO-petieBOMY pa3BHTHIO BOCTII1TaHHI1KOB N2 131 TTPI1H.}ITO Tie,n:arorWieCKl1M COBeTOM TTpoTOKOJJ 3ace,ua.H1rn NQ 1 30 asrycra 2024 r. yqEJiHhIH IIJIAH ITO PEAJ1113A1(1111 OCHOBHOH OEPA30BATEJihHOH IlPOrPAMMhI ,[(OIIIKOJlhHOro OEPA30BAHIUI MA.D:OY .n:eTcKoro ca,ll.a o6r:u;epa3Bl1BaIOrn,ero BH,ll.a C rrp11op11TeTHblM ocyr:u;ecTBJieHI1eM .n:e.sneJibHOCTH no IlO3HaBaTeJibHO-petieBOMY pa3BHTI1IO BOCIII1TaHHHKOB HA 2024-2025 YlffiEHhIH ro.n: 131 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 1.1.Нормативные основания составления учебного плана по реализации образовательной программы МАДОУ. 1.2.Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана МАДОУ. 1.3.Структура учебного плана по реализации образовательной программы МАДОУ. 2. Учебный план по реализации образовательной программы МАДОУ детского сада № 131 на 2024-2025 учебный год. 1. Пояснительная записка к учебному плану МАДОУ детского сада № 131 на 2024 - 2025 учебный год 1.1 Нормативные основания составления учебного плана по реализации образовательной программы МАДОУ. Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 131 на 2023 - 2024 учебный год составлен в соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847); Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; Уставом МАДОУ. Учебный план МАДОУ детского сада № 131, является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности. 1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработанная и утверждённая в МАДОУ. Цель и задачи деятельности МАДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, федеральной образовательной программой дошкольного образования, Уставом МАДОУ, приоритетным направлением МАДОУ, с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО): 1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; 2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 3) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; 4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 5) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности; 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; 10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования; 11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Основная образовательная программа МАДОУ реализуется в сочетании с: Парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»/ Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019; Образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019 Вариативная часть Программы, предполагает реализацию занятий по дополнительному образованию в запланированных НОД, а так же в режимных моментах и направлена на поддержку приоритетного вида деятельности дошкольного образовательного учреждения по познавательно-речевому развитию воспитанников. При включении дополнительной программы в режим работы детского сада были учтены возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, количество занятий в течение дня и их длительность. В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной (модульной) частью, формируемой дошкольным образовательным учреждением: - инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. - вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Учебного плана, формируемая дошкольным образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной деятельностью составляют не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Домашние задания детям не задаются. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности. 3 занятие по физическому развитию проводится на прогулке Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников. Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений. В 2023-2024 учебном году в МАДОУ функционируют 11 групп общеразвивающей направленности: от 2 до 3 лет (группа раннего возраста) - 2 группы, от 3 до 4 лет (вторая младшая) – 2 группы; от 4 до 5 лет (средняя) – 2 группы от 5 до 6 лет (старшая) - 2 группы; от 6 до 7 лет – 3 группы. Все группы работают в режиме 5-дневной недели с 10,5-часовым пребыванием дошкольников и однородны по возрастному составу детей. Психолого-педагогическая работа с воспитанниками учреждения осуществляется педагогом-психологом и строится с учётом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного процесса. 1.3. Структура учебного плана по реализации образовательной программы МАДОУ. Учебный день делится на три блока: 1) утренний образовательный блок включает в себя: - самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем; - утренний круг (проводится в форме развивающего общения, диалога) 2) развивающий блок представляет собой: - организованную образовательную деятельность (организованное обучение в форме игровой деятельности); - наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке; 3) вечерний блок включает в себя: - совместную деятельность воспитателя с ребенком; - свободную самостоятельную деятельность воспитанников; - образовательную деятельность художественно-эстетического и физкультурнооздоровительного направления. - вечерний круг (проводится в форме развивающего общения, диалога) На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку. В расписании учтены психолого-возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: Ранний возраст – не более 10 мин. – 1 час 40 минут в неделю, допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня. младшая группа – не более 15 мин. – 2 часа 30 минут. В первой половине дня – 30 минут. средняя группа – не более 20 мин. – 4 часа в неделю. В первой половине дня – 40 минут. старшая группа – не более 25 мин.– 5 часов 25 мин. в неделю. В первой половине дня – 50 минут. Подготовительная группа – не более 30 мин. – 7 часов в неделю. В первойполовине дня – 1час 30 мину. Занятия: 1. Рассчитаны на ЗБР (Зона ближайшего развития), то есть задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказывался в ситуации успеха. 2. Соответствуют деятельностному подходу, то есть опираются на детские смыслы и интересы, специфически детские виды деятельности, чтобы дети были активными, заинтересованными участниками процесса. В занятиях соблюдается принцип возрастного соответствия, то есть на занятиях учитываются возрастные особенности развития детей и опираются на ведущий вид деятельности. 1. Занятие строится на принципах развивающего обучения, то есть работа направлена не столько на накопление знаний детей, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения 2. При подборе материала для занятий учитывается принцип культуросообразности, то есть используется материал, отвечающий культурно-историческим ценностями традициям народов РФ. Учебный план по реализации образовательной программы МАДОУ детского сада № 131 на 2024-2025 учебный год Ранний возраст Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Нед. Мес. Год. Нед. Мес. Год. Нед. Мес. Год. Нед. Мес. Год. Нед. Мес. Год. Познавательное развитие Образовательные области Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью Ознакомление с природой 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 2 8 72 1 4 36 0.5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 - - - 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 Развитие речи Ознакомление с художественной литературой и фольклором Подготовка к обучению грамоте 0,5 2 18 Речевое развитие 0,5 2 18 0,5 0,5 2 18 0,5 Музыка Рисование Лепка Конструирование Аппликация Художественный труд 2 1 0,5 0.5 - - Здоровье Физическая культура 3 2 18 0,5 1 4 36 1 4 36 Художественно-эстетическое развитие 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 68 4 36 1 4 36 1 4 36 2 8 72 2 8 68 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0.5 2 18 0.5 2 18 2 18 0.5 2 18 1 4 36 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 1 4 36 1 4 36 1 4 36 Физическое развитие Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в процессе режимных моментов 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 - Социально-коммуникативное развитие Социализация Безопасность Труд Итого Недельная нагрузка Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в процессе режимных моментов 10 40 360 1 час 40 мин 11 44 396 2 часа 45 мин 12 48 432 4 часа 13 52 468 5 часов 25 мин Часть формируемая участниками образовательного процесса 14 56 504 7 часов Познавательное развитие (конструктивная деятельность) Речевое развитие Итого Недельная нагрузка В режиме В режиме В режиме 1 раз в неделю 1 раз в неделю В режиме 10 1 час 40 мин В режиме 11 занятий 2 часа 45 мин В режиме 12 занятий 4 часа В режиме 14 занятий 5 часов 50 мин В режиме 15 занятий 7 часов 30 мин Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Виды деятельности младшая группа средняя группа старшая группа подготовитель ная к школе группа ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Конструктивно -модельная деятельность 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Игровая деятельность Общение при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Дежурства Прогулки Трудовая деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежеднево ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Чтение художественной литературы Наблюдения группа раннего возраста 1 раз в неделю Самостоятельная деятельность детей Виды деятельности Самостоятельная игра Познавательноисследовательс кая деятельность Самостоятельная деятельность в мини-центрах развития группа раннего возраста ежедневно младшая группа средняя группа старшая группа подготовительная к школе группа ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Оздоровительная работа Виды деятельности Утренняя гимнастика Комплексы ЗП Гигиенические процедуры группа раннего возраста ежедневно младшая группа средняя группа старшая группа подготовительная к школе группа ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно