Содержание познавательно-исследовательской деятельности

19.08.2023

Организация экспериментальной деятельности дошкольников.pdf (скачать) (посмотреть)
Опыт работы по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.pdf (скачать) (посмотреть)
Из опыта работы.pdf (скачать) (посмотреть)

Виды познавательно-исследовательской деятельности в ДОО

19.08.2023

Вид познавательно-исследовательской деятельности

Примеры реализации в работе с дошкольниками

Поисково-исследовательская

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).

Учебно-познавательная

Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

Познавательно-практическая

Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах.

Предметно-исследовательская

Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольника

19.08.2023

   Эвристический метод.

Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации.

Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

·       Наблюдение.

Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов.

Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

·       Опыты и эксперименты.

Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования.

Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

·       Проектная деятельность.

Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей.

В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки.

Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

·       ТРИЗ-технологии.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы.

Этот метод применяется и вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности».

В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?».

Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Этапы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

19.08.2023

Этап исследования

Пример структуры исследования «Как растения пьют воду?» в старшей группе детского сада

Постановка проблемы

Выяснить, каким образом растения потребляют воду.

Целеполагание

Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды каким-либо растением.

Выдвижение гипотез

Ребята размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для человеческого глаза (дать растению выпить цветной воды).

Проверка гипотезы

Каждый воспитанник разводит в баночке с водой пищевой краситель, ставит в раствор лист китайской капусты или цветок белой гвоздики.

Анализ полученного результата

Утром ребята видят, что капустные листы (гвоздики) приобрели те оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.

Формулирование выводов

Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно, если растение произрастает в почве, то начинает «пить воду» нижняя часть, т. е. корни.

Картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

19.08.2023

Тема исследования

Задачи

Возрастная группа

«Вода и её свойства»

Формирование представления о воде как веществе, её свойствах;

знакомство со значением воды в природе и жизнедеятельности человека.

Младшая

«Волшебные губки»

Формирование умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине;

знакомство со способностью губки впитывать и отдавать воду.Хочу такой сайт

Младшая

«Лимон»

Формирование умения проводить исследование различными способами: визуальным, обонятельным, кинетическим.

Младшая

«Я исследователь. Камень»

Проведение эвристической беседы с воспитанниками;

совершенствование умения определять свойства объекта при помощи различных органов чувств.

Младшая

«Почему растаял снеговик?»

Закрепление представлений детей о свойствах снега;

формирование способности анализировать, обобщать, делать выводы.

Средняя

«Молоко»

Расширение знаний детей о молоке и молочных продуктах;

формирование представлений о пользе молока для человеческого организма.

Средняя

«Бюро находок»

Совершенствование умения сравнивать предметы по форме, размеру, цвету;

закрепление способности сенсорного исследования предметов («волшебный мешок»).

Средняя

«Удивительный шарик»

Формирование представлений о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.

Средняя

«Весёлый огород»

Расширение знаний о культурных растениях и способах их выращивания.

Средняя

«Энергия. Ток бежит по проводам»

Расширение и обобщение знаний об электричестве и его использовании на производстве и в быту;

закрепление безопасного обращения с электроприборами.

Старшая

«Удивительный магнит»

Формирование представлений о свойстве магнита притягивать предметы;

расширение знаний об использовании магнита в жизни человека.

Старшая

«Подушка»

Развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы (на примере исследования подушек с различными наполнителями — синтепон, вата, пух, гречневая шелуха, солома).

Старшая

«Вулкан»

Совершенствование умения работать с различными материалами и веществами во время проведения опыта.

Старшая

«Червячки»

Расширение знаний о почве;

формирование представлений о пользе жизнедеятельности червяков для роста растений.

Старшая

«Соль»

Формирование представлений о свойствах соли (в т. ч. солёной воды) и их применении в производстве и быту.

Подготовительная

«Термометр»

Знакомство с функциями термометра;

формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

Подготовительная

«Водолаз из Комарово»

Формирование представлений о плавании тел, давлении воздуха и жидкостей.

Подготовительная

«Человеческий зрачок»

Знакомство со свойствами зрачка расширяться и сужаться в зависимости от освещения.

Подготовительная

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».